Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 22 июня 2015 г. N 50
Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
-
заместитель руководителя Хабаровского УФАС России - начальник отдела контроля органов власти,
Члены Комиссии:
<_>
-
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
<_>
-
главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
при участии от:
ООО "РН-Востокнефтепродукт" - <_>по доверенности от 01.01.2015 N14,
ООО "ЧОП "Витязь-Восток" - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в заседание комиссии не обеспечило,
ООО АКБ "Дальинкасс" - заявило ходатайство от 08.06.2015 N165 о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,
рассмотрев дело N 8-01/79, возбужденное в отношении ООО "РН-Востокнефтепродукт" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, поступила жалоба ООО АКБ "Дальинкасс" на действия ООО "РН-Востокнефтепродукт" при проведении открытого запроса цен на оказание услуг физической охраны АЗС/АЗК, офисного помещения аппарата управления филиала N4, автотранспортного цеха и Вольно-Надеждинской нефтебазы (извещение N31502128431) в связи с указанием в закупочной документации требования к претендентам о необходимости наличия юридического и фактического адреса местонахождения исполнителя услуги в Хабаровском крае.
Приказом Хабаровского УФАС России от 14.05.2015 N312 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "РН-Востокнефтепродукт" антимонопольного законодательства.
ООО АКБ "Дальинкасс" письмом от 08.06.2015 N165 доводы, изложенные в жалобе, поддержало в полном объеме.
В заседании комиссии представитель ответчика пояснил, что включение требования в раздел 5 о том, что исполнитель обязан иметь действующую лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности на территории Хабаровского края, а также юридический и фактический адрес местонахождения исполнителя в Хабаровском крае, является технической ошибкой, допущенной на стадии составления технического задания, в обоих случаях вместо слов "Хабаровский край" должно быть указано "Приморский край". Считает, что указанная техническая ошибка не привела к нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как проводимая закупка признана несостоявшейся по причине участия одного претендента, что подтверждается протоколом от 31.03.2015, размещенным на официальном сайте. Обществом объявлена повторная закупка (извещение N31502294324), техническое задание составлено корректно. ООО "АКБ "Дальинкасс" не изъявило желания участвовать в повторной закупке, хотя не имело никаких формальных препятствий. Действия общества при проведении закупки (извещение N31502128431) не привели к нарушению законодательства о закупках и прав третьих лиц, так как закупка признана несостоявшейся и проведена повторно без нарушений.
Комиссия, рассмотрев материалы дела N8-01/79, заслушав представителя ответчика, пришла к следующим выводам.
Правовая основа, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц регламентированы Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как следует из части 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о Закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения, в том числе требования, которым должны соответствовать участники закупки, и перечень подтверждающих это соответствие документов.
При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках (часть 5 статьи 4).
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупках должны быть указаны, в частности, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).
16.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru ООО "РН-Востокнефтепродукт" размещено извещение N31502128431 о проведении открытого запроса цен на оказание услуг физической охраны АЗС/АЗК, офисного помещения аппарата управления филиала N4, автотранспортного цеха и Вольно-Надеждинской нефтебазы. В извещения вносились изменения, опубликованные 19.03.2015. Дата окончания подачи заявок - 25.03.2015. Дата рассмотрения заявок - 26.03.2015. Дата подведения итогов - 27.03.2015. Начальная (максимальная) цена договора - 39 134 263, 00 руб. с НДС.
В установленный срок на участие в запросе цен поступили заявки от ООО ОА "Макс" (г. Владивосток) с ценой предложения - 32 865 363, 00 руб., ООО ЧОП "Кольчуга" (г. Владивосток) - 30 721 620, 00 руб., ООО ЧОП "Витязь Восток" (г. Владивосток) - 32 703 660,00 руб. К участию в запросе цен не допущены ООО ОА "Макс", ООО ЧОП "Кольчуга", допущено к участию в закупке ООО ЧОП "Витязь Восток" (протокол о признании закупки несостоявшейся от 31.03.2015).
Требования к участникам закупки установлены разделом 1.3 документации о запросе цен, в частности, участник должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (подпункт "а" пункта 1.3.1).
Как следует из раздела 4 "техническое задание" документации указанного запроса цен, в пункте 5 "условия оказания услуг" содержится требование о наличии юридического и фактического адреса местонахождения исполнителя в Приморском крае, привлечение к оказанию охранных услуг субподрядных организаций не допускается.
Охраняемые объекты находятся в городах Владивостоке, Уссурийске, Партизанске, Большой Камень, Находка, в сельских поселениях Вольно-Надежденское, Кипарисово Приморского края.
Порядок рассмотрения заявок на отборочной стадии установлен пунктом 2.9. закупочной документации, в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявок заявка может быть отклонена на основании:
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с подразделом 1.3 ("в" подпункта 2.9.4),
- несоответствия предложений участника требованиям технического задания (раздел 1) и (или) проекта договора (раздел 5) по существу ("г" подпункта 2.9.4),
- несоответствие заявки по своему составу и (или) оформлению требованиям документации, в том числе несоответствия требованиям по описанию поставляемых товаров, их функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, а также выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик ("д" подпункта 2.9.4).
Проведение отдельной отборочной стадии не означает, что заявки, не соответствующие требованиям документации, не могут быть отклонены позднее. Любая заявка может быть отклонена решением закупочного органа в любой момент, если такие несоответствия будут обнаружены (подпункт 2.9.7).
Рассмотрение заявок на оценочной стадии осуществляется в соответствии с пунктом 2.10 документации о закупке, при этом в отношении каждой заявки производится предварительный расчет степени предпочтительности по цене (пункт 3.1.6) и закупочный орган может принять решение о выборе победителя, либо о том, что только одна заявка признана соответствующей требованиям, заявка может быть отклонена и на этой стадии.
Таким образом, несмотря на то, что требование о наличии юридического и фактического адреса местонахождения исполнителя в Приморском крае установлено не в требованиях к участникам закупки, а в условиях оказания услуг технического задания закупочной документации, такое требование может привести к отказу отдельным претендентам, зарегистрированным в ином субъекте Российской Федерации, в допуске к участию в закупке.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N2487-1) частная охранная организация - это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Этим же законом установлены требования к организациям, оказывающим услуги в сфере охраны. Оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел (статья 11). Лицензия, выданная органами внутренних дел, предоставляется сроком на 5 лет и действует на всей территории Российской Федерации (абзац 1 статьи 11.2 Закона N2487-1). Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована (4 абзац статьи 15.1 Закона N2487-1).
Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N498, установлена обязанность частной охранной организацией в письменной форме уведомлять орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, и орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) о начале и об окончании оказания охранных услуг в установленные Правилами сроки.
Устанавливая запрет на создание филиалов в регионах вне места регистрации юридического лица, Закон N2487-1 не содержит ограничений на организацию осуществления охранной деятельности вне места регистрации юридического лица в иных формах, в том числе путем создания рабочих мест, открытия представительств и так далее.
В связи с этим установленное в документации требование о наличии юридического и фактического адреса местонахождения исполнителя в Приморском крае необоснованно.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса предложений, запроса котировок цен на товары установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 5 указанной статьи положения части 1 данной статьи распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Поскольку требование, установленное в закупочной документации к месту регистрации и фактическому месту нахождения охранной организации в Приморском крае исключает возможность подачи заявки претендентами, зарегистрированными на территории иного региона, ограничивает доступ к участию в закупке, действия ООО "РН-Востокнефтепродукт" в части установления такого требования нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В повторно объявленном обществом открытом запросе цен требование к месту регистрации и фактическому местонахождению охранной организация исключено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ООО "РН-Востокнефтепродукт", выразившиеся в установлении требования о наличии юридического и фактического адреса местонахождения исполнителя услуги в Приморском крае при проведении открытого запроса цен на оказание услуг физической охраны АЗС/АЗ, офисного помещения аппарата управления филиала N4, автотранспортного цеха и Вольно-Надеждинской нефтебазы (извещение N31502128431), нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 июня 2015 г. N 50
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016