Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 10 февраля 2014 г. N 104
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены комиссии:
Лазебный А.Ю. - ведущий специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Хаджебиеков Р.Ш. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
рассмотрев дело N104 возбужденное в отношении Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки, ООО "Фактор", ЗАО "Симпэкс" и ИП <__> по признакам нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 и части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с наличием признаков осуществления указанными лицами согласованных действий при проведении аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а так же согласованных действий участниками аукциона, направленных на заключения договоров пользования рекламными конструкциями по максимально низкой цене, в соответствии со статьей 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба <__> на действия Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки в части нарушения порядка организации и проведения аукционов, состоявшихся 25.11.2013 года по лотам N1,2,3,4,5,6 по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Заявитель в своей жалобе указывает на необоснованное отклонение заявки <__> на участие в аукционе, по вышеуказанным лотам.
Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев материалы жалобы, документы и информацию, представленную организатором торгов, выслушав и изучив доводы сторон, установила, что действия Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки не соответствуют требованиям Положения о наружной рекламе в городе Ессентуки, утвержденного Решением Совета городского округа города - курорта Ессентуки N5 от 30.01.2013 года, поскольку Положением не предусмотрена обязанность потенциального участника торгов представлять конкретный документ об общей площади рекламных конструкций, а именно справку выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ессентуки, а так же Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции". По результатам рассмотрения жалобы организатору торгов было выдано обязательное для исполнения предписание - аннулировать торги в форме аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25.11.2013 года по лотам N1,2,3,4,5,6 по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Ввиду того, что в ходе рассмотрения жалобы <__> Комиссией Ставропольского УФАС России были выявлены обстоятельства, указывающие на признаки совершения Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки совместно с участниками аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по лоту N1 - ООО "Фактор" и ИП <__> и по лотам N2,3,4,5,6 - ЗАО "Симпэкс" и ИП <__> согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции при проведении аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и обеспечение победы по лоту N1 данного аукциона заранее определенного участника - ООО "Фактор", а по лотам N2,3,4,5,6 ЗАО "Симпэкс", а так же ввиду того, что имеет место быть факт согласованных действий участниками аукциона, направленных на заключения договоров пользования рекламными конструкциями по максимально низкой цене, а именно по лоту N1 ИП <__> с ООО "Фактор", а по лотам 2,3,4,5,6 ИП <__> с ЗАО "Симпэкс", было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N104.
По результатам проведенного расследования, в рамках дела N104 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Ставропольского УФАС установила следующее.
Согласно, информационного сообщения опубликованного в газете "Ессентукская панорама" от 24.10.2013 года Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки извещал о намерении проведения аукционов по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 25.11.2013 года в 10 часов 00 минут по 6-ти лотам.
Для участия в аукционе по лоту N1 были поданы 3 заявки:
- <__>
- ИП <__>
- ООО "Фактор".
По лотам N2,3,4,5,6 были поданы по 3 заявки на каждый лот:
- <__>
- ИП <__>
- ЗАО "Симпэкс".
Согласно информационного сообщения о проведении аукциона, для участия в аукционе предоставляются следующие документы:
- данные об участнике;
- копия учредительных документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, платежный документ с отметкой банка плательщика, подтверждающий перечисление суммы задатка;
- информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на территории города Ессентуки;
- опись предоставленных документов.
Заявки для участия в аукционе по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 25.11.2013 года были поданы в установленный срок.
Уведомлением Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки <__> было сообщено, что в соответствии с протоколами признания участниками аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 20.11.2013 года, <__> отказано в допуске к участию в аукционе по причине того, что подателем в заявках к лотам N1,2,3,4,5,6 отсутствует справка, заверенная Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы подателю заявки и его аффилированным лицам на территории города Ессентуки.
<__> к заявке было приложено заявление, в котором было указано, что разрешения на установку рекламных конструкций <__> не выдавались.
Таким образом, заявителем было выполнено требование организатора торгов о предоставлении информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций, следовательно, отклонение заявки <__> по причине отсутствия справок об общей площади информационных полей рекламных конструкций, выданных Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки является незаконным и противоречащим требованиям аукционной документации.
В свою очередь письмом от 21.11.2013 года ИП <__> отозвал заявки, поданные для участия в аукционе по лотам N1,2,3,4,5,6.
Согласно, итогового протокола по лоту N1, победителем признан единственный участник ООО "Фактор".
Согласно, итоговых протоколов по лотам N2,3,4,5,6 победителем был признан единственный участник ЗАО "Симпэкс".
В то же время при осмотре заявок ЗАО "Симпэкс", ООО "Фактор" и ИП <__> (остальные участники данных аукционов) установлено, что как в описях прилагаемых к заявкам, так и в самих заявках, поданных остальными участниками аукционов состоявшихся 25.11.2013 года, так же отсутствуют справки об общей площади информационных полей рекламных конструкций, выданные Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, а так же отсутствует информация об общей площади информационных полей рекламных конструкций, и разрешениях на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на территории города Ессентуки.
Справки об общей площади информационных полей рекламных конструкций, выданные Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки ЗАО "Симпэкс", ООО "Фактор" и ИП <__> были представлены отдельно от заявок поданных для участия в аукционе.
На рассмотрении дела, представителями ЗАО "Симпэкс", ООО "Фактор" и ИП <__> был подтвержден тот факт, что справки об общей площади информационных полей рекламных конструкций, и разрешениях на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на территории города Ессентуки в составе заявок на участие в аукционе ими не представлялись.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что между участниками, допущенными к торгам по лотам N1,2,3,4,5,6 и организатором торгов имелась договоренность, целью которой являлось обеспечение победы одному из участников (по лоту N1 ООО "Фактор" и по лотам N2,3,4,5,6 ЗАО "Симпэкс") и заключение с ними договора по минимально возможной цене.
В этой связи организатор торгов был заинтересован в недопуске к участию в торгах по всем лотам любых посторонних участников, способных повлиять на итоги торгов и тем самым воспрепятствовать достижению целей соглашения.
Указанные действия, имеющие целью ограничить круг потенциальных участников торгов и не допустить к участию в аукционе посторонних лиц, не участвующих в соглашении, соответствовали интересам участников сговора и способствовали достижению ими целей соглашения - обеспечения победы в аукционе заранее определенного участника и предоставления им права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Протоколом приема заявок (признания заявителей участниками аукциона) от 20.11.2013 года был определен круг участников данного аукциона. На основании данного протокола заявка <__> была отклонена от участия в аукционе. Заявки ИП <__> на участие были отозваны на следующий день 21.11.2013 года, что свидетельствует о том, что убедившись в том, что участники аукциона определены (ООО "Фактор" и ЗАО "Симпэкс"), ИП <__> сознательно отозвал заявки по всем лотам в целях устранения конкурентной борьбы на аукционе, направленной на повышение суммы договора аренды рекламных конструкций.
Доводы ИП <__> о том, что он не знал о том какие рекламные конструкции являются предметом торгов является безосновательным, ввиду того, что информация о предмете торгов была опубликована в извещении о проведении торгов с указанием размера данных рекламных щитов, характеристикой и местом их расположения.
То обстоятельство, что ИП <__> отозвал свою заявку за 4 дня до проведения вышеупомянутого конкурса, свидетельствует о договоренности с остальными участниками аукциона, а именно по лоту N1 с ООО "Фактор", а по лотам 2,3,4,5,6 с ЗАО "Симпэкс" которые были признаны единственными участниками по данным лотам, что позволило им получить условия о заключении договоров по минимальной цене. Действия ИП <__> ЗАО "Симпэкс" и ООО "Фактор" направлены на заключение договоров пользования рекламными конструкциями по максимально низкой цене.
Указанные действия, имеющие целью ограничить круг потенциальных участников торгов и не допустить к участию в торгах по всем лотам посторонних лиц, не участвующих в соглашении, соответствовали интересам участников сговора и способствовали достижению ими целей соглашения - обеспечения победы в торгах заранее определенных участников и заключения с ними договоров соглашения по максимально возможной цене.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установлен Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов. Согласно положения данной статьи признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссия отмечает, что все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о совершении Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки совместно с участниками аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по лоту N1 - ООО "Фактор" и ИП <__> и по лотам N2,3,4,5,6 - ЗАО "Симпэкс" и ИП <__> согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции при проведении аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и обеспечение победы по лоту N1 данного аукциона заранее определенного участника - ООО "Фактор", а по лотам N2,3,4,5,6 ЗАО "Симпэкс", а так же ввиду того, что имеет место быть факт согласованных действий участниками аукциона, направленных на заключения договоров пользования рекламными конструкциями по максимально низкой цене, а именно по лоту N1 ИП <__> с ООО "Фактор", а по лотам 2,3,4,5,6 ИП <__> с ЗАО "Симпэкс"
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 11, 16, 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "Фактор", ЗАО "Симпэкс" и ИП <__> нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушение выразилось в действиях при проведении аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а так же согласованных действий участниками аукциона, направленных на заключение договоров пользования рекламными конструкциями по максимально низкой цене.
2. Признать Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки, ООО "Фактор", ЗАО "Симпэкс" и ИП <__> нарушившими требования части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушение выразилось в действиях при проведении аукциона по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а так же согласованных действий участниками аукциона, направленных на заключения договоров пользования рекламными конструкциями по максимально низкой цене.
3. В связи с тем, что на момент принятия решения, аукцион назначенный на 25.11.2013 года по лотам N1,2,3,4,5,6 по продаже права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Решением Комиссии Ставропольского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы <__> в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" от 06.12.2013 года аннулирован, предписание не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 февраля 2014 г. N 104
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016