Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 1943-04 (опубликовано 4 апреля 2012 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2012 г.Ульяновск
В полном объеме решение изготовлено 04.04.2012 ДЕЛО N 8231/04-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель |
- зам. руководителя управления К.Ю. Попов; |
члены |
- начальник отдела М.С. Степанова; - специалист-эксперт И.А. Самарина, |
рассмотрев дело N 8231/04-2012 по признакам нарушения ОАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул.Достоевского, 15) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон "О защите конкуренции"), установила:
29.12.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление К<_> К<_> К<_>на противоправные действия ОАО "Ростелеком".
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 30.01.2012 N 20 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул.Достоевского, 15) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в непредоставлении абоненту предусмотренной законом возможности оплаты услуг телефонной связи в срок не менее 10 дней.
На заседаниях комиссии представители ОАО "Ростелеком" факт нарушения не признали, пояснили следующее.
В соответствии с п. 113 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N310, (далее - Правила) счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента. Согласно п. 111 Правил срок оплаты услуг телефонной связи не должен быть менее 20 дней с даты выставления счета, более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре. Поскольку более длительный срок оплаты в договоре, заключенном с абонентом К<_>, не установлен, счет, выставленный указанному абоненту за ноябрь 2011 года, содержал указание на оплату в течение 20 дней с даты его выставления.
В Ульяновском филиале ОАО "Ростелеком" применяются различные способы доставки счета на оплату услуг связи.
В соответствии с п. 49 Правил оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять от его имени расчеты с абонентом и (или) пользователем. На основании указанного пункта между ОАО "Ростелеком" и ФГУП "Почта России" заключен и действует агентский договор, согласно которому ФГУП "Почта России" приняло на себя обязательства по совершению от имени ОАО "Ростелеком" за вознаграждение определенных юридических и фактических действий, в том числе по доставке абонентам выставленных счетов на оплату услуг связи. Доставка счета указанным способом осуществляется до почтового ящика абонента - гражданина по месту установки пользовательского (оконечного) оборудования, указанному в договоре на оказание услуг связи. Также силами ФГУП "Почта России" осуществляется доставка пакетов платежных документов абонентам - юридическим лицам по адресу, указанному юридическим лицом при заключении договора.
Кроме того, по желанию абонента доставка счета может быть осуществлена путем направления счета на электронный ящик абонента, указанный в договоре.
Также абонент может получать счет на услуги связи непосредственно в отделениях связи ОАО "Ростелеком".
Также абонент может в любое время узнать сумму своей задолженности за услуги связи, позвонив со своего абонентского номера, выделенного ему при заключении договора, на телефон автоинформатора 41-55-55.
Также абонент может в любое время узнать состояние своего лицевого счета в "Личном кабинете" абонента, расположенном на сайте Ульяновского филиала ОАО "Ростелеком" по адресу: www.ulyanovsk.volga.rt.ru.
Пояснили, что К<_> абонентом ОАО "Ростелеком" не является, договор об оказании услуг телефонной связи с ней не заключался. По данному адресу заключен договор об оказании услуг телефонной связи не с К<_> а с иным лицом.
Пояснили, что не предполагается доставки счета абоненту заказным письмом с уведомлением. Заявитель должен доказать, что он получил счет 13 или 15 числа месяца; абонент мог просто не смотреть почту нескольку дней. Счета не вручаются лично под расписку каждому, счета просто доставляются до почтовых ящиков.
Дополнительно пояснили, что в любом счете указаны телефон для справки и телефон автоинформатора "41-55-55". Абонент может в любое время узнать сумму своей задолженности за услуги связи, позвонив со своего абонентского номера на телефон автоинформатора "41-55-55", указанный в любом счете. К<_> будучи бывшим работником ОАО "ВолгаТелеком", прекрасно осведомлена об этом телефоне. К<_> являлась начальником службы правового обеспечения ОАО "ВолгаТелеком" и активно пользуется полученными сведениями. Она осведомлена о многих аспектах деятельности общества, в том числе о таких аспектах, которые она в силу занимаемой должности не должна разглашать, поскольку подписывала документы о неразглашении сведений, составляющих коммерческую и государственную тайну. С 1 октября 2010 г. К<_>не является работником общества.
Представитель ФГУП "Почта России", привлеченного в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, пояснила следующее. Согласно п. 9.1.12 Инструкции по исполнению филиалами ФГУП "Почта России" агентского договора, заключенного между ФГУП "Почта России" (далее - Агент) и ОАО "Ростелеком" (далее - Принципал), от 01.10.2007 N 984-07 (далее - Инструкция) филиал Принципала передает в почтамты счета-квитанции (далее - счета) для доставки в соответствии со сроками, определенными Правилами, т.е. сроки доставки счетов до обособленных структурных подразделений Агента (далее - Почтамты) устанавливает и контролирует Принципал.
Дата доставки счетов фиксируется в актах приема-передачи (п. 9.1.21 Инструкции). Согласно предоставленным актам приема-передачи счета в октябре и ноябре 2011 года были приняты от Принципала 14 и 11 числа соответственно.
В соответствии с п. 9.1.13. вышеуказанной инструкции доставка счетов силами почтамтов осуществляется в следующие сроки: не более 3 рабочих дней с даты получения счетов в населенных пунктах численностью свыше 200 тыс. чел., не более 5 рабочих дней - численностью населения, не превышающей 200 тыс. чел. В октябре и ноябре 2011 г. счета для населения г. Ульяновска были доставлены в установленные договором сроки - в течение трех рабочих дней.
Предоставление Принципалу отчетов по срокам доставки счетов до населения договором и инструкцией не предусмотрено.
Принципал направляет Агенту счета, отсортированные по доставочным участкам (п 9.1.14 Инструкции). Согласно п. 9.1.16 Инструкции к каждой упакованной пачке счетов-квитанций прикладывается реестр с наименованием доставочного участка и количеством счетов в пачке. Указанные в Определении УФАС по Ульяновской области адреса абонентов находятся в зоне обслуживания доставочного участка N 07 отделения связи 432046. Согласно реестрам в октябре месяце для данного доставочного участка было передано Принципалом 142 счета, в ноябре месяце - 500 счетов. Приложение к пачкам реестра с указанием фамилий и адресов абонентов договором и инструкцией не предусмотрено, поэтому отследить наличие счета для какого-либо конкретного физического лица является невозможным.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" в действиях ОАО "Ростелеком", выразившихся:
- в необеспечении абоненту предусмотренной законом возможности оплаты услуг телефонной связи в срок не менее 10 дней за октябрь 2011 г.;
- в установлении сокращенного срока на оплату услуг телефонной связи за октябрь, ноябрь 2011 г., январь 2012 г. абоненту Копыловой Е.Г.;
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Ростелеком" занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи. ОАО "Ростелеком" включено в перечень субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере общедоступной электросвязи, приказом Федеральной службы по тарифам от 31.03.2011 N 90-с. Согласно части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования регулируют Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N310 (далее - Правила).
Согласно Правилам счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является расчетным документом, в котором отражаются данные о денежных обязательствах абонента.
Счет, выставляемый абоненту за услуги местной телефонной связи, содержит:
а) реквизиты оператора связи;
б) реквизиты абонента;
в) расчетный период, за который выставляется счет;
г) номер лицевого счета абонента (при предварительном платеже);
д) данные о суммарной продолжительности местных телефонных соединений за расчетный период (при повременном учете);
е) сумму, предъявляемую к оплате;
ж) сумму остатка на лицевом счете (при предварительном платеже);
з) дату выставления счета;
и) срок оплаты счета.
Расчетный период по услугам телефонной связи не должен превышать 1 месяц.
Согласно п. 111 Правил срок оплаты услуг телефонной связи не должен быть менее 20 дней с даты выставления счета, более длительный срок оплаты может быть установлен в договоре.
Согласно п. 116 Правил оператор связи обязан обеспечить доставку абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней с даты выставления этого счета.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оператор связи должен обеспечить для абонента возможность оплаты счетов за услуги телефонной связи в течение срока с продолжительностью не менее 10 дней, после чего, в случае неоплаты оператор связи вправе ограничить доступ к услугам связи.
В счетах за услуги связи за октябрь 2011 г. с датой выставления 01.11.2011 для абонентов К<_> К<_> К<_> указано, что срок оплаты счета по 20.11.2011 включительно.
Согласно п. 9.1.12 Инструкции по исполнению филиалами ФГУП "Почта России" агентского договора, заключенного между ФГУП "Почта России" (далее - Агент) и ОАО "Ростелеком" (далее - Принципал), от 01.10.2007 N 984-07 (далее - Инструкция) филиал Принципала передает в почтамты счета-квитанции (далее - счета) для доставки в соответствии со сроками, определенными Правилами.
Дата доставки счетов фиксируется в актах приема-передачи (п. 9.1.21 Инструкции). Согласно акту приема-передачи счета за октябрь 2011 г. были приняты от Принципала 11 ноября. Заявители указали, что счета за октябрь 2011 г. были им доставлены 14 ноября.
В соответствии с п. 9.1.13. Инструкции доставка счетов силами почтамтов осуществляется в следующие сроки: не более 3 рабочих дней с даты получения счетов в населенных пунктах численностью свыше 200 тыс. чел., не более 5 рабочих дней - численностью населения, не превышающей 200 тыс. чел.
Действия ОАО "Ростелеком" противоречат нормам Правил, устанавливающих обязанность Оператора связи по обеспечению возможности оплаты счета абонентам в течение срока с продолжительностью не менее 10 дней. Такое несоблюдение ОАО "Ростелеком" требований Правил создает угрозу отключения телефона за неоплату в установленный срок и ущемляет интересы абонентов.
В пункте 3.7 договора на оказание услуг связи N 1060513 от 22.05.2009, заключенного ОАО "ВолгаТелеком" и абонентом-гражданином К<_> указано, что оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, производится в срок, указанный в Приложениях к настоящему договору. В пункте 3.7 типового договора на оказание услуг связи, утвержденного приказом N 476 от 20.06.2008 и.о. генерального директора ОАО "ВолгаТелеком" О.В. Ершова, указано, что оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, производится в срок, указанный в Приложениях к настоящему договору.
Заявителями было представлено приложение N1 к договору от 22.05.2009 N1060513 "Условия оказания услуг телефонной связи", в котором указано следующее. Абонент - К<_> адрес установки оборудования - г.Ульяновск, ул.Тельмана,. Указано, что не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, абонент оплачивает за предоставление местного телефонного соединения.
Согласно п. 124 Правил изменение договора, заключенного в письменной форме, оформляется дополнительным соглашением к договору.
Для абонента К<_> в счете за октябрь 2011 г. указан срок оплаты счета по 20.11.2011 включительно, в счете за ноябрь 2011 г. указан срок оплаты счета по 20.12.2011 включительно, в счете за январь 2012 г. указан срок оплаты счета по 20.02.2012 включительно.
Таким образом, учитывая, что счет на оплату услуг является лишь расчетным документом, ОАО "Ростелеком" в нарушение закона в одностороннем порядке сократило абоненту срок на оплату услуг.
В отношении абонентов К<_> К<_> нарушение по установке сокращенного срока на оплату услуг телефонной связи не установлено, поскольку в договорах об оказании услуг телефонной связи по данным абонентам указано, что оплата счета за пользование телефонной связью и иных дополнительных услуг производится в срок не позднее указанной в счете даты.
По результатам рассмотрения дела размер ущерба, причиненного абонентам, не установлен.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " Комиссия, решила:
1. Признать действия ОАО "Ростелеком", выразившиеся в необеспечении абоненту предусмотренной законом возможности оплаты услуг телефонной связи в срок не менее 10 дней за октябрь 2011 г., нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признать действия ОАО "Ростелеком", выразившиеся в установлении сокращенного срока на оплату услуг телефонной связи за октябрь, ноябрь 2011 г., январь 2012 г. абоненту К<_>
3. Выдать предписание ОАО "Ростелеком" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
М.С. Степанова
И.А. Самарина |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 1943-04 (опубликовано 4 апреля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016