Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 23 июня 2015 г. N 15-А/15
Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 23.06.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА) в составе <_>
рассмотрев 17.06.2015 г. в отсутствии представителя Администрации МО "Чойский район" (ходатайство вх. N 1517 от 26.05.2015 г.) дело N 15-А/15 от 20.04.2015 г. по признакам нарушения Администрацией МО "Чойский район" (Республика Алтай, Чойский район, с. Чоя, ул. Ленина, 27) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с ООО "Газмонтажсервис" договора аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с нарушением установленных законодательством сроков и установлении арендатору ООО "Газмонтажсервис" в договоре аренды обязанности заключать договоры аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества, передаваемого в аренду по результатам открытого конкурса (извещение N 120914/0424735/02) по Лоту N 1 (нарушен принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов), установила:
Комиссия УФАС по РА при рассмотрении материалов дела N 6-А/15 от 06.02.2015 г. в действиях Администрации МО "Чойский район" при проведении открытого конкурса (извещение N 120914/0424735/02) на право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры (котельная и групповая резервуарная установка сжиженного углеродного газа с. Гусевка с тепловыми сетями и оборудованием) выявила обстоятельства, которые требуют полного и всестороннего расследования.
По результатам анализа представленных Администрацией МО "Чойский район" материалов и анализа сайта (http://torgi.gov.ru) УФАС по РА установлено, что по результатам открытого конкурса (извещение N 120914/0424735/02) по Лоту N 1 Администрация МО "Чойский район" заключила с ООО "Газмонтажсервис" договор аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с нарушением установленных законодательством сроков и установила арендатору ООО "Газмонтажсервис" в договоре аренды обязанность заключать договоры аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества.
Управлением на основании п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО "Чойский район" по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с нарушением установленных законодательством сроков заключения договора аренды и установлением арендатору ООО "Газмонтажсервис" в договоре аренды обязанности заключать договоры аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества, передаваемого в аренду по результатам открытого конкурса (извещение N 120914/0424735/02) (приказ N 74 от 20.04.2015 г.).
Рассмотрение дела N 15-А/15 от 20.04.2015 г. о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 19.05.2015 г.
14.05.2015 г. Администрацией МО "Чойский район" представлены запрашиваемые документы (вх. N1344). В письменных пояснениях по факту возбужденного дела Администрация пояснила, что арендная плата ООО "Газмонтажсервис" не оплачивалась.
Рассмотрение дела было отложено на 17.06.2015 г., в целях истребования дополнительных документов.
В пояснениях от 26.05.2015 г. (вх. N 1517) Администрация МО "Чойский район" указывает, что запрашиваемые документы (действующий договор аренды земельного участка по адресу с. Гусевка, ул. 40 лет Победы, 2а, договор аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с отметкой о регистрации в Росреестре) в муниципальном образовании отсутствуют.
Комиссия УФАС по РА в ходе рассмотрения данного дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее:
Пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67.
Пунктом 3.1 Правил проведения конкурсов установлено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон о теплоснабжении).
12.09.2014 г. на сайте (http://torgi.gov.ru) размещено извещение (N 120914/0424735/02, лот N 1 - объекты коммунальной инфраструктуры (котельная и групповая резервуарная установка сжиженного углеродного газа Чойский район, с. Гусевка; с тепловыми сетями с. Гусевка - с. Чоя и оборудованием), предназначенные для обеспечения тепловой энергией потребителей Чойского района) и конкурсная документация на право заключения договора аренды муниципального имущества муниципального образования "Чойский район".
Договор аренды имущества N 1 между Администрацией МО "Чойский район" и ООО "Газмонтажсервис", предметом которого являлось право аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: Республика Алтай, Чойский район, с. Чоя, ул. Ленина, 27, заключен 17.10.2014 г. (в день подведения итогов открытого конкурса), сроком на 5 лет.
Пунктом 2.5 части 2 договора установлено, что арендатор имеет право аренды земельных участков, занятых имуществом и обязан заключить договоры аренды земельных участков под указанными объектами в течение десяти дней с момента заключения сторонами настоящего договора, при этом сроки действия договоров аренды на земельные участки устанавливаются с момента заключения настоящего договора (т.е. установлена обязанность заключать договоры аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества, передаваемого в аренду по результатам открытого конкурса).
Конкурсная документация на право заключения договора аренды муниципального имущества МО "Чойский район" разработана в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Правилами проведения конкурсов (приказ ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67) и утверждена постановлением главы муниципального образования "Чойский район" от 09.09.2014 г. N 341.
Организатором конкурса является Администрация МО "Чойский район".
Предмет конкурса - право заключения договора аренды муниципального имущества - объекты коммунальной инфраструктуры (котельная и групповая резервуарная установка сжиженного углеродного газа Чойский район, с. Гусевка; с тепловыми сетями с. Гусевка - с. Чоя и оборудованием), предназначенные для обеспечения тепловой энергией потребителей Чойского района.
Пункт 1.3.1 раздела 1 конкурсной документации содержит наименование лота N 1, а также состав лота N 1 с наименованием объектов имущественного комплекса котельной: зданий, сооружений, в том числе: сооружение модульного типа (котельная), оборудование, резервуар подземный, архитектурное решение железобетонное полуподземное помещение в тепловом пункте, наружные сети системы газораспределения, т.е. объекты прочно связанные с земельным участком, которые не могут существовать обособленно от земельного участка.
Подпунктом 14 пункта 40 Правил проведения конкурсов (приказ ФАС России N 67 от 10.02.2010 г.) установлен срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя.
В информационной карте конкурса (приложение 1) установлено место, дата и время проведения конкурса - 17 октября 2014 г. в 11 час. 00 мин. (время местное) по адресу организатора торгов, а также срок в течение которого победитель конкурса должен подписать проект договора - не ранее чем через 10 (десять) дней со дня размещения информации о результатах проведения конкурса (подведение итогов конкурса) на официальном сайте.
К конкурсной документации прилагается проект договора аренды (Приложение N 4). В пункте 1.1 части 1 проекта договора определено, что предметом договора является предоставление Арендатору за плату во временное владение и пользование движимого и недвижимого имущества, согласно Приложению N 1, которое идентично составу лота N 1 с наименованием объектов имущественного комплекса котельной.
По результатам анализа представленных Администрацией МО "Чойский район" материалов и анализа сайта (http://torgi.gov.ru) установлено:
Решением конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе (протокол N 2 рассмотрения заявок от 16.10.2014 г.), конкурс по лоту N 1 (объекты коммунальной инфраструктуры) не состоялся, т.к. допущен к участию в конкурсе один участник - ООО "Газмонтажсервис".
Договор аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. между Администрацией МО "Чойский район" и ООО "Газмонтажсервис" заключен в день подведения итогов открытого конкурса, т.е. с нарушением п.п. 14 п. 40 Правил проведения конкурсов (приказ ФАС России N 67 от 10.02.2010 г.) и п. 20 Информационной карты конкурса.
Данный договор предоставлен в УФАС по РА Комитетом по тарифам РА (вх. N 818 от 30.03.2015 г.) в числе документов на основании которых составлено экспертное заключение Комитета по тарифам РА на установление тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной "Газмонтажсервис" на 2014-2015 годы.
В соответствие со статьей 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Комиссия УФАС по РА принимая во внимание тот факт, что договор аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. фактически не заключен, так как данный договор не зарегистрирован в Росреестре, установила факт использования ООО "Газмонтажсервис" муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры (котельная и групповая резервуарная установка сжиженного углеродного газа Чойский район, с. Гусевка; с тепловыми сетями с. Гусевка - с. Чоя и оборудованием), предназначенного для обеспечения тепловой энергией потребителей Чойского района с октября 2014 года по март 2015 года, так как Администрацией МО "Чойский район" представлены счета и счет-фактуры ( N 1 от 31.12.2014 г. (октябрь-декабрь 2014 года); N 2 от 25.03.2015 г. (январь-март 2015 года)), согласно которым ООО "Газмонтажсервис" предъявлены к оплате суммы за аренду имущества на основании договора аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г.
Также подтверждением факта использования ООО "Газмонтажсервис" объектов коммунальной инфраструктуры являются документы о согласовании предоставления муниципальной преференции, представленные Администрацией МО "Чойский район" в УФАС по РА. В заявлении (вх. N 1413 от 19.05.2015 г.) Администрация МО "Чойский район" в связи с не включением арендной платы за пользование муниципальным имуществом муниципального образования "Чойский район" в тариф на тепловую энергию, просит дать согласие на предоставление ООО "Газмонтажсервис" муниципальной преференции, для обеспечения тепловой энергией бюджетных организаций Чойского района.
Кроме того данные документы могут являться основанием для выводов о бездействии Администрации МО "Чойский район" в части взыскания с ООО "Газмонтажсервис" арендной платы за пользование муниципальным имуществом, так как Администрацией не представлены пояснения в части предпринятых мер в отношении ООО "Газмонтажсервис" по взысканию суммы арендной платы, являющейся одним из источников пополнения бюджета муниципального образования.
Пунктом 3 статьи 607 ГК РФ установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Пунктом 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.
Комиссией УФАС по РА установлено, что в конкурсной документации (извещение N 120914/0424735/02) в состав имущественного комплекса зданий, сооружений (в том числе объекты прочно связанные с земельным участком, которые не могут существовать обособленно от земельного участка) земельные участки не включены.
Однако, экспертное заключение по обоснованию тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной ООО "Газмонтажсервис" на 2014-2015 годы, предоставленное в УФАС по РА Комитетом по тарифам РА (вх. N 818 от 30.03.2015 г.) в статье "расходы на аренду" содержит информацию о том, что предприятием ООО "Газмонтажсервис" представлен отчет об оценке N 02-06/3381-14, подтверждающий сумму платежей на основании анализа которого экспертами Комитета по тарифам РА установлено, что в арендную плату на второе полугодие 2014 года (1330419 рублей) и арендную плату 2015 года (5321676 рублей) включены земельные участки.
Следовательно, пункт 2.5 части 2 договора аренды, в котором предусмотрено право арендатора на аренду земельных участков, занятых имуществом, и обязанность арендатора заключить договоры аренды земельных участков под указанными объектами в течение десяти дней с момента заключения сторонами настоящего договора, противоречит п. 5 ст. 1 ЗК РФ, которым установлено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Администрация МО "Чойский район", нарушив срок заключения договора аренды имущества, установленный п.п. 14 п. 40 Правил проведения конкурсов (приказ ФАС России N 67 от 10.02.2010 г.), лишила возможности иных лиц (потенциальных участников конкурса) обжаловать итоги конкурса.
Администрация МО "Чойский район", нарушив п. 5 ст. 1 ЗК РФ, п. 3 ст. 607 ГК РФ, необоснованно установив арендатору в договоре аренды обязанность заключать договоры аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества, передаваемого в аренду по результатам открытого конкурса по Лоту N 1, создает возможность препятствия деятельности ООО "Газмонтажсервис".
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия Администрации МО "Чойский район", выразившиеся в заключении с ООО "Газмонтажсервис" договора аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с нарушением установленных законодательством сроков и установлении арендатору ООО "Газмонтажсервис" в договоре аренды обязанности заключать договоры аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества, передаваемого в аренду по результатам открытого конкурса (извещение N 120914/0424735/02) приводят к нарушению ч. 1 ст. 15, ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Администрацию МО "Чойский район" нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с совершением действий по заключению с ООО "Газмонтажсервис" договора аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с нарушением установленных законодательством сроков и установлением арендатору ООО "Газмонтажсервис" в договоре аренды обязанности заключать договор аренды земельных участков отдельно от остального муниципального имущества (указанного в конкурсной документации), так как данные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Администрации МО "Чойский район" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, а именно в срок до 20 июля 2015 года:
2.1 изъять из пользования ООО "Газмонтажсервис" муниципальное имущество (объекты коммунальной инфраструктуры: котельная и групповая резервуарная установка сжиженного углеродного газа с тепловыми сетями и оборудованием, расположенные по адресу: с. Гусевка, ул. 40 лет Победы, 2а) и земельный участок, на котором данные объекты размещены.
2.2 принять меры по расторжению договора аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с ООО "Газмонтажсервис" (заключенного по итогам конкурса);
3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N 15-А/15
23 июня 2015 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <_>
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 23.06.2015 г. по делу N 15-А/15 от 20.04.2015 г. о нарушении Администрацией МО "Чойский район" части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации МО "Чойский район" прекратить нарушения антимонопольного законодательства (части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") путем принятия мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции, а именно в срок до 20 июля 2015 года:
1. изъять из пользования ООО "Газмонтажсервис" муниципальное имущество (объекты коммунальной инфраструктуры: котельная и групповая резервуарная установка сжиженного углеродного газа с тепловыми сетями и оборудованием, расположенные по адресу: с. Гусевка, ул. 40 лет Победы, 2а) и земельный участок, на котором данные объекты размещены;
2. принять меры по расторжению договора аренды имущества N 1 от 17.10.2014 г. с ООО "Газмонтажсервис" (заключенного по итогам конкурса извещение N 120914/0424735/02).
О выполнении настоящего Предписания сообщить до 17 августа 2015 года, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай подтверждающие документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 23 июня 2015 г. N 15-А/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016