Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 7 февраля 2014 г.
Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2014 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено 07 февраля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <_>
в присутствии:
заявителя - <_> на основании паспорта,
представителя <_> - <_> на основании паспорта,
представителя ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" и ОГУП "Агентство развития Ивановской области" - <_> на основании выписки из ЕГРЮЛ от 12.12.2014 N22726 и доверенности N2 от 04.02.2014, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 18.07.2013 поступила жалоба <_> (Вх.N040гр от 29.01.2014) (далее - Заявитель) на действия ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Организатор), выразившиеся в необоснованном признании заявки на участие в открытом аукционе N241213/2005917/01-1 не соответствующей требованиям аукционной документации и отказе в допуске к участию в открытом аукционе N241213/2005917/01-1.
В жалобе указывается, что Протоколом определения участников аукциона N241213/2005917/01-1 от 23.01.2014 о продаже на открытом аукционе недвижимого имущества: объект недвижимости - нежилое здание реабилитационного центра и нежилые строения - веранда, сарай, гараж, расположенные по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская, д. 83, по заявке претендента N3 <_> было принято решение об отказе в допуске к участию в указанном открытом аукционе.
<_> считает действия Организатора неправомерными, поскольку заявка была оформлена в соответствии с требованиями, установленными извещением о проведении аукциона N241213/2005917/01-1. При этом в Протоколе определения участников аукциона от 23.01.2014 указано, что поданная заявка претендента N3 <_> не соответствует требованиям, установленным в документации об открытом аукционе, однако отсутствует обоснование, почему заявка <_> была признана оформленной ненадлежащим образом.
В связи с изложенным, Заявитель обратился в Ивановское УФАС России с жалобой на действия ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов", выразившиеся в необоснованном признании заявки на участие в открытом аукционе N241213/2005917/01-1 не соответствующей требованиям и отказе в допуске к участию в открытом аукционе N241213/2005917/01-1.
ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" представило возражение на жалобу, в котором указало, что в нарушение п. 15 аукционной документации заявка <_> не содержала указаний на конкретные характеристики, которыми будет обладать результат работ в течение календарного года с момента приватизации, а также в заявке отсутствовали конкретные предложения по использованию предмета аукциона в случае победы. Непредставление необходимых сведений, предусмотренных аукционной документацией, послужило основанием для отказа <_> в допуске к участию в аукционе.
В связи с этим ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" считает жалобу <_> необоснованной.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Исходя из содержания жалобы, ее рассмотрение осуществлено в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
<_> заявил ходатайство о допуске к участию в заседании Комиссии представителя - <_> Представитель ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" и ОГУП "Агентство развития Ивановской области" не возражал относительного ходатайства.
Рассмотрев указанное ходатайство, Комиссия приняла решение о допуске <_> к участию в рассмотрении жалобы в качестве представителя Заявителя.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе; представитель Организатора с указанными доводами не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Рассмотрев представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
24.12.2013 на сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано извещение N241213/2005917/01-1 о проведении торгов в отношении объекта недвижимости - нежилое здание реабилитационного центра и нежилые строения - веранда, сарай, гараж, расположенные по адресу: РФ, Ивановская область, Приволжский район, город Плес, улица Советская, дом N83,земельный участок. Недвижимое имущество "Дом жилой, ХIХ в.", расположенное по адресу: РФ, Ивановская область, Приволжский район, город Плес, улица Советская, дом N83, является объектом культурного наследия. Земельный участок: категория: земли населенных пунктов, площадь: 2585 кв.м., кадастровый номер: 37:13:020102:39, разрешенное использование: для размещения пансионата, свидетельство о регистрации права собственности Ивановской области от 27.08.2013, серия 37-СС N 358575.
Основание проведения торгов: аукцион проводится в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в действующей редакции), Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе", Законом Ивановской области N105-ОЗ от 13 июля 2007 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ивановской области", Письмом Заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя представительства Правительства Ивановской области в городе Москве начальнику Департамента управления имуществом Ивановской области от 11.09. 2013 года N 2432 - ИД-6.
Продавцом указанного имущества является Департамент Управления имуществом Ивановской области в лице ОГУП "Агентство развития Ивановской области".
Организатором торгов выступает Общество с ограниченной ответственностью "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов".
Форма торгов (способ приватизации): продажа открытым аукционом.
Форма подачи предложений о цене имущества: аукцион является открытым по составу участников и открытым по форме подачи предложений о цене имущества.
Начало приема заявок на участие в аукционе: 25 декабря 2013 года.
Время и дата окончания приема заявок на участие в аукционе: 20 января 2014 года 16 часов 00 мин.
Дата рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов: 23 января 2014 года.
По итогам рассмотрения заявок претендентов на участие в аукционе был составлен Протокол определения участников аукциона N241213/2005917/01-1 от 23.01.2014 (далее - Протокол).
В соответствии с указанным Протоколом для целей участия в аукционе в установленный Извещением срок поступило 4 (четыре) заявки.
По результатам рассмотрения указанных заявок аукционной комиссией принято решение о соответствии заявок NN1, 2 требованиям, установленным в документации об открытом аукционе; указанные претенденты были допущены к участию в открытом аукционе и признаны участниками открытого аукциона.
Заявки на участие в аукционе претендентов NN 3, 4 были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации; претенденты, подавшие данные заявки, не были допущены к участию в открытом аукционе.
В соответствии с абз. 2 ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации муниципального имущества является аукцион.
Порядок проведения аукциона по продаже муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты муниципального имущества регулируется также Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 (далее - Положение).
В соответствии с пп. "е", "ж", "и" п. 3 Положения Продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона:
- принимает от претендентов заявки на участие в аукционе (далее именуются - заявки) и прилагаемые к ним документы по составленной ими описи, а также предложения о цене имущества при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме;
- проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении аукциона;
- принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, установленным Законом о приватизации, и уведомляет претендентов о принятом решении.
В соответствии с п. 4 Положения Продавец вправе привлекать к осуществлению функций, указанных в подпунктах "в", "е", "ж" и "з" пункта 3 настоящего Положения, отобранных на конкурсной основе юридических лиц на основании заключенных с ними договоров.
В соответствии с п.5 Положения для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона о приватизации претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
Согласно аукционной документации обязательным элементом заявки являются предложения по использованию объекта культурного наследия с указанием характеристик, которыми будет обладать результат работ в течение календарного года с момента приватизации.
В заявке <_> указано, что, в случае признания его победителем аукциона и приобретения указанного объекта культурного наследия, он планирует использовать его в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55322-2012 "Услуги населению. Общие требования к малым средствам размещения для постоянного проживания", ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения", ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания". Однако в заявке отсутствовали конкретные предложения по использованию предмета аукциона.
Таким образом, заявка N3, поданная <_> не соответствовала требованиям к оформлению заявок на участие в открытом аукционе N241213/2005917/01-1, установленным аукционной документацией. Поэтому на основании ч. 8 ст. 18 Закона о приватизации, п. 17 аукционной документации Организатором торгов обоснованно было принято решение о признании заявки <_> не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, и об отказе <_> в допуске к участию в открытом аукционе.
Однако в жалобе на действия Организатора торгов <_> указывает, что требование об обязательном указании в составе заявки предложения по использованию объекта культурного наследия в течение 1 года с момента приватизации не конкретизировано. Также указание в заявке предложения по использованию объекта торгов не является обязательным требованием в соответствии с Законом о приватизации и Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Включение в форму заявки предложения по использованию в течение года приватизируемого имущества Заявитель считает ограничительным условием.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о приватизации на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.
Следовательно, в случае если покупатели приватизируемого имущества должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества, то торги могут быть проведены только в форме конкурса (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о приватизации).
Тем не менее, в нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о приватизации документация открытого аукциона N241213/2005917/01-1 содержала требование обязательного указания в заявке конкретных предложений по использованию предмета торгов.
Кроме того, особенности приватизации объектов культурного наследия закреплены в ст. 29 Закона о приватизации.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о приватизации обязательным условием приватизации объектов культурного наследия является их обременение обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство). Порядок оформления и содержание охранного обязательства также устанавливаются ст. 29 Закона о приватизации.
Иных обязательных требований, соблюдение которых, является условием приватизации объекта культурного наследия, действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, документация открытого аукциона N241213/2005917/01-1 содержала требования, которые не являются обязательными в соответствии с действующим законодательством и которые могут быть включены в состав документации только при проведении торгов в форме конкурса. Следовательно, установление в аукционной документации требования об обязательном указании в заявке конкретных предложений по использованию предмета аукциона противоречит ч. 1 ст. 18 и ст. 29 Закона о приватизации.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_> на действия ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" обоснованной в части незаконного установления в аукционной документации требований о выполнении участниками аукциона условий (предложений) по использованию объекта культурного наследия, являющегося предметов торгов.
2. Выдать ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" в порядке части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов, для чего:
2.1 Отменить Протокол определения участников аукциона N241213/2005917/01-1 от 23.01.2014 - в срок до 27.02.2014.
2.2 Внести изменения в аукционную документацию путем исключения из нее требований об обязательном указании в заявке конкретных предложений по использованию объекта аукциона - в срок до 27.02.2014.
2.3 Провести торги по продаже указанного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и аукционной документацией с учетом изменений, внесенных в аукционную документацию.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-10/2014-02
07 февраля 2014 года г. Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: <_>
руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 07.02.2014 по делу N 02-10/2014-02 о нарушении ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" устранить нарушение норм Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества", для чего:
2.1 Отменить Протокол определения участников аукциона N241213/2005917/01-1 от 23.01.2014 - в срок до 27.02.2014.
2.2 Внести изменения в аукционную документацию путем исключения из нее требований об обязательном указании в заявке конкретных предложений по использованию объекта аукциона - в срок до 27.02.2014.
2.3 Провести торги по продаже указанного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и аукционной документации с учетом изменений, внесенных в аукционную документацию.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 февраля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016