Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 294 (опубликовано 24 июня 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16.06.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 23.06.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> при участии: <_> возбужденного в отношении Правительства Иркутской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., в связи с принятием Постановления от 30.10.2014 N 546-пп "Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)" в связи с установлением пунктом 18, утвержденного Порядка, срока публикации (размещения) извещения, за 20 дней до проведения конкурса, в нарушение действующего федерального законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. установила:
Приказом Управления ФАС по Иркутской области N 98 от 30.03.2015 г. в отношении Правительства Иркутской области возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., в связи с принятием Постановления от 30.10.2014 N 546-пп "Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)" в связи с установлением пунктом 18, утвержденного Порядка, срока публикации (размещения) извещения, за 20 дней до проведения конкурса, в нарушение действующего федерального законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На рассмотрении дела представитель ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал, пояснив при этом, что предоставление субсидий некоммерческим организациям в целях осуществления традиционного хозяйствования относится к бюджетным правоотношениям, к которым нормы гражданского законодательства не применяются, в связи с чем, просил прекратить дело, возбужденное в отношении Правительства Иркутской области по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О Защите конкуренции".
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав и оценив все имеющие в деле доказательства и доводы, приходит к следующим выводам.
30.10.2014 г. Правительством Иркутской области принято постановление "Об установлении порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)".
Постановлением Правительства Иркутской области от 30.10.2014 N 546-пп установлен Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота).
Согласно пункту 16 главы 3 ("Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)"), субсидии в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) предоставляются некоммерческим организациям, признанным победителями по результатам конкурсного отбора среди некоммерческих организаций на право получения субсидий на развитие традиционного хозяйствования.
Пунктом 18, установленного порядка, определено, что извещение о проведении конкурсного отбора публикуется министерством в общественно-политической газете "Областная" а также размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://agroline.irkobl.ru не менее чем за 20 календарных дней до даты проведения конкурсного отбора.
Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
В нарушение ч. 2 ст. 448 ГК РФ, Правительством Иркутской области необоснованно сокращен срок публикации (размещения) извещения до проведения конкурса, что приводит или может привести к ограничению числа участников - получателей субсидий.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действиями Правительства Иркутской области, в связи с принятием Постановления Правительства Иркутской области от 30.10.2014 N 546-пп "Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)", нарушена ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с установлением пунктом 18, утвержденного Порядка, срока публикации (размещения) извещения, за 20 дней до проведения конкурса, в нарушение действующего федерального законодательства.
Довод ответчика о том, что некоммерческие организации (получатели субсидий) не являются субъектами антимонопольного регулирования, в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности, несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно части 1 и части 2 статьи 6.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Согласно положениям Уставов некоммерческих организаций, представленных во исполнение определения антимонопольного органа, получатели субсидий, предоставляемых в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), осуществляют деятельность, приносящую им доход, что также подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, является хозяйствующим субъектом.
Таким образом, некоммерческие организации (получатели субсидий) являются хозяйствующими субъектами, подпадающими под регулирование ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 7 ст. 78 БК РФ установлено, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации не содержит норм, определяющих организацию и порядок проведения конкурса на право получения субсидий.
Вместе с тем, статья 448 ГК РФ, содержит общие требования к торгам, в том числе организации и порядку их проведения.
Таким образом, бюджетное законодательство регламентирует основания предоставления юридическим и физическим лицам денежных средств, на безвозмездной и безвозвратной основе, из бюджета соответствующего уровня, в то время как, гражданское законодательство, в частности ч. 2 ст. 448 ГК РФ, устанавливает требование к сроку опубликования извещения о проведении торгов, в связи с чем, довод ответчика о неприменимости норм гражданского законодательства, не состоятелен.
Необоснованное сокращение срока опубликования извещения может привести к сокращению количества участников (некоммерческих организации), желающих принять участие в конкурсе на право получения субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота), в не зависимости от участие в конкурсе, в текущем и последующих годах, некоммерческих организаций, получивших субсидии в предыдущем году.
Комиссия, исследовав и оценив, все имеющиеся в деле материалы, приходит к выводу о том, что оснований для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для выдачи ответчику предписания о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать Правительство Иркутской области нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, в связи с принятием Постановления от 30.10.2014 N 546-пп "Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)", в связи с установлением пунктом 18, утвержденного Порядка, срока публикации (размещения) извещения, за 20 дней до проведения конкурса, в нарушение действующего федерального законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Правительству Иркутской области предписание о прекращении в срок до 01.09.2015 г. нарушения антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием Постановления от 30.10.2014 N 546-пп "Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)", в связи с установлением пунктом 18, утвержденного Порядка, срока публикации (размещения) извещения, за 20 дней до проведения конкурса, в нарушение действующего федерального законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем отмены или изменения пункта 18, утвержденного Порядка, о чем в срок до 01.09.2015 г. представить в Иркутское УФАС информацию.
3. Копии решения и предписания направить в адрес Правительства Иркутской области.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 155
23.06.2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения N 294 от "23" июня 2015 г. о признании Правительства Иркутской области (Ленина ул., 1 а, Иркутск г., 664027) нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, предписывает:
Правительству Иркутской области прекратить в срок до 01.09.2015 г. нарушения антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием Постановления от 30.10.2014 N 546-пп "Об установлении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, субсидий в целях осуществления традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота) на содержание домашних северных оленей, а также субсидий в целях осуществления развития традиционного хозяйствования и занятия промыслами малочисленных народов (оленеводство, рыболовство, охота)", в связи с установлением пунктом 18, утвержденного Порядка, срока публикации (размещения) извещения, за 20 дней до проведения конкурса, в нарушение действующего федерального законодательства, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, путем отмены или изменения пункта 18, утвержденного Порядка, о чем в срок до 01.09.2015 г. представить в Иркутское УФАС информацию.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 294 (опубликовано 24 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016