Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 18 июня 2015 г. N 31
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Пашкова Н.Н. - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Родный А.А. - ведущий специалист-эксперт информационно-аналитического отдела,
рассмотрев дело N31 возбужденное в отношении ЗАО "Монокристалл" по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение войсковой части 5559 г. Ставрополь (далее в/ч 5559) на действия ЗАО "Монокристалл" по предъявлению оплаты за транзит электрической энергии в 2012-2014 гг.
Ставропольским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.
Между ЗАО "Монокристалл" и в/ч 5559 в 2012-2014 годах заключались договора по оказанию услуг на поставку и транзит электрической энергии.
Предметом договора является обеспечение согласованных объемов услуг по поставке электрической энергии в соответствии с Приложением N1 "Количество подачи электрической энергии (мощности) по уровням напряжения центров питания". В объем услуг входит эксплуатация всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования электроснабжения до границы эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью договора. Потребитель заявляет и оплачивает услуги по поставке электрической энергии, а так же транзит электрической энергии, а поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по поставке через свои сети электрической энергии.
На основании изложенного и было возбуждено дело в отношении ЗАО "Монокристалл" по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с представленной выпиской ЕГРЮЛ общество переименовано в АО "Монокристалл".
При рассмотрении дела представитель войсковой части 5559 поддержал доводы, изложенные в заявлении. Просит принять меры антимонопольного реагирования.
При рассмотрении дела представитель АО "Монокристалл" пояснил следующее - АО "Монокристалл" является субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности. В отношении энергопринимающего оборудования АО "Монокристалл" на оптовом рынке электрической энергии и мощности зарегистрирована группа точек поставки ЗАО "Монокристалл", код ГТП: РМОNКRIS. Покупка электрической энергии и мощности в отношении собственной группы точек поставки осуществляется АО Монокристалл" непосредственно на оптовом рынке электрической энергии и мощности на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе и в отношении энергопринимающих устройств В/Ч 5559, которые присоединены к сетям АО "Монокристалл" и расположены в границах ГТП АО "Монокристалл".
Услуги по передаче электрической энергии до границ балансовой принадлежности электрических сетей АО Монокристалл" и электрических сетей Филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" -"Ставропольэнерго" оплачиваются АО Монокристалл" по тарифу, установленному для Филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго". В объем оказанных Филиалом ОАО "МРСКСеверного Кавказа" - "Ставропольэнерго" услуг также входит объем электрической энергии, потребляемой В/Ч 559.
Затраты АО Монокристалл" на покупку электроэнергии для ВЧ 5559 и оплату услуг по передаче объема электроэнергии, потребляемой ВЧ 5559, входят в стоимость договора от 23.05.2014 г. N002-э на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии, заключенного между АО Монокристалл" и ВЧ 5559 (далее - Договор) и рассчитываются исходя из цены, зафиксированной в Договоре в размере 3,74 руб./кВтч.
Помимо вышеуказанных затрат АО Монокристалл" несет затраты на ремонт, эксплуатацию и обслуживание электроустановок, посредством которых осуществляется передача электрической энергии В/Ч 5559. Данные затраты, а также затраты на потери электроэнергии, возникающие при ее передаче по электрическим сетям, учитываются в договоре и рассчитываются исходя из цены, зафиксированной в Договоре в размере 0,21 руб./кВтч.
В период с начала 2015 года и по текущую дату, Войсковая часть не производит выплат, предусмотренных договором, тем самым нарушает договорные обязательства, установленные между АО "Монокристалл" и Войсковой частью. При этом, Войсковая часть не предприняла мер по подключению к централизованной системе и заключению договора с гарантирующим поставщиком Ставропольского края и по прежнему получает через устройства АО "Монокристалл" электрическую энергию АО "Монокристалл", не производя за нее плату.
Присоединение Войсковой части к энергопринимающим устройствам АО "Монокристалл" крайне не выгодно для последнего, о чем АО "Монокристалл" не однократно заявляло Войсковой части и просило их, в целях соблюдения действующего законодательства, заключить договор с гарантирующим поставщиком ОАО "Ставропольэнергосбыт" в установленном порядке.
Согласно п.5. Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N442 (далее - Основные положения) на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
АО "Монокристалл" считает, что условия Договора соответствуют положениям п.5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N442, а также ст. 421 ГК РФ.
В 2014 году Военной прокуратурой Южного Военного округа проведена прокурорская проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности и устойчивого функционирования оборонных объектов, а также защиту экономических интересов государства.
По результатам данной проверки не установлено нарушения законодательства в сфере заключения договора N002-э от 23.05.2014 и установления оплаты по нему.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Для возбуждения дела необходимо определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности электрических сетей АО "Монокристалл".
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве нарушения указанной статьи закона необходимо провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей предприятия с целью выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N345.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция, следовательно, ЗАО "Монокристалл" действует на рынке в условиях естественной монополии.
В соответствии с п. 1.3 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения ст.10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующим в условиях естественной монополии проводится обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке, который должен включать следующие этапы по определению:
временного интервала;
продуктовых границ товарного рынка;
географических границ товарного рынка.
Для проведения обзора состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные:
- информации представленной хозяйствующим субъектом;
- данные ранее проведенных управлением Федеральной антимонопольной службы исследований состояния конкуренции на рынке реализации электрической энергии (мощности);
- классификаторов и иных нормативно-правовых актов.
Согласно п. 2.1 Порядка проведения анализа, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.
Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2014 год.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция.
Отнесение организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено, поскольку электрические сети в населённых пунктах прокладываются согласно плану генеральной застройки.
Предметом договора между в/ч 5559 и ЗАО "Монокристалл" является услуга по поставке электрической энергии, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" является сферой деятельности естественной монополии.
В "Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) "ОК 029-2007" в настоящее время имеется следующая позиция:
40.1 - "Производство, передача и распределение электроэнергии".
Таким образом, в данном анализе рассматривается рынок по передаче электрической энергии.
Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно п. 4.5 Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей).
Географические границы рынка связаны с целью исследования. В данном случае целью проведения анализа (исследования) рынка услуг передаче электрической энергии является выявление хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке, определение положения на указанном рынке выявленных хозяйствующих субъектов (в том числе доминирования хозяйствующих субъектов).
ЗАО "Монокристалл" осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в пределах балансовой принадлежности своих электрических сетей.
Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться географические границы балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО "Монокристалл".
ЗАО "Монокристалл" осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии в сфере деятельности естественной монополии.
Таким образом, ЗАО "Монокристалл" занимает доминирующее положение, обладает рыночным потенциалом и может оказывать влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей.
В соответствии с актом о балансовой принадлежности сторон определено, что границей эксплуатационной ответственности сторон считать наконечники отходящего высоковольтного кабеля (6 кВ) в ячейке N17 ЦРП Поставщика.
Однолинейной схемой питания войсковой части 5559 определено, что АО "Монокристалл" получает электрическую энергию на ЦРП-6 кВ II с.ш. - 6 кВ и передает в ячейку N17 ЦРП от которой отходит кабельная линия, находящаяся на балансовой и эксплуатационной ответственности войсковой части.
Следовательно, поставка электрической энергии осуществляется по сетям АО "Монокристалл" до войсковой части, что является опосредованным присоединением к сетям сетевой компании.
Между ЗАО "Монокристалл" и в/ч 5559 в 2012 году был заключен договор 002-э на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии от 01.01.2012 года. Предметом данного договора является обеспечение согласованных объемов услуг по поставке электрической энергии в соответствии с Приложением N1 "Количество подачи электрической энергии (мощности) по уровням напряжения центров питания". В объем услуг входит эксплуатация всех комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования электроснабжения до границ эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящего договора. Потребитель заявляет и оплачивает услуги поставки электрической энергии, а так же транзит электрической энергии согласно Приложению N4, а поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по поставке через свои электрические сети электрической энергии с показателями качества согласно ГОСТ Р 53333-2008.
Приложением N3 сторонами согласован протокол согласования цены на потребление и транспортировку электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл" с 01.01.2012 года равную 3,63 рублей.
Приложением N4 сторонами согласован тариф на транзит электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл" с 01.01.2012 года равный 18 коп. кВт/ч.
Между ЗАО "Монокристалл" и в/ч 5559 в 2013 году был заключен договор 002-э на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии от 01.01.2013 года. Предметом данного договора является обеспечение согласованных объемов услуг по поставке электрической энергии в соответствии с Приложением N1 "Количество подачи электрической энергии (мощности) по уровням напряжения центров питания". В объем услуг входит эксплуатация всех комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования электроснабжения до границ эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящего договора. Потребитель заявляет и оплачивает услуги поставки электрической энергии, а так же транзит электрической энергии согласно Приложению N4, а поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по поставке через свои электрические сети электрической энергии с показателями качества согласно ГОСТ Р 53333-2008.
Приложением N3 сторонами согласован протокол согласования цены на потребление и транспортировку электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл" с 01.01.2013 года равную 3,64 рублей.
Приложением N4 сторонами согласован протокол согласования цены на транзит электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл" с 01.01.2013 года равный 20 коп. кВт/ч.
Между ЗАО "Монокристалл" и в/ч 5559 в 2014 году был заключен договор 002-э на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии от 23.05.2014 года. Предметом данного договора является обеспечение согласованных объемов услуг по поставке электрической энергии в соответствии с Приложением N1 "Количество подачи электрической энергии (мощности) по уровням напряжения центров питания". В объем услуг входит эксплуатация всех комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования электроснабжения до границ эксплуатационной ответственности сторон, которая оформляется двухсторонним актом и является неотъемлемой частью настоящего договора. Потребитель заявляет и оплачивает услуги поставки электрической энергии, а так же транзит электрической энергии согласно Приложению N4, а поставщик принимает на себя обязательства по предоставлению услуг по поставке через свои электрические сети электрической энергии с показателями качества согласно ГОСТ Р 53333-2008.
Приложением N3 сторонами согласован протокол согласования цены на потребление и транспортировку электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл" с 01.01.2012 года равную 3,63 рублей.
Приложением N4 сторонами согласован протокол согласования цены на транзит электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл" с 01.01.2014 года равный 21 коп. кВт/ч.
Следовательно, в 2012, 2013, 2014 году ЗАО "Монокристалл" самостоятельно разрабатывало и согласовывало цены на транзит электроэнергии для потребителей ЗАО "Монокристалл", что противоречит порядку ценообразования услуг по передаче электрическим сетям.
По указанным договорам производились взаиморасчеты, что подтверждается выставленными счет - фактурами за 2012,2013,2014 года, а так же подписанными актами сверки взаимных расчетов за период 2012,2013,2014 годов между ЗАО "Монокристалл" и в/ч 5559.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 N135-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N861, определено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
ЗАО "Монокристалл" является владельцами электросетевого хозяйства, что означает, что он является субъектом реагирования антимонопольного законодательства.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 543 ГК РФ обязанность по содержанию и эксплуатации электросетей возлагается на абонента (т.е. на лицо, обладающее на законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации).
В соответствии с п. 1.2.2 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 N6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил.
Таким образом, для бесперебойного и надежного энергоснабжения собственники электросетевого хозяйства обязаны содержать принадлежащее имущество в надлежащем техническом состоянии.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушать установленный порядок ценообразования.
Таким образом, ЗАО "Монокристалл" осуществляя услуги по передаче для заявителей выдвигает требование по содержанию принадлежащего ему имущества, а именно возмещение затрат по содержанию и обслуживанию, что противоречит действующему законодательству.
АО "Монокристалл" допустило злоупотребление доминирующим положением, выразившееся во взимании оплаты за услуги по передаче электрической энергии, без установления уполномоченным органом исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения, что прямо запрещено законодательством и нарушает права и законные интересы В/ч 5559, тем самым нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что за 2012, 2013, 2014 года АО "Монокристалл" в рамках заключенного договоров на оказание услуг по подаче услуг по передаче электрической энергии, получило денежные средства от в/ч 5559 размере 324929,52 рублей. Сумма полученного дохода определена, согласно информации о поступлении денежных средств от войсковой части 5559 по договору N002-В на оказание услуг на поставку и транзит электрической энергии за 2012-2014 гг. представленной АО "Монокристалл".
Данный доход АО "Монокристалл" получило в результате нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с подпунктом к) пункта 2) части 1 статьи 23 антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в Федеральном законе от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. А также на основании пункта 3 статьи 51 Закона о конкуренции - лица, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать АО "Монокристалл" нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка ценообразования, выразившегося в применении не утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по своим сетям в/ч 5559.
Выдать АО "Монокристалл" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем в 10 дневный срок с момента получения решения и предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: не предъявлять в/ч 5559 к оплате услуги по передаче электрической энергии по своим сетям, не утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ в области ценообразования.
АО "Монокристалл" перечислить в федеральный бюджет доход, незаконно полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства от взимания платы за оказание услуг по транзиту электрической энергии в размере 324929,52 рублей.
Сумму незаконно полученного дохода, за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам: "Получатель" УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРЦ Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140 "назначение платежа Решение N31 от 18.06.2015 года".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание:
За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 июня 2015 г. N 31
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016