Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 24 июня 2015 г. N ТГ 08-02/2014-232
резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2015 года
в полном объеме решение изготовлено 24 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - "_"., члены Комиссии: "_"- старший государственный инспектор отдела контроля органов сласти, "_"- ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, "_".- ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2014-232 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба технического обеспечения ЖКХ",
в присутствии:
представителя ответчика по делу - МКУ "СТО ЖКХ" - "_" по доверенности от 21.04.2015 N 25/01-12;
заявителя по делу - председателя ТСН "Автозаводская 19А" "_" протокол от 22.10.2014 N1;
заинтересованного лица - Администрации г. Ижевска - "_" по доверенность от 11.02.2015 N662/01-33ДО;
в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО УК "Комфорт", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении от 15.05.2015 N 426009 86 17550 9), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 15.12.2014 г. поступило заявление председателя правления товарищества собственников недвижимости (далее - ТСН) "Автозаводская 19А" "_" (вх. N 12132.), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства Муниципальным казенным учреждением г. Ижевска "Служба технического обеспечения ЖКХ" (далее - МКУ "СТО ЖКХ").
По мнению Заявителя, у МКУ "СТО ЖКХ" не было оснований для проведения 01.12.2014 г. конкурса по выбору управляющей организации в МКД N19А по ул. Автозаводская в г. Ижевске, поскольку собственниками уже был выбран способ управления МКД в форме создания ТСН. Проведение конкурса по выбору управляющей организации и выбор ООО УК "Комфорт" в качестве управляющей организации для дома N19 по ул. Автозаводская создает для ТСН препятствия в осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом.
В результате рассмотрения заявления председателя ТСН "Автозаводская 19А", представленных документов и информации, приказом Удмуртского УФАС России от 13.03.2015 г. N 77 "О возбуждении дела N ТГ 08-02/2014-232 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено настоящее дело.
Определением о назначении дела от 16.03.2015 г. NТГ08-02/2014-232 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение настоящего дела назначено на 21.04.2015 г. на 10 часов 00 минут.
В связи с необходимостью представления дополнительных документов, в заседании Комиссии 21.04.2015 г. был объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 28.04.2015 г.
Определением об отложении рассмотрения дела от 28.04.2015 г. NТГ08-02/2014-232, для получения дополнительной информации и сведений, рассмотрение дела было назначено на 09.06.2015 г. на 14 часов 00 минут.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 09.06.2015 г. председатель ТСН "Автозаводская 19А" поддержал доводы, изложенные в заявлении, и пояснил, что в данный момент управление домом осуществляет ТСН "Автозаводская 19А", у товарищества имеются заключенные договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Представитель МКУ "СТО ЖКХ" пояснила, что учреждением обоснованно проведен конкурс по отбору управляющей организации в многоквартирном доме N19А по ул. Автозаводская в г. Ижевске, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрен такой способ управления многоквартирным домом, как товарищество собственников недвижимости. Также представитель отметила, что ООО УК "Весна", ТСН "Автозаводская 19А" и ООО УК "Комфорт" находятся в спорных правоотношениях. ООО УК "Комфорт", по состоянию на 12.04.2015 г. не заключило более 50% договоров с собственниками многоквартирного дома.
Согласно письменным пояснениям ООО "Комфорт" от 27.04.2015 г. обществом не заключены более 50% договоров управления с собственниками в МКД N19А по ул. Автозаводская, по причине того, что собственники чинят препятствия в заключении договоров ввиду создания в доме товарищества собственников недвижимости.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев заявление, представленные документы и информацию, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 15.07.2012 г. N 585 "О создании муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба технологического обеспечения ЖКХ" учреждено МКУ "СТО ЖКХ", утвержден устав.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 29.05.2013 г. N 585 были утверждены изменения в устав, согласно которым был добавлен пункт 2.2.24 об осуществлении учреждением такого вида деятельности как, проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций на право заключения договора на управление многоквартирными домами в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
15.10.2014 г. МКУ "СТО ЖКХ" опубликовало извещение на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru о проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом N 19А по ул. Автозаводская в г. Ижевске (извещение N151014/2643617/02) (далее - конкурс). Дата начала подачи заявок - 16.10.2014 г., дата окончания подачи заявок - 26.11.2014 г., дата проведения конкурса 01.12.2014 г. Победителем проведенного конкурса стало ООО "Комфорт".
Согласно протоколу от 22.10.2014 г. N1 счетной комиссии по подсчету результатов заочного голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N19А по ул. Автозаводская 19А, проходившем с 11.10.2014 г. по 16.10.2014 г., собственниками был выбран способ управления многоквартирным домом - Товарищество собственников недвижимости, утверждены название ТСН и Устав. Собрание признано правомочным.
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица "Товарищество собственников недвижимости "Автозаводская 19А" серия 18 N 003419897 получено 28.11.2014 г.
26.11.2014 г. председателем правления ТСН "_" было направленно заявление на имя директора МКУ "СТО ЖКХ" "_" об отмене конкурса, в связи с тем, что собственники помещений уже приняли решение о выборе способа управления - ТСН и намерены реализовать его. Так же сообщила, что свидетельство о создании ТСН будет получено 28.11.2014 г.
Заявителем представлены копии переписки посредством электронной почты между председателем ТСН и сотрудником МКУ "СТО ЖКХ" - юрисконсультом отдела муниципальных закупок и договорной работы "_"., согласно которой 28.11.2014 г. юрисконсульт просит направить в ее адрес копию выписки из ЕГРЮЛ. Председателем 28.11.2014 г. направляется отсканированная копия выписки из ЕГРЮЛ и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица ТСН "Автозаводская 19А".
Согласно выписке их единого государственного реестра юридических лиц, выданной 28.11.2014 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, организационно - правовой формой ТСН "Автозаводская 19А" является - товарищество собственников жилья (ТСЖ).
08.12.2014 г. МКУ "СТО ЖКХ" направило ответ в адрес Ешкеевой А.Н. о том, что организатором конкурса принято решение о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N19 по ул. Автозаводская в установленном законом порядке, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N75. Также МКУ "СТО ЖКХ" в своем письме отметило, что такой способ управления, как ТСН в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не предусмотрен. Согласно положениям части 2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом может осуществляться только определенными способами: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
01.01.2015 г. ТСН "Автозаводская 19А" заключило договор NАК-ДТС-68 на снабжение тепловой энергией (мощностью) и теплоносителем с ООО "Автокотельная".
01.02.2015 г. между ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" и ТСН "Автозаводская 19А" заключен договор энергоснабжения NР8623.
26.02.2015 г. ТСН "Автозаводсая 19А" заключило единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N918 с МУП г. Ижевска "Ижводоканал".
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 г. N75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила N75).
В соответствии с пунктом 2 постановления с 1 января 2007 г. органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N75 установлены случаи в которых проводится открытый конкурс по выбору управляющей организации.
Организационно - правовая форма юридических лиц определяется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно переходным положениям Федерального закона от 05.05.2014 N99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ(часть 4 статьи 3).
Таким образом, положения статьи 161 ЖК РФ, применяются только в части, не противоречащей положениями гражданского законодательства.
Согласно статье 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Таким образом, исходя из положений ГК РФ товарищество собственников недвижимости является организационно - правовой формой некоммерческих корпоративных организаций, которое может осуществлять функции по совместному управлению многоквартирным домом, наравне с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным жилищным кооперативом.
В соответствии с пунктом 39 Правил N75 организатор конкурса отказывается от проведения конкурса в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом и реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Дата проведения конкурса по выбору способа управления многоквартирным домом N19А, по ул. Автозаводская - 01.12.2014, а товарищество собственников недвижимости "Автозаводская 19А" было зарегистрировано - 28.11.2014 г., то есть до дня проведения конкурса.
Таким образом, на момент проведения конкурса по выбору способа управления многоквартирным домом N19А по ул. Автозаводская, был выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья, в соответствие с жилищным законодательством, и зарегистрировано товарищество собственников недвижимости "Автозаводская 19А", в соответствии с положениями гражданского законодательства.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, МКУ "СТО ЖКХ" должно было отказаться от проведения конкурса по выбору управляющей организации, как-то предписано положениями пункта 39 Правил N75 и не создавать необоснованные препятствия в осуществлении деятельности ТСН "Автозаводская 19А".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Необходимо учитывать, что признать незаконными действий (бездействий) указанных органов возможно только в случае, если такие действия (бездействия) приводят или могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.
Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7) статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Хозяйствующий субъект, в понятии Закона о защите конкуренции, это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
К признакам ограничения конкуренции в том числе относят действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг по установлению требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из смысла и содержания указанных положений Закона о защите конкуренции следует, что конкуренция возникает только в случае, если хозяйствующие субъекты действуют на одном товарном рынке.
Некоммерческая организация может быть признана субъектом конкурентных отношений лишь в случае, если она осуществляет предпринимательскую деятельность, приносящую ей доход от продажи того же товара на том же товарном рынке, что и коммерческая организация.
Товарищество собственников недвижимости исходя из положений статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации является некоммерческой организацией, осуществляющей совместное владение, пользование и распоряжение имуществом многоквартирного дома, и не является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции, в отличии от управляющей организации, осуществляющей услуги по управлению многоквартирным домом и получающей доход от оказания таких услуг.
Таким образом, товарищество собственников недвижимости и управляющая организация не являются конкурентами на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городе Ижевске.
Кроме того, Заявителем 01.06.2015 г. представлен акт приема - передачи технической документации по МКД N19А от ООО УК "Весна" к ТСН "Автозаводская 19А", а именно: паспорт на лифт, паспорт теплового пункта, технические условия на проектирование системы отопления, исполнительная техническая документация, рабочая документация, рабочий проект, технический паспорт, поэтажный план. Наличие данных документов позволяют ТСН полноценно осуществлять свои функции.
Таким образом, бездействие МКУ "СТО ЖКХ" по отказу от проведения конкурса по отбору управляющей организации в МКД N19А, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, не может является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия не приводят и не могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 2) части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Рассмотрев представленные в дело документы и информацию, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в бездействии МКУ "СТО ЖКХ" по отмене конкурса по отбору управляющей организации в МКД N19А по ул. Автозаводская в г. Ижевске, в связи с чем дело N ТГ 08-02/2014-232, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении МКУ "СТО ЖКХ" подлежит прекращению.
Однако Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела NТГ08-02/2014-232 в уполномоченный надзорный орган, для дачи оценки действиям должностных лиц МКУ "СТО ЖКХ" по факту проведения 01.12.2014 г. конкурса по выбору управляющей организации в МКД N19А по ул. Автозаводская в г. Ижевске.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2) части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Производство по делу N ТГ08-02/2014-232, возбужденному в отношении муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба технологического обеспечения ЖКХ" по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
2. Передать материалы дела NТГ08-02/2014-232 в уполномоченный надзорный орган, для дачи оценки действиям должностных лиц МКУ "СТО ЖКХ" по факту проведения конкурса по выбору управляющей организации в МКД N19А по ул. Автозаводская в г. Ижевске.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 24 июня 2015 г. N ТГ 08-02/2014-232
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016