Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 25 июня 2015 г. N 248-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, главный государственный инспектор; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района <_> <_> ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" <_> <_> в отсутствие представителей ООО "Комплект сервис",
рассмотрев жалобы ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" и ООО "Комплект сервис" на действия отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300043515000015), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступили жалобы ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" и ООО "Комплект сервис" на действия отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300043515000015) (далее - ОАЭФ).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" полагает, что комиссией отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области незаконно отклонена первая часть заявки ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" за не указание страны происхождения товара и не верно представленные сведения о конкретных показателях предлагаемого для использования товара.
ООО "Комплект сервис" полагает, что требования аукционной документации о необходимости подрядчику выполнить общестроительные работы и одновременно поставить оборудование для пищеблока (электроплита, овощерезательная машина, мясорубка, и т.д.), мебель (стол письменный, стеллаж библиотечный, вешалка настенная и т.д.), электронное оборудование (персональный компьютер, сервер, мультимедиа проектор, сканер и т.д), медицинское оборудование (облучатель, холодильник медицинский, фонендоскоп, термометр и т.д.). Поставка указанного оборудования и товаров технологически и функционально не связана с объектом закупки (выполнение строительных работ) и не связана между собой. Кроме того, не каждая организация, занимающаяся поставкой специализированного оборудования, одновременно может осуществить строительные работы. Указанные действия являются нарушением законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства.
Представители отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области доводы Заявителей считают необоснованными, а жалобы не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
Отделом по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области на официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300043515000015) с начальной (максимальной) ценой контракта - 145 225 328,00 руб.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2015 N0131300043515000015-1 заявка ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" была отклонена за не указание страны происхождения товара и не верно представленные сведения о конкретных показателях предлагаемого для использования товара.
Согласовано части 1 статьи 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 66 Закона о закупках установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 18 Информационной карты документации ОАЭФ в качестве требований в составу первой части заявки установлено:
а) согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе наименования мест происхождения товаров.
Статьями 1522 - 1534 ГК РФ исключительное право на НМПТ подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Сведения об НМПТ и его правообладателях вносятся в Государственный реестр наименований (см. п. 17 Приказа Минобрнауки РФ от 12.12.2007 г. N 346 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности." зарегистрировано в Минюсте РФ 30.05.2008 г. N 11785).
Таким образом, под местом происхождения товара Гражданский кодекс РФ понимает современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. Однако отнюдь не любое наименование места происхождения товара получает правовую защиту и, соответственно, признается объектом интеллектуальной собственности, а только то, в отношении которого осуществлена государственная регистрация в установленном порядке (ст. 1518 ГК РФ).
Следовательно в документации ОАЭФ отсутствовало требование об указании страны происхождение товара предлагаемого к использованию, следовательно отклонение заявки ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" по данным основаниям является нарушением законодательства о контрактной системе.
Кроме того, что касается несоответствия конкретных показателей предложенных ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" Комиссией установлено следующее.
Документация ОАЭФ содержит как проектную документацию (с показателями к товару) так и техническое задание в виде "Требований к материалам". При этом указанные требования к материалам в данных документах отличаются. В соответствии с ответом на запрос о разъяснении положений документации участнику необходимо было предоставлять сведения о конкретных показателях в соответствии с техническим заданием, указанным в "Требования к материалам".
В связи с указанным ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" была подготовлена заявка в том числе в части конкретных показателей, попадающих в диапазон указанный в "Требованиях к материалам", однако заявка была отклонена в связи с несоответствием конкретных показателей требованиям установленным в проектной документации.
Составление таким образом аукционной документации ведет к запутыванию участников торгов, что в последствии зачастую служит основанием для отклонения первых частей заявок и устранению конкуренции.
Следовательно, отклонение заявки ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" по данному основанию также является нарушением законодательства о контрактной системе.
Часть 6 статьи 67 Закона о контрактной систем устанавливает, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках или предоставления недостоверной информации. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 66 Закона о закупках).
Таким образом, отклонив заявку ООО "Ремонтно-строительное управление -55" комиссия отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области нарушила часть 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
По доводам изложенным в жалобе ООО "Комплект сервис" Комиссией было установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком в проектной документации, локальном сметном расчете, требования к материалам, приложении к аукционной документации (20.05.15 селявное сметы).
Исходя из описания объекта закупки, потребность заказчика является исключительно подрядных работ по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области классифицированных им в рамках кода ОКПД 45.21.15.120 "Работы общестроительные по возведению зданий образовательных и культурных учреждений". Также в качестве способа определения подрядчика в силу статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчиком был выбран конкурентный способ - электронный аукцион, при котором информация о закупке была сообщена заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки были предъявлены единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В силу пункта 1.1 проекта муниципального контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязанность в срок выполнить работы по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области в соответствии с проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования сводно-сметном расчете (приложение N 1, графиком производства работ (приложение N 2), требованиями действующего законодательства РФ, а также нормативными документами в области строительства, условиями контракта и сдать готовый к эксплуатации объект заказчику.
Иными словами заказчик от подрядчика по окончании работ должен получить готовое к функционированию здание образовательного учреждения.
Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
На основании выше указанного в аукционной документации при строительстве объекта возможно предусмотреть необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка (монтаж) которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Вместе с тем, наряду с поставкой неразрывно связанного с объектом строительства оборудования, к поставке также требуются оборудование для пищеблока электроплита, овощерезательная машина, мясорубка, и т.д.), мебель (стол письменный, стеллаж библиотечный, вешалка настенная и т.д.), электронное оборудование (персональный компьютер, сервер, мультимедиа проектор, сканер и т.д), медицинское оборудование (облучатель, холодильник медицинский, фонендоскоп, термометр и т. д.).
Тем самым в состав одного лота было включено выполнение строительных работ и поставка товаров, технологически и функционально не связанных со строительно-монтажными работами.
Более того, поставка таких товаров (оборудования) может осуществляться отдельно (бытовой техники, мебели, отдельного медицинского оборудования), в связи с чем такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, выражающееся в невозможности принять участие в закупке тех организаций, которые специализируются только на выполнении строительно-монтажных работ или только на поставке мебели, бытовой техники, медицинского оборудования.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении заказчиком части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также принципов обеспечения конкуренции (статья 8 Закона о контрактной системе) и эффективности осуществления закупок (статья 12 Закона о контрактной системе).
Допущенные заказчиком нарушения являются существенными (привели к нарушениям прав и законных интересов участников) и повлияли на результат закупки (допущена одна заявка, снижение начальной (максимальной) цены контракта не произошло).
Руководствуясь статьей 106 Закона о закупках, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок решила:
1. Признать жалобы ООО "Ремонтно-строительное управление - 55" и ООО "Комплект сервис" на действия отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300043515000015) обоснованными.
2. Признать в действиях комиссии отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области нарушения части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области нарушения статей 8, 12, части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику отделу по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области предписание об устранении нарушений статей 8, 12, части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по строительству объекта "МКОУ Дивногорская СОШ на 144 учащихся в с Селявное Лискинского муниципального района Воронежской области (номер извещения 0131300043515000015).
5. В связи с выдачей предписания об аннулировании закупки предписание комиссии отдела по работе с поселениями администрации Лискинского муниципального района Воронежской области не выдавать.
6. Предать материалы настоящего дела сотруднику отдела контроля закупок Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 25.06.2015 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Р.В. Колмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 25 июня 2015 г. N 248-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016