Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 29 марта 2012 г. N 03-6/1-02-2012
Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2012 г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 29 марта 2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Смородина Е.В. - специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело N 03-6/1-02-2012 по признакам нарушения ОАО "МРСК Центра" части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), выразившегося в ущемлении интересов Самухина А.В. (далее - Заявитель) посредством несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств, Заявителя (жилого дома), расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Никулинское с/п., д. Красново. установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлению Самухина А.В. (далее - Заявитель) об ущемлении ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" его прав посредством несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (жилого дома), расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Никулинское с/п., д. Красново.
Как следует из письма Заявителя, между гр. Самухиным А.В. и ОАО "МРСК Центра" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 40067281 от 03.12.2009 (далее - Договор) к электрическим сетям вводного устройства жилого дома, в соответствии с которым ОАО "МРСК Центра" обязано было в срок 03.06.2010 выполнить обязательства по осуществлению технологического присоединения электроустановок Самухиным А.В. Однако, принятые на себя обязательства со стороны ОАО "МРСК Центра" в указанный срок не исполнены, что явилось основанием для обращения Самухиным А.В. в Тверское УФАС России.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
ОАО "МРСК Центра" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. ОАО "МРСК Центра" состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
ОАО "МРСК Центра", предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим.
Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. N 146 ОАО "МРСК Центра" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО "МРСК Центра" с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО "МРСК Центра" в границах Никулинского сельского поселения в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии для потребителей указанного сельского поселения.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (в ред. постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 759) (далее - Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Как следует из материалов дела, между гр. Самухиным А.В. и ОАО "МРСК Центра" заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 40067281 от 03.12.2009 к сетям поименованной сетевой организации объекта электросетевого хозяйства Самухина А.В, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Никулинское с/п., д. Красново.
Пунктом 5 поименованного Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в размере 6 месяцев с даты заключения договора, который при соглашении сторон может быть скорректирован. Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно условиям Договора окончился 03.06.2010.
Вместе с тем, в соответствии с п. 13.1 технических условий от 40067281 от 03.12.2009 на заявителя по настоящему делу: Самухина А.В. также возложена обязанность по осуществлению ряда мероприятий по технологическому присоединению поименованного объекта энергоснабжения, которые, по информации ОАО "МРСК Центра", в установленный срок исполнены не были. Доказательств обратного Самухиным А.В., не смотря на запрос Определением Тверского УФАС России от 30.01.2012 N 03-6/1-02-227ЛП о назначении дела N 03-6/1-02-2012 к рассмотрению, не представлено.
ОАО "МРСК Центра" представлена копия Акта о приемке выполненных работ за август 2010 г., составленного филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" и ООО "Таврида Электрик Центр" - подрядчиком работ, которым в период с 30.09.2010 по 30.09.2010 для осуществления электроснабжения в д. Красново осуществлялось строительство ВЛ-6 кВ и ТП 6/0,4 кВ (подключение фид.5 (инв. 14335), ПС 35/6 кВ N3 Даниловская), в т.ч в целях электроснабжения объекта Самухина А.В. При этом длительное выполнение необходимых работ подрядной организацией - ООО "Таврида Электрик Центр" было вызвано длительным согласованием со стороны Самухина А.В. проектной документации на строительство ВЛ-6 кВ, ТП 6/0,4 кВ и линий 0, 4 кВ, которая должна была проходить по территории 19 земельных участков Самухина А.В.; проект направлен на согласование Самухину А.В. в сентябре 2010 г., а указанная в проекте дата согласования Самухиным А.В. - ноябрь 2011 г.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела от Самухина А.В. поступило заявление от 16.02.2012 (вх. от 20.02.2012 N 695) о прекращении рассмотрения дела в связи с утратой интереса и урегулированием разногласий между сторонами, а также подписанием дополнительного соглашения к договору технологического присоединения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Установленные Комиссией Тверского УФАС России вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют как о том, что нарушение ОАО "МРСК Центра" договорных обязательств перед Самухиным А.В. не носит характер монополистических действий.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ОАО "МРСК Центра" по делу N 03-6/1-02-2012.
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "МРСК Центра" о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях указанного хозяйствующего субъекта.
Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
А.С. Пестова
Е.В. Смородина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 29 марта 2012 г. N 03-6/1-02-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016