Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 18 февраля 2014 г. N 03-3/14А
Резолютивная часть оглашена "11" февраля 2014 г.
Изготовлено в полном объеме "18" февраля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Кузьмин А.Д. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Борисова Т.П. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;
Ефремова А.В. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;
При участии:
- Ивановой А.С., Иванова В.М.
- От Ответчика не явились, уведомлены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Рассмотрев дело N03-3/14А возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магистраль Беркакит" находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), п. Беркакит, ул. Оптимистов, 2 (далее ООО "Магистраль Беркакит") по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) направлено по подведомственности обращение граждан Ивановой А.С., Иванова В.М., проживающих по адресу: Нерюнгринский район, с. Иенгра, ул. 50 лет Победы, дом 17, о нарушении ООО "Магистраль Беркакит" антимонопольного законодательства.
Из представленных обращения и приложенных к нему документов следует, что гражданке Ивановой А.С. для подключения к электрическим сетям ООО "Магистраль Беркакит" выданы Технические условия N64/13 от 19.09.2013 года, содержащие, признаки нарушения антимонопольного законодательства, в положениях следующих пунктов:
6. Установить прибор учета на границе раздела (близстоящая опора), составить акт раздела границ, Заключить договор на пользование электроэнергией с Нерюнгринским отделением энергосбыта АК "Якутскэнерго";
7. Для получения акта допуска электроустановок в эксплуатацию, выполнить испытания электроустановок специализированной электролабораторией и предъявить их в ООО "Магистраль Беркакит"
8. Подключение к электрическим сетям с разрешения и в присутствии представителя ООО "Магистраль Беркакит", при условии выполнения всех пунктов технических условий (акта о выполнении технических условий), наличия разрешения ООО "Магистраль Беркакит" и договора на пользование электроэнергией с Нерюнгринским отделением энергосбыта АК "Якутскэнерго", протоколов испытаний электроустановок специализированной электролабораторией.
24 января 2014 года Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ООО "Магистраль Беркакит" возбуждено дело N 03-3/14А по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела заявители поддержали заявленные требования, считают, что ООО "Магистраль Беркакит" нарушило антимонопольное законодательство путем включения в технические условия N64/13 от 19.09.2013 года пунктов, которые ущемляют их права и законные интересы.
ООО "Магистраль Беркакит" пояснил, что ООО "Магистраль Беркакит" является сетевой организацией, ОАО АК "Якутскэнерго" является гарантирующим поставщиком, МУП "ИПУ ЖКХ" - управляющей компанией жилым фондом на территории села Иенгра. Соглашением о внесении изменений в договор N05506 от 01.08.2010 г. между ОАО АК "Якутскэнерго" и МУП "ИПУ ЖКХ" на энергоснабжение 08.10.2013 г. внесены изменения, а именно исключены с 01.10.2013 г. индивидуальные потребители электроэнергии населением, в том числе и жилой дом N17 по ул. 50 лет Победы.
В соответствии с п.9 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2013 N 442 (далее Основные положения) гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии с пунктом 25 указанных Основных положений установлена обязанность сетевой организации совершить действия, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей в ходе осуществления процедуры принятия их на обслуживание гарантирующим поставщиком. По истечении 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, сетевая организация обязана удостовериться в том, что все потребители, за исключением граждан, ранее обслуживавшихся энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, для которой наступили предусмотренные пунктом 15 Основных положений обстоятельства, или организацией, утратившей статус гарантирующего поставщика, заключили в письменной форме договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности).
Сетевой организацией ООО "Магистраль Беркакит" 06.09.2013 г. обследованы жилой фонд индивидуальной застройки на территории с. Иенгра. Выявлены нарушения подключения потребителей к сетям ООО "Магистраль Беркакит".
При обнаружении нарушений ООО "Магистраль Беркакит" были выданы технические условия N64/13 от 19.09.2013 г., в которых указано о необходимости установить прибор учета на границе раздела балансовой принадлежности, т.е. на установленной опоре ВЛ 0,4, находящейся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности гражданам Ивановым, для последующего заключения договора на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком.
В соответствии с п.1.8.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ 08.07.2002 г. N204 (далее Правила устройства электроустановок), Электрооборудование до 500 кВ, вновь вводимое в эксплуатацию, должно быть подвергнуто приемо-сдаточным испытаниям в соответствии с требованиями настоящей главы. Приемо-сдаточные испытания рекомендуется проводить в нормальных условиях окружающей среды, указанных в государственных стандартах.
Поскольку граждане Ивановы прежде не обращались в порядке и сроки, установленные законодательством РФ в энергоснабжающую или сетевую организацию, а самовольно совершили присоединение своих энергопринимающих устройств к сетям ООО "Магистраль Беркакит", таким образом в технические условий N64/13 от 19.09.2013 г. был включен пункт 7 на законных основаниях.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.
Заявителям на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: РС (Я), г. Нерюнгри, Иенгринский наслег, с. Иенгра, ул. 50 лет Победы, д. 17, и жилой дом, находящийся по тому же адресу.
Материалами дела установлено, что гражданам Ивановым выданы технические условия N64/13 от 19.09.2013 г. на подключение к электрическим сетям ООО "Магистраль Беркакит", с максимальной подключаемой мощностью 10 кВт, точкой подключения на изоляторах близстоящей опоры ВЛ-0,4. Согласно пункту 6 Установить прибор учета на границе раздела (близстоящая опора), составить акт раздела границ, Заключить договор на пользование электроэнергией с Нерюнгринским отделением энергосбыта АК "Якутскэнерго"; 7. Для получения акта допуска электроустановок в эксплуатацию, выполнить испытания электроустановок специализированной электролабораторией и предъявить их в ООО "Магистраль Беркакит"; 8. Подключение к электрическим сетям с разрешения и в присутствии представителя ООО "Магистраль Беркакит", при условии выполнения всех пунктов технических условий (акта о выполнении технических условий), наличия разрешения ООО "Магистраль Беркакит" и договора на пользование электроэнергией с Нерюнгринским отделением энергосбыта АК "Якутскэнерго", протоколов испытаний электроустановок специализированной электролабораторией.
Также выдан акт N58/13 от 19.09.2013 г. разграничения балансовой принадлежности электросетей и ответственности за эксплуатацию между ООО "Магистраль Беркакит" и заявителем владельцем частного домостроения А.С. Ивановой. Указанным актом установлено, что расчетные средства учета установлены не на границе раздела балансовой принадлежности электросетей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Заявитель относится к лицам, указанным в пункте 14 - физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Мероприятия по технологическому присоединению установлены пунктом 18 вышеуказанных правил и включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах);
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
е) для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя, с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя.
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Из совокупности изложенного следует, что сетевая организация не проводит проверку выполнения технических условий заявителем, который является физическим лицом, а проводит осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств с участием заявителя, с выдачей акта осмотра (обследования).
Пунктом 25(1) Правил установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил, должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Данный перечень является исчерпывающим.
Пунктом 11 Правил установлено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
На основании вышеизложенного, включение в технические условия N64/13 от 19.09.2013, выданных ООО "Магистраль Беркакит" положений пункта 6, которым предусмотрена обязанность заявителя установить прибор учета на границе раздела (близстоящая опора), не соответствуют п. 25.1. Правил технологического присоединения, что могло привести к ущемлению прав и интересов заявителя, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность по установке прибора учета в строго обозначенном месте.
Согласно предисловия к главе 1.8 "Нормы приемо-сдаточных работ" Правил устройства электроустановок требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Заявители относятся к категории физических лиц, энергопринимающие устройства которых используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом довод ответчика о включении пункта 7 в технические условия N64/13 от 19.09.2013 г. согласно требованиям п.1.8.1. Правил устройства электроустановок отклоняется по вышеуказанному обстоятельству.
Комиссия приходит к выводу о том, что согласно п. 25.1 Правил определяющий состав и содержание технических условий не предусматривает включение в технические условия требования о выполнении испытаний электроустановок специализированной электролабораторией и предъявление их, а также наличия акта о выполнении технических условий, договора на пользование электроэнергией, протоколов испытаний электроустановок специализированной электролабораторией.
ООО "Магистраль Беркакит" внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в Республике Саха (Якутия) приказом ФСТ от 27.06.2013 N854-э.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Тем самым, наличие доминирующего положения у ООО "Магистраль Беркакит" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории МО "Нерюнгринский район" бесспорно.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что включение в технические условия N64/13 от 19.09.2013 пунктов не соответствующих Правилам технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Магистраль Беркакит" свидетельствует о злоупотреблении своим доминирующим положением, которое могло привести к ущемлению интересов заявителей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Магистраль Беркакит" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции".
2. Вынести в адрес ООО "Магистраль Беркакит" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии _________________ Кузьмин А.Д.
Члены Комиссии _________________ Борисова Т.П.
_________________ Ефремова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 февраля 2014 г. N 03-3/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016