Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 18 июня 2015 г. N 5-05/78-2015
Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
<_>
при участии:
со стороны заказчика - Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы:
<_>
со стороны подателя жалобы - ООО "ЯрСпецСнаб" представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя,
рассмотрев жалобу ООО "ЯрСпецСнаб" на положения документации об электронном аукционе "Поставка фронтального погрузчика с навесным шнекороторным оборудованием" (извещение N 0155300009915000007 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 20.05.2015) проводимого государственным заказчиком - Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы (далее - Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 установила:
11.06.2015 в Пензенское УФАС России поступила жалоба (вход. N 761-э) ООО "ЯрСпецСнаб" на положения документации об электронном аукционе "Поставка фронтального погрузчика с навесным шнекороторным оборудованием" (извещение
N 0155300009915000007 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 20.05.2015) проводимого государственным заказчиком - Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы.
По мнению Заявителя, положения документации об электронном аукционе нарушают нормы пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так, заказчиком установлены технические требования к объекту закупки, которые ограничивают количество участников закупки, например, требование о наличии пластикового капота с откидными створками.
Также 15.06.2015 в Пензенское УФАС России поступило дополнение к жалобе, согласно которому заказчиком установлены требования к техническим характеристикам объекта закупки, влекущие ограничение количества участников закупки, например, предельные характеристики по показателю номинальная мощность, кВт (л.с.) 114-118 (155-160), наличие стояночного тормоза - однодискового, сухого трения с гидравлическим растормаживанием, рабочее давление, ограничиваемое предохранительным клапаном, количество секций гидрораспределителя не менее 4.
Заявитель также отмечает, что учитывая установленное заказчиком ограничение в отношении производства фронтального погрузчика на территории Российской Федерации или стран таможенного союза, требованиям, определенным в документации об электронном аукционе не отвечает ни один фронтальный погрузчик.
В качестве доказательств доводов жалобы заявителем представлены копии коммерческих предложений производителей или официальных дилеров.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО "ЯрСпецСнаб" была принята и назначена к рассмотрению на 18.06.2015.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 17.06.2015 N 1776/4, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
22.05.2015 заказчиком - Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0155300009915000007 и документация об электронном аукционе "Поставка фронтального погрузчика с навесным шнекороторным оборудованием".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 990 000,00 рублей.
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте 27.05.2015 в адрес заказчика поступили два запроса на разъяснение положений документации в отношении электронного аукциона.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
28.05.2015 заказчиком - Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru были опубликованы изменения извещения об электронном аукционе "Поставка фронтального погрузчика с навесным шнекороторным оборудованием", в части показателей диаметр шнека и диаметр крыльчатки ротора.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 4 информационной карты документации об электронном аукционе определено наименование объекта закупки - "Поставка фронтального погрузчика".
При этом, характеристики предполагаемого к поставке фронтального погрузчика определены в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 25 информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также определено, что одновременно с Товаром "Поставщик" должен предоставить сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах.
Согласно Техническому заданию объект закупки - фронтальный погрузчик с навесным шнекороторным оборудованием должен отвечать, в том числе, следующим характеристикам: наличие пластикового капота с откидными створками, номинальная мощность, кВт (л.с.) 114-118 (155-160), наличие стояночного тормоза - однодискового, сухого трения с гидравлическим растормаживанием, рабочее давление, ограничиваемое предохранительным клапаном, количество секций гидрораспределителя не менее 4.
Следует отметить, что заказчиком исходя из требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 13 Закона о контрактной системе определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В качестве доказательств сторонами приведены следующие коммерческие предложения:
со стороны заявителя:
коммерческое предложение ООО "Амкодор-Красноярск";
коммерческое предложение ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак";
коммерческое предложение ООО "ЯрСпецСнаб";
со стороны заказчика:
коммерческое предложение ООО "Амкодор-Центр";
коммерческое предложение ООО "Дормаш-Интернешнл".
Комиссия Управления при рассмотрении жалобы установила следующую информацию в отношении указанных компаний (из открытых источников в сети "Интернет"):
ООО "Амкодор-Красноярск" (http://amkodor-krsk.ru) является официальным представителем ОАО "Амкодор" по реализации и гарантийному обслуживанию продукции ОАО "Амкодор" в Красноряском крае. ООО "Амкодор-Красноярск" предлагает следующий модельный ряд техники производства ОАО "Амкодор": погрузчики (с бортовым поворотом, грузоподъемностью 1,2 тонны; фронтальные одноковшовые грузоподъемностью от 2,5 до 7 тонн; вилочные грузоподъемностью 5 тонн; непрерывного действия), универсальные погрузочные машины; дорожные вибрационные катки массой от 2 до 10 тонн; снегоочистители; аэродромно-уборочные машины; техника для коммунального хозяйства и лесопромышленного комплекса. "Также в наличии универсальные погрузчики Амкодор 320, Амкодор 342С, Амкодор 352 С, Амкодор 332С, очень простые в обращении. Оператор, не выходя из кабины погрузчика может поменять ковш на грузовые вилы, или щетку, или бульдозерный отвал и многие другие рабочие органы, что позволяет использовать данную технику в различных сферах: коммунальном, сельском, лесном хозяйстве, строительстве".
ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак" (http://chtz-uraltrac.ru/) - промышленное объединение по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков), запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. "ЧТЗ-УРАЛТРАК в числе основной продукции предлагает потребителям: тракторы типа Т10М, Т10М2, Т11 (тяговый класс 10), Т12, Т14 (тяговый класс 15), бульдозеры Б10М, Б11, Б12, Б14 (тяговый класс 10-15), тяжелые бульдозеры ДЭТ-400 (тяговый класс 25), трубоукладчики ТР12 и ТР20 грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн, колесные фронтальные погрузчики: ПК-30 (грузоподъёмностью 3 тонны), ПК-46 (грузоподъёмностью 4,6 тонны), ПК-55 (грузоподъёмностью 5,5 тонны) и ПК-65 (грузоподъёмностью 6,5 тонн), дизельные двигатели мощностью до 1350 лошадиных сил, запасные части к выпускаемой технике (в т.ч. гусеницы и катки в запчасти к тракторам Т-130, Т-170 и Б-170)".
ООО "ЯрСпецСнаб" (http://www.yarspecsnab.ru/about) Группа Компаний "ЯрСпецСнаб" - совместное Российско-Китайское предприятие, занимающееся поставкой спецтехники и оборудования производства ведущих заводов России и Китая, продукция которых имеет международные сертификаты соответствия и хорошо зарекомендовала себя в работе: Mitsuber, Hyundai, Bobcat, Shan Tui, Liu Gong, XCMG, Foton, Shaanxi, Faw, Howo, Camc, Chang Lin, Dong Feng, Hania, Jonyang, Lonking, New Holland, Sany, Zoomlion. "В настоящее время нашей компанией заключено ряд соглашения о сотрудничестве с крупнейшими китайскими заводами по производству спецтехники и оборудования. Со своих складов в России ГК "ЯрСпецСнаб" предлагает рассмотреть возможность приобретения: Автомобильной техники: Самосвалы, Краны манипуляторы, Тягачи, Лесовозы, Малотоннажные грузовики, Автобетоносмесители, Автоцистерны, Карьерные самосвалы, Полуприцепы и прицепы, Автокраны. Дорожно-строительной техники: Катки, Бульдозеры, Экскаваторы, Фронтальные погрузчики, Экскаваторы-погрузчики, Автогрейдеры, Бетононасосы, Дорожные фрезы, Асфальтоукладчики. Группа компаний ЯрСпецСнаб предлагает товары следующих поставщиков, марок и производителей: Komatsu, Hyundai, Bobcat, Shan Tui, Liu Gong, XCMG, Foton, Shaanxi, Faw, Howo, Camc, Chang Lin, Dong Feng, Hania, Jonyang, Lonking, New Holland, Sany, Zoomlion".
ООО "Амкодор-Центр" (http://www.amkodor-center.ru/o-kompanii) официальный дистрибьютор ОАО "Амкодор - управляющая компания холдинга" в Центральном Федеральном округе Российской Федерации. "Компания представляет одного из ведущих производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники в странах СНГ. В настоящее время компания осуществляет не только поставку высокоэффективной техники для дорожно-строительного комплекса, коммунального, сельского и лесного хозяйства, но и обеспечивает ее постоянное гарантийное и сервисное обслуживание, своевременную и оперативную доставку оригинальных запасных частей и деталей ко всем машинам, выпускаемым ОАО "Амкодор - управляющая компания холдинга".
ООО "Дормаш-Интернешнл" (http://www.orel-dormash.ru/o-kompanii.php) "C апреля 2011 года ЗАО "Дормаш" запустил в серийное производство с усовершенствованным дизайном модели фронтальных погрузчиков в российской комплектации: ПК 40-02-00 (грузоподъемностью 4 тонны, вместимостью ковша 2,2 м?); ПК 33-01-00 (грузоподъемностью 3,5 тонны, вместимостью ковша 1,8 м?); погрузчика ПК-27-02-00 (грузоподъемностью 2,7 тонны, вместимостью ковша 1,35 м?) и фронтальных погрузчиков ПК-4002М34 в импортной комплектации от ведущих мировых лидеров, таких как "DANA" (Бельгия) и "ZAHNRAD FABRIK" (Германия).
Таким образом, оснований не доверять представленным сторонами коммерческим предложениям у Комиссии Управления не имеется.
В рамках рассмотрения жалобы представители заказчика, в том числе, пояснили следующее:
Пластиковый капот с откидными створками используется с целью облегчения технического осмотра и обслуживания, защиты от коррозии. При этом, данный показатель указан в коммерческом предложении ООО "Дормаш-Интернешнл", а также как опция у модели Амкодор-342С4 (пластиковый капот) в коммерческом предложении ООО "Амкодор-Центр";
Стояночный тормоз с механическим приводом требует периодической регулировки, тогда как стояночный тормоз с гидравлическим растормаживанием не требует регулировки в процессе эксплуатации, что сокращает время технического обслуживания. При этом, данный показатель указан в коммерческих предложениях ООО "Дормаш-Интернешнл", ООО "Амкодор-Центр", ООО "Амкодор-Красноярск", ООО "ЯрСпецСнаб".
4 секции гидрораспределителя позволяют оператору без выхода из кабины производить работу сменными органами, а при установке 3-х секций увеличивается время замены сменных органов, что приведет к уменьшению производительности. При этом, данный показатель указан в коммерческих предложениях ООО "Дормаш-Интернешнл", ООО "Амкодор-Центр", ООО "Амкодор-Красноярск".
Рабочее давление и производительность насоса определяет время рабочего цикла, которое в свою очередь, определяет производительность погрузчика, поэтому указанное в техническом задании давление оптимально подходит для погрузчиков с грузоподъемностью 4-4,5 т.
Следует отметить, что Комиссия Управления по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями для рассмотрения доводов относительно нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, рассмотрение подобных доводов не проводилось.
Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления решила:
Признать жалобу ООО "ЯрСпецСнаб" на положения документации об электронном аукционе "Поставка фронтального погрузчика с навесным шнекороторным оборудованием" (извещение N 0155300009915000007 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 20.05.2015) проводимого государственным заказчиком - Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Пензы необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 18 июня 2015 г. N 5-05/78-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016