Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 18 июня 2015 г.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя Амурского УФАС России,
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России, <_> ведущий специалист - эксперт указанного отдела, <_> специалист-эксперт указанного отдела,
рассмотрев дело N Р-5/91 2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (нарушение требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон "О рекламе"), по факту распространения ненадлежащей рекламы в сети Интернет на сайте <_>
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
заявителя - <_>
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: общества с ограниченной ответственностью "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ", далее - ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" (<_>);
представителя: <_> далее - <_> (доверенность от <_>);
представителя: <_> - генерального директора;
заинтересованного лица - ---, эксперта - ---, переводчика - ---. установила:
В ходе рассмотрения заявлений <_> <_> установлено, что 01.04.2015 года в сети Интернет на сайте <_> в разделе <_> размещена информация следующего содержания:
"Страхование автомобиля <_> Бесплатная скидка <_> Условия. Купон предоставляет возможность получить скидку <_> на страхование автомобиля в компании <_> Стоимость для каждого автомобиля рассчитывается индивидуально. Количество страховых листов ограничено. Срок действия купона: <_> (включительно). Телефон для справок: <_> Один человек может использовать один купон по данной акции. Вы можете получить неограниченное количество купонов в подарок (в расчете один купон в подарок одному человеку). Необходимо предъявлять распечатанный купон, SMS с номером или мобильное приложение с номером купона. Скидка не суммируется с другими действующими предложениями и весь апрель никому не верь. Описание <_> обязательное страхование автогражданской ответственности. Все правильно сделал. Адрес: <_> Телефон <_> Режим работы Пн-Пт <_> Сб, Вс - выходной. Способы оплаты наличный расчёт, расчет по пластиковым картам".
Из обращений Заявителей следует, что позвонив по указанному в купоне телефонному номеру им ответили, что это шутка. Заявители считают, что размещение подобных шуток в средствах массовой информации - недопустимо.
Заявитель <_> в заседании Комиссии Амурского УФАС России указала, что часто пользуется услугами сайта <_> и до настоящего времени претензий не имела. Также пояснила, что рассматриваемую акцию восприняла реальностью. Заявитель зарегистрировалась на сайте, распечатала купон и для уточнения информации позвонила по указанному в купоне номеру телефона. На телефонный звонок ответила девушка, не представилась, сказала, что это шутка и бросила трубку. По мнению <_> подобные шутки недопустимы.
Заявитель <_> указал, что рассматриваемую акцию воспринял реальностью в виду сложившейся ситуации на рынке автострахования. Считает подобные шутки не допустимыми в средствах массовой информации. Также отметил, что изначально в условиях акции использовалось наименование <_> а не <_>
Из представленной ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" информации <_> следует, что указанная акция была разработана и утверждена отделом <_> к празднику 1 апреля. Данная акция не является рекламой. Во-первых, в акции указана несуществующая компания <_> находящаяся по несуществующему адресу: <_> Во-вторых, в условиях акции есть упоминание, что акция является шуткой: "весь апрель ни кому не верь". В-третьих, в акции указан номер телефона ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ", по которому все пользователи могли позвонить и уточнить всю интересующую их информацию. ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" указало, что позвонившие пользователи отнеслись с пониманием и приобретали шуточные купоны, чтобы разыграть своих родственников, близких друзей. Кроме того, подобные акции, посвященные 1 апрелю, проводятся уже 4 года.
Из представленной ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" информации <_> следует, что отношения по изготовлению, размещению и распространению рекламы возникают на основании гражданско-правовых договоров, общий порядок заключения и исполнения которых регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Законодатель закрепил необходимость наличия в совокупности нескольких критериев для признания информации именно рекламой, и при отсутствии хотя бы одного из которых информация уже не может быть признана таковой. Информация, распространённая на сайте <_> (прямая ссылка: <_>) не является рекламой по причине отсутствия объекта рекламирования, информация в купоне не являются публичной офертой, так как содержит указания на несуществующее юридическое лицо, равно как и на не существующий в действительности товар, работу или услугу. Сообщённые сведения являются объявлением юридического лица, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, на которое не распространяется действие Закона "О рекламе" в силу пункта 6 части 2 статьи 2.
ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" также сообщило, что информация была размещена по инициативе ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" (без заключения каких-либо договоров с третьими лицами) в качестве шутки, распространяемой в течение 01.04.2015 г., о чём присутствовало специальное указание. Распространение какого-либо товара не предполагалось и не осуществлялось. Какой-либо коммерческой выгоды ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" в результате размещения данной информации претерплено не было.
По мнению ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ", большинство людей адекватно отнеслись к размещённой информации, о чем свидетельствует соотношение количества полученных купонов и фактически поданных жалоб. Помимо жалоб, поданных заявителями, никаких претензий, связанных с указанной информацией в адрес ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" не поступало.
ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" считает, что информация, размещённая в сети Интернет <_> не может быть признана рекламой, так как не является информацией, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, поскольку данный объект не существует в действительности, следовательно, отсутствует рынок сбыта для него. Таким образом, Обществом не нарушены требования, установленные рекламным законодательством.
<_> представитель ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" в ходе заседания Комиссии Амурского УФАС России поддержала позицию изложенную письменно.
<_> - генеральный директор ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" в ходе заседания Комиссии Амурского УФАС России поддержал позицию изложенную письменно. Также пояснил, что рассматриваемая акция - неудачная шутка. Сотрудник, разместивший данный купон на сайте <_> получил взыскание.
<_>
Комиссия Амурского УФАС России, всецело и объективно исследовав материалы дела N Р-5/91 2015, пояснения сторон, установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона "О рекламе", объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", следует, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В Амурском УФАС России, в целях полной и объективной оценки рассматриваемой акции, 15.05.2015 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Амурском УФАС (далее - Экспертный совет), решением Экспертного совета от 15.05.2015 информация, размещенная ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" в виде купона на сайте <_> признана недостоверной рекламой вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
На основании изложенного, учитывая отсутствие информации на купоне о том, что рассматриваемая акция является шуткой, а также с учетом обострившейся ситуации на рынке страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в 2014-2015 годах, как на территории Амурской области, так и в целом на территории Российской Федерации, вышеназванную информацию следует считать рекламной, поскольку в ней определены сведения, очевидно вызывающие у потребителя ассоциацию с определенным товаром (услугой), имеющие своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге обязательного страхования автогражданской ответственности предоставляемой компанией <_>
Таким образом, указанная информация, в соответствии пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе", подпадает под понятие "реклама", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направленна на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, объектом рекламирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона "О рекламе", являются услуги по страхованию автомобилей в компании <_>
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Рекламодатель разработал рассматриваемую рекламу (акцию), таким образом, что наименование компании указанной в тексте рекламы - <_> сходно до степени смешения, с привычным для граждан Российской Федерации наименованием - <_> расположенного по адресу: <_> Тому свидетельствует использование аналогичного шрифта написания наименования и использование подобного (<_>) цвета. Разница в написании указанных наименований состоит в том, что в первом случае после второй буквы <_> используется <_> во втором - <_>
Из информации на сайте <_> в разделе <_> следует, что желающих воспользоваться акцией вызвалось 212 человек, некоторые из которых в разделе "Вопросы по акции" оставили комментарии: "Это шутка первоапрельская, нашли чем шутить!!!", "Это шутка первоапрельская что ли", "Мде шутка не очень как то", "Так это шутка или нет", "Ну вот, и я поверила, мужу отправила. Вот сюрприз_", "На волне бешеной стоимости ОСАГО, невозможности получения полиса это ну "очень удачная шутка". Поздравляю: премия шутка 2015 года!"; "Горите в аду ребята!".
Наличие в рекламе информации о несуществующей компании <_> а также отсутствие прямого указание на шутку в купоне, расценено Комиссий Амурского УФАС России, как недостоверная информация, недопустимая к использованию в рекламе, следовательно, информация о скидке на автострахование <_> тоже является недостоверной.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в 2014 - 2015 годах обострилась ситуация при осуществлении страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), как на территории Амурской области, так и в целом на территории Российской Федерации, акция о скидке <_> на страхование автомобиля не воспринимается потребителями рекламы как шута - воспринимается реальной акцией, согласно которой можно получить скидку <_> на страхование автомобиля именно в <_>
Таким образом, установлено, что в рекламе усматриваются признаки нарушения требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", поскольку информация о компании и о скидке <_> на услугу по страхованию автомобиля, является недостоверной.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссией Амурского УФАС России установлено, что информация о "первоапрельской шутке", в рассматриваемой рекламе в пункте "Условия" указана жирным шрифтом последней строкой и имеет текст следующего содержания: "Скидка не суммируется с другими действующими предложениями и весь апрель никому не верь".
Таким образом, акцент на шутку завуалирован в последней строке условий акции выражением ".весь апрель никому не верь". В купоне отсутствует прямое и явно-видимое указание на то, что данная реклама является шуткой, данный факт не отрицался сторонами.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения требований установленных частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе", поскольку потребители рекламы введены в заблуждение, расценивая указанную акцию как возможность получить услугу по страхованию автомобиля в <_> со скидкой <_>
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама (акция) содержит признаки нарушения требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктом 4 статьи 3 указанного закона - является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещенной в сети Интернет на сайте <_> - является ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" <_>
Установлено, что данная реклама распространялась ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" в сети Интернет на сайте <_> в 2015 году, в том числе 01.04.2015.
Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" произошло распространение рассматриваемой рекламы, не соответствующей требованиям установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ", являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность не использовать в рекламе не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, что исключило бы нарушение требований установленных пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе"; имело возможность явно указать информацию о том, что данная акция является шуткой, что исключило бы нарушение требований установленных частью 7 статьи 5 "Закона о рекламе", однако не предпринял для этого соответствующих мер.
Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" в сети Интернет на сайте <_> в 2015 году, в том числе 01.04.2015, с текстом следующего содержания:
"Страхование автомобиля со скидкой <_> Бесплатная скидка <_> Условия. Купон предоставляет возможность получить скидку до <_> на страхование автомобиля в компании <_> Стоимость для каждого автомобиля рассчитывается индивидуально. Количество страховых листов ограничено. Срок действия купона: с 1 апреля по 3 апреля 2015 г. (включительно). Телефон для справок: <_> Один человек может использовать один купон по данной акции. Вы можете получить неограниченное количество купонов в подарок (в расчете один купон в подарок одному человеку). Необходимо предъявлять распечатанный купон, SMS с номером или мобильное приложение с номером купона. Скидка не суммируется с другими действующими предложениями и весь апрель никому не верь. Описание <_> обязательное страхование автогражданской ответственности. Все правильно сделал. Адрес: <_> Телефон <_> Режим работы Пн-Пт с <_> Сб, Вс - выходной. Способы оплаты наличный расчёт, расчет по пластиковым картам", поскольку в ней нарушены требования установленные пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "АМУРНЕТ-ПЕРВЫЙ АМУРСКИЙ ПОРТАЛ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 18 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016