Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 23 июня 2015 г. N 42А - 03/15
Я, <***> руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела N 42А-03/15 об административном правонарушении, возбуждённого в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Академический лицей" г. Магнитогорска (далее - МАОУ "Академический лицей"), зарегистрированного по адресу: 455038, Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124, корп. 3, ИНН 7444028650, ОГРН 1027402060993, КПП 744601001, дата регистрации - 28.01.2000, по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отсутствие защитника МАОУ "Академический лицей", в присутствии ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России - <***> установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПожЭнергоСтрой" от 25.02.2015 N 2837 на действия (бездействие) закупочной комиссии МАОУ "Академический лицей" при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение N 31502010844).
Одним из доводов жалобы было то, что 10 февраля 2015 года МАОУ "Академический лицей" на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа и документация о закупке (извещение N 31502010844), в которой критерий "Качество товара" предусмотрен не был, следовательно, закупочная комиссия при подсчете баллов необоснованно оценивала вышеуказанный критерий.
С доводом, указанным в жалобе ООО "ПожЭнергоСтрой", МАОУ "Академический лицей" не согласилось по следующим основаниям.
Форма заявки не предусматривает указание критериев оценки участника закупки. Данные критерии определены Положением о закупке, которое в соответствии с Законом о закупках является основным документом при проведении процедур закупок. Ссылка на Положение о закупке в части общих характеристик, предъявляемых МАОУ "Академический лицей" к качеству и техническим требованиям, изложены в пунктах 4, 15 документации.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России правомерно пришла к выводу об обоснованности жалобы в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
При организации и проведении закупки путем запроса предложений МАОУ "Академический лицей" руководствовалось Федеральным законом о закупках и Положением о закупке МАОУ "Академический лицей".
Положение о закупке утверждено протоколом наблюдательного совета МАОУ "Академический лицей" от 03.10.2014 N 28 и 20.10.2014 размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru в разделе "Сведения о положении о закупке товаров, работ, услуг".
На официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.zakupki.gov.ru 10 февраля 2015 года было опубликовано извещение о закупке в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение N 31502010844) для МАОУ "Академический лицей".
Вместе с извещением о проведении закупки заказчиком также на официальном сайте была размещена документация о закупке, а также протокол по рассмотрению заявок и подведению итогов на право заключения договора на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа от 18.02.2015 N1.
МАОУ "Академический лицей" при определении победителя запроса предложений выбрало приоритетный критерий оценки "Качество товара", который должен быть подтвержден документами, содержащими информацию о соответствии продукции требованиям законодательства РФ (копии сертификатов соответствия, декларации о соответствии и т.д.).
Однако, в документации о проведении запроса предложений отсутствует информация о необходимости предоставления указанных документов.
В письме от 04.03.2015 (вход. N 3263) ответчик пояснил, что форма заявки, которая является частью конкурсной документации, не предусматривает указание критериев оценки участника закупки. Данные критерии определены Положением о закупке, которое в соответствии с пунктом 1, 2 статьи 2 Закона о закупках является основным документом при процедуре проведения закупок. Ссылка на Положение о закупке в части общих характеристик, предъявляемых МАОУ "Академический лицей" к качеству и техническим требованиям, изложены в пункте 4, 15 документации о проведении запроса предложений.
В пункте 4 документации о проведении запроса предложений указаны требования к характеристике, качеству оказываемых услуг, а также технические требования:
- характеристики, качество и безопасность выполняемых работ должны соответствовать действующему законодательству РФ, постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", Правилам противопожарного режима в РФ;
- выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа должно соответствовать техническому заданию (Приложение N2 к документации о проведении запроса предложений).
Пунктом 15 документации о проведении запроса предложений предусмотрена форма заявки (Приложение N1 к документации о проведении запроса предложений). А также указано, что заявка подается участником процедуры в письменной форме в запечатанном конверте в срок, указанный в извещении и документации о проведении запроса предложений, в соответствии с пунктом 8.2.2 Положения о закупке, и приложением документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений.
Таким образом, из закупочной документации о проведении запроса предложений невозможно установить какие именно документы должен или может представить потенциальный участник такой закупки.
Пунктом 8.6.6 Положения о закупке предусмотрено, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 8.2.2.
В соответствии с пунктом 8.2.2 Положения о закупке для участия в закупке участник закупки подает заявку на участие в закупке. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки указываются в документации о закупке с учетом раздела 8 Положения о закупке.
Подпунктом 8 пункта 8.2.2 Положения о закупке предусмотрено, что заявка на участие должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленным законодательством РФ, если законодательством РФ установлены требования к такой продукции (копии сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, санитарно-эпидемиологических заключений и т.д.).
Однако Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика, а не документом по конкретной закупке. У участника нет обязанности изучать Положение о закупке заказчика и определять какие требования Заказчик применил к конкретной закупке.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках при проведении закупки в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также информация, размещение которой предусмотрено Положением.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из изложенного, довод МАОУ "Академический лицей" о том, что данная информация содержится в Положении о закупке Комиссия Челябинского УФАС России посчитала несостоятельным.
При этом Комиссия отметила, что выбор критериев оценки и неуказание таких критериев в документации о закупке является правом заказчика (организатора закупки).
Тем не менее, МАОУ "Академический лицей" было обязано в документации к запросу предложений указать исчерпывающий перечень документов, на основании которых могла быть произведена объективная оценка поданных заявок.
Таким образом Комиссия Челябинского УФАС России правомерно пришла к выводу, что жалоба ООО "ПожЭнергоСтрой" в части необъективной оценки по критерию "Качество товара" на основании документов, перечень которых не был указан в документации о закупке, является обоснованной.
Кроме того, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Однако пунктом 18 документации о проведении запроса предложений предусмотрено, что разъяснения участникам закупки предоставляются в форме электронного документа, информация о порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления разъяснений положений документации отсутствуют.
Комиссия посчитала, что отсутствие информации о порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, противоречит требованиям пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссия правомерно признала бездействие закупочной комиссии МАОУ "Академический лицей" при проведении закупки в виде запроса предложений на выполнение работ по установке и обслуживанию системы контроля доступа (извещение N 31502010844), выразившееся в неуказании исчерпывающего перечня документов, на основании которых должна была быть произведена объективная оценка поданных заявок, противоречащим частям 1, 6 статьи 3 и пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также бездействие закупочной комиссии МАОУ "Академический лицей", выразившееся в неуказании в документации о проведении запроса предложений информации о порядке, дате начала и дате окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, нарушением пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение преду-смотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок това-ров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушений по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ является система общественных отношений, связанных с соблюдением предусмотрен-ных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Субъектом административной ответственности по данной части является юридическое лицо, осуществляющее закупку товаров, работ, услуг, в данном случае: МАОУ "Академический лицей".
11.06.2015 начальником отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России Копыловым С.А. по делу об административном правонарушении N 42А-03/15 в отношении МАОУ "Академический лицей" был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
На составление и подписание протокола законный представитель МАОУ "Академический лицей" не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, защитника не направил.
24.06.2015 на рассмотрение дела N 42А-03/15 законный представитель МАОУ "Академический лицей" не явился, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, направил ходатайство от 17.06.2015 (вход. N 9017) о рассмотрении дела без присутствия представителей учреждения.
Изучив материалы дела, должностное лицо Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
У МАОУ "Академический лицей" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а именно: указать исчерпывающий перечень документов, на основании которых должна была быть произведена объективная оценка поданных заявок, а также информацию о порядке, дате начала и дате окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Таким образом, действия МАОУ "Академический лицей", выразившиеся в неуказании исчерпывающего перечня документов, на основании которых должна была быть произведена объективная оценка поданных заявок, а также в неуказании в документации о проведении запроса предложений информации о порядке, дате начала и дате окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке являются правонарушением, предусмотренным частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.32.3 КоАП РФ исчисляется со дня совершения административного правонарушения, то есть с 10.02.2015.
Наличие состава административного правонарушения подтверждено протоколом по делу об административном правонарушении и иными материалами дела.
Документы, на основании которых построены доказательства, подтверждающие наличие административного правонарушения:
- решение Челябинского УФАС России по делу N 8-03-18.1/2015;
- материалы дела N 8-03-18.1/2015.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом Челябинского УФАС России установлено отсутствие оснований для признания правонарушения, совершенного МАОУ "Академический лицей", малозначительным и освобождения от административной ответственности в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления N 60 от 20.11.2008.) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие материального ущерба, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.
Челябинским УФАС России установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность МАОУ "Академический лицей": оказание МАОУ "Академический лицей" содействия антимонопольному органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, учитывая тот факт, что правонарушение совершено впервые, а также характер совершенного МАОУ "Академический лицей" административного правонарушения, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, должностным лицом Челябинского УФАС России принято решение о наложении на МАОУ "Академический лицей" минимального административного штрафа, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 7.32.3, 23.83, 29.9 КоАП РФ, постановила:
1. Признать МАОУ "Академический лицей" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
2. Наложить на МАОУ "Академический лицей" административный штраф в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: код КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России) отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 КоАП РФ (часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года в присутствии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России - <***>
По решению лица, рассматривающего настоящее дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления отложено до 23.06.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.06.2015.
Руководитель <***>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 июня 2015 г. N 42А - 03/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016