Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 24 июня 2015 г. N 24-А/15
Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 24.06.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) в составе <_>
рассмотрев 16.06.2015 г. в присутствии начальника отдела архитектуры, градостроительства Администрации МО "Кош-Агачский район" <_> по доверенности от 15.06.2015 г. N 99 дело N 24-А/15 от 21.05.2015 г. по признакам нарушения Администрацией МО "Кош-Агачский район" (Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Советская, 65) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии Администрации МО "Кош-Агачский район", выраженном в непринятии схемы размещения рекламных конструкций, предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", что создает условия, исключающие возможность проведения торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установила:
В рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай был проведен анализ исполнения муниципальными образованиями Республики Алтай обязанности по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций, предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
По результатам анализа установлено, что Администрацией МО "Кош-Агачский район" схема размещения рекламных конструкций, предусмотренная частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", не утверждена.
Управлением на основании п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО "Кош-Агачский район" по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с бездействием Администрации МО "Кош-Агачский район", выраженном в непринятии схемы размещения рекламных конструкций, предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (приказ N 100 от 21.05.2015 г.).
Рассмотрение дела N 24-А/15 от 21.05.2015 г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16.06.2015 г.
В ходе рассмотрения дела Комиссией УФАС по РА установлено следующее:
В соответствии частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (в редакции Федерального закона от 07 мая 2013 г. N98-ФЗ), органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ N 38-ФЗ О рекламе) определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
На основании ч. 10 ст. 19 ФЗ N 38-ФЗ О рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определено, что с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
На основании п. 15.1 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"
Порядок предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а так же на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности Республики Алтай или муниципальной собственности, утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 14 июля 2014 N 201 (далее Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что до утверждения схемы размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления муниципальных районов или городского округа в Республике Алтай (далее - орган местного самоуправления) направляют соответствующую схему размещения рекламных конструкций или вносимые в нее изменения для предварительного согласования в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Алтай.
Пунктом 3 Порядка уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай по предварительному согласованию схемы размещения рекламных конструкций или вносимых в неё изменений определено Министерство регионального развития Республики Алтай (далее Минрегион РА).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай в Министерстве регионального развития Республики Алтай запрошена информация (исх. N 873/05 от 31.03.2015 г.) о количестве обращений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Алтай о согласовании схем размещения рекламных конструкций.
06.04.2015 г. Министерством регионального развития Республики Алтай была предоставлена информация (вх. N 920), согласно которой в адрес Минрегиона РА обращались три муниципальных образования: "г. Горно-Алтайск", "Майминский район", "Чемальский район".
Администрация МО "Кош-Агачский район" в адрес Минрегиона РА не обращалась.
Администрация МО "Кош-Агачский район" 15.06.2015 г. (вх. N 1687) представила письменные пояснения, согласно которым схема размещения рекламных конструкций, предусмотренная частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в муниципальном образовании не утверждена. В настоящее время отделом архитектуры, градостроительства Администрации МО "Кош-Агачский район" составлено техническое задание на разработку схемы размещения рекламных конструкций, а также ведется работа по определению подрядной организации, которая будет ее разрабатывать.
На заседании комиссии УФАС по РА представитель Администрации МО "Кош-Агачский район" <_> пояснил, что на сегодняшний день практически определена подрядная организация на выполнение работ по разработке схемы размещения рекламных конструкций, Администрация МО "Кош-Агачский район" планирует заключить с ней договор о выполнении работ. Работу по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций планируется завершить к 1 сентября 2015 г.
Представитель Администрации <_>пояснил, что в 2014 году в адрес Администрации МО "Кош-Агачский район" для получения разрешения на размещение рекламы на здании, находящемся в собственности индивидуального предпринимателя, поступило одно заявление. За истекший период 2015 года в адрес Администрации МО "Кош-Агачский район" заявлений на получение разрешения на установку рекламных конструкций не поступало. Хозяйствующие субъекты не обращались для выдачи разрешения на установку рекламы на земельных участках, или на объектах, находящихся в собственности муниципального образования. Администрацией МО "Кош-Агачский район" выдано в 2012 году три разрешения на установку рекламных конструкций, одна из них на сегодняшний день демонтирована.
Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о том, что на данный момент регулировать отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы при отсутствии утвержденной схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании "Кош-Агачский район" не представляется возможным.
Не выполнив предусмотренную частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" обязанность по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций, Администрация МО "Кош-Агачский район" создала условия, при которых проведение торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций является невозможным, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Реклама, в том числе наружная является естественным инструментом экономики и важным регулятор рыночной системы.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что бездействие Администрации МО "Кош-Агачский район", выразившееся в непринятии схемы размещения рекламных конструкций, приводит к нарушению ч.1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Администрацию МО "Кош-Агачский район" нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с непринятием схемы размещения рекламных конструкций, предусмотренной частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", что создает условия, исключающие возможность проведения торгов на право заключения договоров на размещение рекламных конструкций и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Администрации МО "Кош-Агачский район" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно до 30 ноября 2015 года разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций, предусмотренную частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
ПРЕДПИСАНИЕ N 24-А/15
24 июня 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 24.06.2015 г. по делу N 24-А/15 от 21.05.2015 г. о нарушении Администрацией МО "Кош-Агачский район" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации МО "Кош-Агачский район" прекратить нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно до 30 ноября 2015 года разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций, предусмотренную частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе".
О выполнении настоящего Предписания сообщить до 07 декабря 2015 года, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 24 июня 2015 г. N 24-А/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016