Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 5 апреля 2012 г. N 3-01/12-2012
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2012 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Воробьева М.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/12-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Периодика-Пенза" (440052, г. Пенза, ул. Богданова, 38) рекламы "ЛОМБАРД. Кредит под залог ювелирных изделий, теле-, аудиоаппаратуры, бытовой техники. 1 грамм 585-й пробы до 950 рублей на руки. Ул. <_> (район "Глобуса") <_> с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> (рядом с маг. "Пенза", ост. "Депо"), с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных <_> Ул. <_> КРУГЛОСУТОЧНО <_>" с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генеральный директор ООО "Периодика-Пенза" <_> установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в газете "Репортер-Пенза" от 24.01.2012 N 4 на стр.13 рекламы следующего содержания: "ЛОМБАРД. Кредит под залог ювелирных изделий, теле-, аудиоаппаратуры, бытовой техники. 1 грамм 585-й пробы до 950 рублей на руки. Ул. <_> (район "Глобуса") <_> с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> (рядом с маг. "Пенза", ост. "Депо"), с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных <_> Ул. <_> КРУГЛОСУТОЧНО <_>", содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемая реклама не содержала наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела генеральный директор ООО "Периодика-Пенза" сообщила, что нарушение законодательства о рекламе произошло по вине должностного лица - директора по рекламе.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В газете "Репортер-Пенза" от 24.01.2012 N 4 на стр.13 размещена реклама: "ЛОМБАРД. Кредит под залог ювелирных изделий, теле-, аудиоаппаратуры, бытовой техники. 1 грамм 585-й пробы до 950 рублей на руки. Ул. <_> (район "Глобуса") с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> (рядом с маг. "Пенза", ост. "Депо"), с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных <_> Ул. <_> КРУГЛОСУТОЧНО_".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете "Репортер-Пенза" N 4 на стр.13 с содержанием: "ЛОМБАРД. Кредит под залог_", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе: "ЛОМБАРД. Кредит под залог ювелирных изделий, теле-, аудиоаппаратуры, бытовой техники. 1 грамм 585-й пробы до 950 рублей на руки_", размещенной в газете "Репортер-Пенза" от 24.01.2012 N 4 на стр.13, предлагается осуществлять деятельность, связанную с кредитованием граждан под залог принадлежащих гражданам вещей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") ломбард является финансовой организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается, в том числе, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением средств юридических и физических лиц.
Реклама ООО "Ломбард-Центр" о предоставлении услуг ломбарда и кредита под залог принадлежащих гражданам вещей является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о кредите. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Комиссией установлено, что ООО "Периодика-Пенза" является издателем газеты "Репортер-Пенза". Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 58-0098 от 10.09.2010, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, примерной тематикой и (или) специализацией является "Информация, история, культура. Реклама составляет менее 40% от общего объема".
ООО "Периодика-Пенза" заключило договор от 09.01.2012 N 7/12 на размещение рекламы "ЛОМБАРД. Кредит под залог_" с ООО "Ломбард-Центр" в газете "Репортер-Пенза".
В данном случае ООО "Периодика-Пенза" является рекламораспространителем, так как именно оно, являясь издателем газеты "Репортер-Пенза", разместило ненадлежащую рекламу.
На рассмотрении дела генеральный директор ООО "Периодика-Пенза" признала факт нарушения.
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Периодика-Пенза" нарушило требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя отчество).
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "ЛОМБАРД. Кредит под залог ювелирных изделий, теле-, аудиоаппаратуры, бытовой техники. 1 грамм 585-й пробы до 950 рублей на руки. Ул. <_> (район "Глобуса") с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> (рядом с маг. "Пенза", ост. "Депо"), с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> КРУГЛОСУТОЧНО_", распространяемую в газете "Репортер-Пенза" от 24.01.2012 N 4 на стр.13, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Периодика-Пенза" (440052, г. Пенза, ул. Богданова, 38) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
05 апреля 2012 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Кузьмина М.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
Воробьева М.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/12-2012 в отношении ООО "Периодика-Пенза" (440052, г. Пенза, ул. Богданова, 38) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в газете "Репортер-Пенза" от 24.01.2012 N 4 на стр.13,
на основании своего решения от 05 апреля 2012 года по делу N 3-01/12-2012 о признании ненадлежащей рекламы "ЛОМБАРД. Кредит под залог ювелирных изделий, теле-, аудиоаппаратуры, бытовой техники. 1 грамм 585-й пробы до 950 рублей на руки. Ул. <_> (район "Глобуса") <_> с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> (рядом с маг. "Пенза", ост. "Депо"), с 8.00 до 20.00, без перерыва, без выходных. Ул. <_> КРУГЛОСУТОЧНО_", распространяемую в газете "Репортер-Пенза" N 4 24.01.2012 стр.13 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Периодика-Пенза" (440052, г. Пенза, ул. Богданова, 38) в срок до 25 апреля 2012 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", а именно привести в соответствие с законодательством рекламу оказания услуг ломбарда и кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей, размещенную в газете "Репортер-Пенза" и распространяемую иными способами на всей территории Российской Федерации, указать наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.
2. ООО "Периодика-Пенза" представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27.04.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 5 апреля 2012 г. N 3-01/12-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016