Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 5 июня 2015 г. N ИП-04/8713
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 года N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в составе:
<_>
в отсутствие представителя заказчика - ОАО "Казанская Ярмарка" (далее - заказчик), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящей жалобы, в отсутствие заявителя - ИП <_> (далее - заявитель) уведомленной надлежащим образом о дат и времени рассмотрения настоящий жалобы, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия заказчика - ОАО "Казанская Ярмарка" при проведении открытого запроса предложений на предмет: "Оказание услуг по проведению маркетинговых исследований" (извещение N 31502355343), установила:
Извещение о проведении открытого запроса предложений на предмет: "Оказание услуг по проведению маркетинговых исследований" (извещение N 31502355343) опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) - 14.05.2015 года.
Заказчик - ОАО "Казанская Ярмарка".
Дата подведения итогов запроса предложений - 27.05.2015.
Суть жалобы: по мнению заявителя, документация содержит нарушения норм действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Во исполнение требований статьи 2 Закона о закупках, ОАО "Казанская Ярмарка" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Казанская Ярмарка", разработанное в соответствии с вышеуказанным законом.
1. В закупочной документации заказчиком установлено требование к заявкам о том, что копии документов должны быть надлежащим образом заверены, по мнению заявителя, данное требование установлено неправомерно, так как заказчиком не дана расшифровка данного требования.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 16.1.2 Положения о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны, как минимум следующие сведения, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3.5.3 закупочной документации, все документы, входящие в предложение, должны быть надлежащим образом оформлены, должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, исходящий номер, дата выдачи, должность и подпись подписавшего лица с расшифровкой, печать - в необходимых случаях). При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Копии документов должны быть надлежащим образом заверены.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктами 2.1.29, 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 27.02.98 N 28, заверенной копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, на который в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
В случае, если копия заверена организацией, от которой исходит документ, на копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в соответствующей организации, ставятся подпись руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печать организации (пункт 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.83 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан").
Согласно пункту 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного Постановлением Госстандарта России N 65-ст от 03.03.2003, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.
Исходя из названных актов надлежащим образом заверенные копии документов организации должны содержать совокупность реквизитов: удостоверительную надпись, подпись уполномоченного лица и печать организации.
Нотариальное удостоверение копий необходимо в случаях, прямо предусмотренных законом. В других случаях удостоверение хоть и возможно, но необязательно.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
2. По мнению заявителя, в закупочной документации отсутствуют следующие сведения:
- форма, порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснения положений документации о закупке;
- критерии и порядок оценки заявок;
- начальная (максимальная) цена договора.
В соответствии с пунктами 5, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктами 16.1.5, 16.1.10, 16.1.12, 16.1.13 Положения о закупках, в документации о закупке должны быть указаны, как минимум следующие сведения: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Вместе с тем, в ходе изучения закупочной документации, вышеуказанные сведения заказчиком не установлены, таким образом, довод заявителя является обоснованным, заказчиком нарушены требования пунктов 5, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В закупочной документации, заказчик установил требование о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки, по мнению заявителя, указанное требование установлено неправомерно, так как заказчиком не дана расшифровка, какие именно документы необходимо представить в составе заявки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 16.1.9 Положения о закупках, в документации о закупке должны быть указаны, как минимум следующие сведения, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4.4.12 закупочной документации установлено, что заявка должна содержать перечень следующих обязательных сведений и документов: копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Вместе с тем, согласно пункту 4.4.14 закупочной документации, заявка должна содержать перечень следующих обязательных сведений и документов: копии действующих сертификатов и лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые участник обладает лицензией.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным, заказчиком установлен перечень документов, которые необходимо предоставить в составе заявки участника проводимой закупки.
4. По мнению заявителя, установление требования о наличии сертификатов и лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые участник обладает лицензией, является неправомерным
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно пункту 4.4.14 закупочной документации, заявка должна содержать перечень следующих обязательных сведений и документов: копии действующих сертификатов и лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые участник обладает лицензией.
При этом, согласно статье 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", услуги, закупка которых проводиться (оказание услуг по проведению маркетинговых исследований) не является, в соответствии с законодательством о лицензировании, видом деятельности, которая подлежит лицензированию.
Таким образом, заказчиком нарушено требование пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении излишних требований к потенциальным участникам данной закупки.
5. По мнению заявителя, Положение о закупках не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 45.7 Положения о закупках, заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора, не возмещая победителю или иному участнику понесенные им расходы в связи с участием в процедуре запроса предложений.
Таким образом, заказчик принимает решение о выборе победителя при размещении закупки в форме запроса предложений либо о фактическом отказе от подписания договора исключительно руководствуясь своими личными, субъективными предпочтениями, не учитывая фактические условия исполнения договора, в том числе цену, качество предлагаемых к поставке товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, содержащиеся в предложениях участников вышеуказанных закупок, что противоречит основному принципу законодательства о закупках, а именно целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Кроме того, вышеуказанные действия по заключению либо отказе в заключении договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по результатам, размещения закупки в форме запроса предложений может привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников данной закупки.
Таким образом, заказчиком нарушено требование пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в ходе изучения материалов дела установлено, что заказчиком данная закупка была отменена до принятия настоящего решения, таким образом, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания на отмененную закупку.
Руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_> на действия заказчика - ОАО "Казанская Ярмарка" при проведении открытого запроса предложений на предмет: "Оказание услуг по проведению маркетинговых исследований" (извещение N 31502355343), обоснованной в части не установления в документации к закупке необходимых сведений, а также в установлении излишних требований к участника закупки.
2. Признать заказчика - ОАО "Казанская Ярмарка" нарушившим требования пункта 5, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 июня 2015 г. N ИП-04/8713
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016