Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 18 июня 2015 г. N 02/14452
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Организатор торгов)
- - по доверенности,
Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель)
-- по доверенности.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ" вх.N12780 от 11.06.2015 на действия организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Организатор торгов) при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502443816, далее - Закупка) заслушав пояснения представителей сторон, установила:
08 июня 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) опубликовано Извещение N31502443816 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Извещение о Закупке), включая протокол ЕД-40-1 05.06.15.
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Пассажиравтотранс", утвержденным приказом генерального директора N94 от 31.03.2015 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120008058, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
43 831 137,13 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
08.06.2015 (МСК) |
На момент рассмотрения жалобы по существу, представлен договор NIGSX21591388084000 от 04 июня 2015 с ОСАО "Ингосстрах".
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов при организации и проведении Закупки.
Заявитель указывает, что Организатор торгов осуществил Закупку не в соответствии с "планом закупок товаров, работ и услуг СПб ГУП "Пассажиравтотранс" на 2015 г".
Также Заявитель указывает, что Извещение о Закупке было опубликовано на Официальном сайте 08.06.2015, а протокол о принятии решения о заключении договора с единственным поставщиком NЕД-40-1 подписан 05.06.15.
Представитель Организатора торгов представил в заседание Комиссии для обозрения договор NIGSX21591388084000 от 04 июня 2015 с ОСАО "Ингосстрах" и протокол NЕД-40-1 "Заседания закупочной комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" от 05 июня 2015 года.
Иные оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургского УФАС России исх.N02/Т-561 от 16.06.2015 года, не представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документацию по закупке, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч.17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч.2 ст.4 Закона N 223-ФЗ, Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932, план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
В соответствии с п.4.2. Положения о закупках, Проведение закупок осуществляется в соответствии с Планом закупок.
В соответствии с п.4.7. Положения о закупках, Корректировка Плана закупок, в зависимости от потребностей Заказчика, допускается и должна быть произведена не позднее, чем за 10 (десять) календарных дней до дня размещения на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о соответствующей закупке.
В соответствии с п.4.10. Положения о закупках, не допускается размещение на Официальном сайте извещения о начале процедуры закупки, если данная закупка не предусмотрена Планом закупки Предприятия.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет "план закупок товаров, работ и услуг СПб ГУП "Пассажиравтотранс" на 2015 г" (Далее - План закупок), который доступен для обозрения по следующей ссылке: http://zakupki.gov.ru/223/plan/public/plan/info/actualdocuments.htmlplanI d=120213&planInfoId=590275&versioned=&activeTab=1&epz=true.
В размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет Плане закупок отсутствует закупка на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" способом "закупки у единственного исполнителя".
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает в действиях Организатора торгов нарушение ч.2 ст.4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка формирования Плана закупок, путем неуказания в Плане закупок о проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" способом "закупки у единственного исполнителя".
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает в действиях Организатора торгов нарушения ч.1 и ч.2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении п.4.2, п.4.7., п.4.10 Положения о закупках, путем проведения Закупки не предусмотренной в Плане закупок СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
Предметом Закупки (извещение N31502443816) является "оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г".
О проведении закупки с аналогичным предметом указано в строке N356 Плана закупок СПб ГУП "Пассажиравтотранс", где запланировано проведение во 2-м квартале 2015 года закупки на право заключения договора на "оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г" способом открытого конкурса в электронной форме.
Организатор торгов два раза проводил открытой конкурс в электронной форме (закупки N31502039289 и N31502310117 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет), оба раза конкурс был признан несостоявшимся по разным причинам.
08.06.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано Извещение N31502443816 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс", одновременно был опубликован протокол NЕД-40-1 "Заседания закупочной комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" от 05 июня 2015 года в соответствии с которым было принято следующее решение:
"Заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г.г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" с ОСАО "Ингосстрах" на сумму 43831137,13 руб. как с единственным исполнителем (в соответствии с пп.26 п.20.2. статьи 20 "Положения о закупках" СПб ГУП "Пассажиравтотранс": в случае, если закупка должна быть проведена в кратчайшие сроки (аварийность объекта, неотложная закупка по иным срочным основаниям)".
В пп.26 п.20.2. статьи 20 Положения о закупках установлено, что Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если закупка должна быть проведена в кратчайшие сроки (аварийность объекта, неотложная закупка по иным срочным основаниям).
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии не смог пояснить, что именно привело к выбору в качестве единственного исполнителя ОСАО "Ингосстрах". Никаких документов, подтверждающих "аварийность объекта" или "иные срочные основания" в заседание комиссии не представлено.
Договор по итогам Закупки должен быть заключен по стандартным страховым тарифам, установленным для всех организаций осуществляющих данный вид страхования. С учетом того, что в открытых конкурсах в электронной форме (закупки N31502039289 и N31502310117 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет) с аналогичным предметом закупки, участвовало четыре страховые компании (одна из них ОСАО "Ингосстрах"), Комиссия Санкт-Петербургского УФАС сделала вывод о том, что заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г.г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" на сумму 43831137,13 руб. способом закупки у единственного исполнителя имели намерения как минимум еще три участника рынка страховых услуг.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает в действиях комиссии по размещению заказа Организатора торгов нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к неограниченному кругу страховых компаний, путем осуществления Закупки способом "закупки у единственного исполнителя" в отсутствие подтверждения срочных оснований для ее проведения.
04 июня 2015 года СПб ГУП "Пассажиравтотранс" подписал договор "обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров" NIGSX21591388084000 с ОСАО "Ингосстрах" (договор представлен в заседание Комиссии).
05 июня 2015 года состоялось заседание закупочной комиссии СПб ГУП "Пассажиравтотранс" по рассмотрению вопроса о заключении договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о чем свидетельствует протокол NЕД-40-1 от 05.06.2015 года. На заседании закупочной комиссии СПб ГУП "Пассажиравтотранс" было принято решение "Заключить договор на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г.г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" с ОСАО "Ингосстрах" на сумму 43831137,13 руб. как с единственным исполнителем".
08 июня 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано Извещение N31502443816 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
Учитывая изложенную выше хронологию событий (с 04.06.2015 по 08.06.2015) Комиссия Санкт-Петербургского УФАС установила, что договор по результатам Закупки был подписан ранее, чем состоялось заседание закупочной комиссии СПб ГУП "Пассажиравтотранс" по рассмотрению вопроса о заключении договора с единственным поставщиком по результатам Закупки и даже ранее, чем на официальном сайте было опубликовано извещение о Закупке.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС усматривает в действиях комиссии по размещению заказа Организатора торгов нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем неразмещения информации о Закупке в установленный срок.
4. Рассмотрев жалобу Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ" вх.N12780 от 11.06.2015 на действия организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502443816), сопоставив доводы жалобы с пояснениями представителя Организатора торгов, с документами, представленными в заседание Комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов следующие нарушения при организации и проведении Закупки:
- ч.2 ст.4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка формирования Плана закупок, путем неуказания в Плане закупок о проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" способом "закупки у единственного исполнителя";
- ч.1 и ч.2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении п.4.2, п.4.7., п.4.10 Положения о закупках, путем проведения Закупки не предусмотренной в Плане закупок СПб ГУП "Пассажиравтотранс";
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к неограниченному кругу страховых компаний, путем осуществления Закупки способом "закупки у единственного исполнителя" в отсутствие подтверждения срочных оснований для ее проведения;
- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем неразмещения информации о Закупке в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ" вх.N12780 от 11.06.2015 на действия Организатора торгов - СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502443816), обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов - СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502443816) следующие нарушения порядка организации и проведения Закупки:
- ч.2 ст.4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении порядка формирования Плана закупок, путем неуказания в Плане закупок о проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в 2015-2016 г. г. для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" способом "закупки у единственного исполнителя";
- ч.1 и ч.2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении п.4.2, п.4.7., п.4.10 Положения о закупках, путем проведения Закупки не предусмотренной в Плане закупок СПб ГУП "Пассажиравтотранс";
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к неограниченному кругу страховых компаний, путем осуществления Закупки способом "закупки у единственного исполнителя" в отсутствие подтверждения срочных оснований для ее проведения;
- п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки, путем неразмещения информации о Закупке в установленный срок.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что СПб ГУП "Пассажиравтотранс" заключил по предмету Закупки договор NIGSX21591388084000 от 04 июня 2015 с ОСАО "Ингосстрах".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июня 2015 г. N 02/14452
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016