Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 2 апреля 2012 г. N 3810-12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Тепловые Газовые Системы" (далее - Заявитель) на действия заказчика МКУ "Служба заказчика" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию распределительных газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии (извещение N0156300006912000003),
УСТАНОВИЛА:
19.03.2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru МКУ "Служба заказчика" было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию распределительных газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии (извещение N 0156300006912000003).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заявитель указывает на то, что Заказчик незаконно требует в п. 1.3 проекта муниципального контракта лицензию на деятельность по техническому обслуживанию газопроводов.
2. Заявитель утверждает, что в п. 3.4.2 и в п. 3.4.8 проекта муниципального контракта Заказчик не предусматривает субподряд.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
Представитель Заказчика пояснил, что запрос котировок проводился на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию распределительных газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии.
Также представитель Заказчика пояснил, что газопроводы и газовое оборудование является муниципальной собственностью, соответственно администрация Частинского муниципального района несет полную ответственность за имущество, находящееся в ее собственности.
Представитель Заказчика и представитель Уполномоченного органа пояснили, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с этим, предусмотрено требование о наличии лицензии у подрядчика п. 1.3 проекта муниципального контракта.
Кроме того, представитель Заказчика и представитель Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с техническим заданием, приложенным к извещению о проведении запроса котировок и п. 3.4.2 проекта муниципального контракта предусмотрено, что подрядчик обязан обеспечить круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание на территории района при условии прибытия на место аварии не более чем за 40 минут, выделенную телефонную линию, данное требование обоснованно Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и правилами безопасностями систем газораспределения и газопотребления 12-529-03 (далее - ПБ 12-529-03).
На заседание Комиссии Заказчиком были представлены извещение о проведении запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, проект муниципального контракта.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия, сделала следующие выводы.
1. Заявитель указывает на то, что Заказчик незаконно требует в п. 1.3 проекта муниципального контракта лицензию на деятельность по техническому обслуживанию газопроводов.
Согласно требованию к качеству оказываемых услуг, приложенному к извещению о проведении запроса котировок, Заказчик требует наличие у исполнителя лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии с абзацем 2 пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599, лицензионным требованием и условием при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов является, в том числе, наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности") при проведении работ по техническому обслуживанию систем газораспределения не требуется наличие у подрядчика лицензии.
Следовательно, запрос котировок проводился на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту распределительных газопроводов, в связи с этим наличие у подрядчика лицензии не требуется.
Согласно ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;
4.1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования. В случае размещения заказов на поставки машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование.
Согласно ст. 44 Закона о размещении заказов, котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Таким образом, при проведении запроса котировок у Заказчика отсутствовали правовые основания для установления требования к участникам размещения заказа о соответствии законодательству, а именно о предоставлении лицензии. Кроме того, работы по техническому обслуживанию газопроводов не подлежат лицензированию, следовательно Заказчик нарушил ст. ст. 43, 44 Закона о размещении заказов.
2. Заявитель утверждает, что в п. 3.4.2 и в п. 3.4.8 проекта муниципального контракта Заказчик не предусматривает субподряд, при этом устанавливает требование об обеспечении круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания на территории района, при условии прибытия на место аварии не более чем за 40 минут, и выделенную телефонную линию "04".
Согласно п. 3.4.2 проекта муниципального контракта, подрядчик обязан собственными силами и средствами оказать услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии.
Согласно п. 3.4.8 проекта муниципального контракта, подрядчик обязан обеспечить круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание на территории района, при условии прибытия на место аварии не более чем за 40 минут, выделенную телефонную линию "04" (в соответствии с ПБ-12-529-03).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий возможной аварии.
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, установленные Заказчиком требования об обеспечении круглосуточного аварийно-диспетчерского обслуживания на территории района, при условии прибытия на место аварии не более чем за 40 минут, и выделенную телефонную линию "04" и выполнении работ собственными силами и средствами участниками размещения заказа по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газопроводов ограничивает количества участников размещения заказа, поскольку договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий возможной аварии обязанность заключать организации эксплуатирующий опасный объект.
Указанный вывод подтверждается протоколом от 30.03.2012 г. N 0156300006912000003 рассмотрения и оценки котировочных заявок, в соответствии с которым не поступило ни одной котировочной заявки.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
На основании ст.ст. 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тепловые Газовые Системы" на действия заказчика МКУ "Служба заказчика" при проведении запроса котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию распределительных газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии (извещение N 0156300006912000003) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика МКУ "Служба заказчика", выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушение ст.ст. 43, 44, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику МКУ "Служба заказчика" предписание об устранении выявленных в рассмотрения жалобы нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
02 апреля 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере размещения заказов,
на основании своего решения от 02.04.2012 года по результатам рассмотрения жалобы ООО "Тепловые Газовые Системы" на действия заказчика МКУ "Служба заказчика" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию распределительных газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии (извещение N 0156300006912000003),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику МКУ "Служба заказчика" устранить выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" путем:
- отмены запроса котировок от 19.03.2012 г. N 0156300006912000003 на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и аварийно-диспетчерскому обслуживанию распределительных газопроводов, в том числе относящегося к ним оборудования и средств защиты от электрохимической коррозии;
- размещения соответствующей информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
2. В срок до 16.04.2012 г. Заказчику исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. В срок до 20.04.2012 г. Заказчику представить в Пермское УФАС России документальные доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания (в сопроводительном письме к документам, подтверждающим факт исполнения настоящего предписания, необходимо указать наименование заявителя жалобы).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 апреля 2012 г. N 3810-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016