Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 22 июня 2015 г. N 35
Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Брянского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии Брянского УФАС России:
<_> - руководитель Брянского УФАС России.
Заместитель председателя Комиссии Брянского УФАС России:
<_>- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и ЖКХ Брянского УФАС России.
Члены Комиссии Брянского УФАС России:
<_>- начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами;
<_>- специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,
В присутствии:
<_>- представителя ответчика, заместителя генерального директора Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, действующего на основании доверенности от 07.05.2015 г. N 8;
<_>- представителя ответчика, начальника юридического отдела Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, действующей на основании доверенности от 06.05.2015 г. N 3;
<_>- представителя ответчика, главного специалиста технического отдела Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области;
в отсутствие представителей заявителя ООО "Рик", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев дело N 35 по признакам нарушения Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Трудовая, 1) ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
28.01.2015 г. из прокуратуры Брянской области в Брянское УФАС России поступило обращение ООО "Рик" от 19.01.2015 г. N 8 по вопросу нарушения антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. (номер конкурса 1.ПСР.2014).
В связи с поступившим обращением был направлен запрос на представление необходимых материалов и информации в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области.
В результате анализа полученных материалов было установлено следующее.
23.12.2014 г. на сайте некоммерческой организации Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее - организатор конкурса) www.fkr32.ru размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. - номер конкурса 1.ПСР.2014 (далее - Конкурс) и конкурсная документация на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г.
Конкурс проводится в соответствии с Порядком привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п.
Кроме того, общий порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 ГК РФ.
Согласно содержанию извещения - срок подачи заявок на участие в конкурсе - с 24 декабря 2014 г. с 09 час. 00 мин. до 30 декабря 2014 г. до 17 час. 30 мин.; вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе -14 января 2015 г. в 10 час. 00 мин.; период рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - с 14 января 2015 г. по 15 января 2015 г.
15.01.2015 г. в 10 час. 00 мин. состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе N 1.ПСР.2014, оформленная протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 15.01.2015 г. N 1.
Согласно указанному протоколу на участие в конкурсе поступило 20 заявок.
15.01.2015 г. в 10 час. 30 мин. состоялось рассмотрение заявок на участие в конкурсе N 1. ПСР.2014, оформленное протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе N 1. ПСР.2014 N2. Согласно протоколу рассмотрения заявок все претенденты на участие в конкурсе допущены к участию в конкурсе.
15.01.2015 г. в 11 час. 30 мин. состоялось подведение итогов конкурса, оформленное протоколом о результатах проведения конкурса N 1.ПСР.2014 N 3. Согласно протоколу от 15.01.2015 г. N 3 - победителем конкурса по лотам N 1,2,5,6,7,9,10,11,12,13 определен ООО СтройГрад", победителем конкурса по лотам N 3,4,8,14 признан ГУП "Брянсккоммунпроект".
22.01.2015 г. между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области и ООО "СтройГрад" заключен договор N 1.ПСР.2014.1, согласно которому Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области поручает, а ООО "СтройГрад" принимает на себя выполнение работ по разработке в установленном порядке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресам, указанным в приложение N2. Согласно пункту 4 договора сроки выполнения работ установлены с 26 января 2015 г. по 09 февраля 2015 г.
09.02.2015 г. работы по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, согласно договору исполнены, что подтверждено актом выполненных работ от 09.02.2015 г.
22.01.2015 г. между Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области и ГУП "Брянсккоммунпроект" заключен договор N 1.ПСР.2014.2, согласно которому Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области поручает, а ГУП "Брянсккоммунпроект" принимает на себя выполнение работ по разработке в установленном порядке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресам, указанным в приложение N2. Согласно пункту 4 договора сроки выполнения работ установлены с 26 января 2015 г. по 09 февраля 2015 г.
09.02.2015 г. работы по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, согласно договору исполнены, что подтверждено актами сдачи-приемки от 09.02.2015 г.
Заявитель ООО "РиК" в заявлении указывает на нарушение организатором конкурса порядка проведения конкурса, выразившегося в установлении в части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации конкурсной документации требования о выполнении работ по составлению дефектной ведомости, установлении в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения всех видов работ для всех домов, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому дому, установлении в извещении о проведении конкурса для подтверждения критерия "наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет" требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах.
В рамках рассмотрения дела представитель ответчика <_>пояснила, что выполнение работ по составлению дефектной ведомости, предусмотренных частью V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации, не являются обязательными, что отражено в пункте 8.3 договора по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно которому предусмотрено выполнение работ по составлению дефектной ведомости только в случае, если в процессе выполнения Работ по капитальному ремонту объекта, их приемки или в период Гарантийного срока выявится, что работы имеют недостатки.
Также пояснила, что порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определен Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 182 Жилищного кодекса РФ порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации РФ.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п утвержден Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которым предусмотрен срок для опубликования извещения о проведении конкурса.
Извещение о проведении конкурса опубликовано в сроки, предусмотренные п.п. 4.1 п. 4 Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п, согласно которому организатор конкурса не позднее пяти рабочих дней до даты окончания приема заявок размещает на своем официальном сайте в информационной сети Интернет извещение о проведении конкурса.
Представитель ответчика <_>пояснил, что оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения подлежат не все виды работ, указанные в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации, а только в соответствии с видами работ, указанными в пункте 26 Извещения о проведении конкурса и приложением N 2 к проекту договора, где определены виды работ по каждому лоту конкурса, а именно для ремонта кровли оценке технического состояния подлежат - несущие и ограждающие конструкции здания, стропильные конструкции кровли, покрытие кровли, для ремонта внутридомовых инженерных систем оценке технического состояния подлежат электрические сети, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация.
Представитель ответчика <_> пояснил о том, что Комиссией организатора конкурса для подтверждения критерия оценки заявок на участие в конкурсе "наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет", принимались на рассмотрение документы, подтверждающие выполнение работ по разработке проектно-сметной документации не только по выполнению работ по ремонту многоквартирных домов, но и зданий, административных и промышленных строений, элементы конструкций которых аналогичны тем, которые являются предметом конкурса.
Изучив материалы дела N35, а также представленные в рамках рассмотрения дела документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Брянского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Организатором конкурса нарушены требования ч. 2 ст. 448 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения, поскольку организатор конкурса разместил извещение о проведении конкурса на сайте www.fkr32.ru менее, чем за тридцать дней до дня проведения конкурса, а именно за 22 дня до дня проведения конкурса.
Довод представителя организатора торгов <_> о том, что извещение о проведении аукциона размещено в сроки, предусмотренные п.п. 4.1 п. 4 Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п., не принимается Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего.
Так, согласно ч. 2 ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Жилищным кодексом РФ не установлен срок, в течение которого должно быть опубликовано извещение о проведения таких конкурсов.
Однако организатор конкурса разместил извещение о проведении конкурса на сайте www.fkr32.ru менее, чем за тридцать дней до дня проведения конкурса.
Так, в соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно извещению о проведении конкурса дата проведения конкурса определена - 15.01.2015 г., извещение о проведении конкурса размещено организатором конкурса на сайте www.fkr32.ru 23.12.2014 г., то есть за 22 дня до дня проведения конкурса.
Вместе с тем Порядком привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п, определен только срок, позднее которого не допускается размещать извещение о проведении конкурса. Общий срок размещения извещения о проведении конкурса Жилищным кодексом РФ и указанным Порядком не определен, следовательно, организатору конкурса необходимо руководствоваться требованиями ч. 2 ст. 448 ГК РФ, определяющей срок размещения извещения о проведении торгов.
Вместе с тем, сокращение организатором конкурса срока размещения извещения о проведении конкурса могло сократить круг участников конкурса в виду отсутствия возможности потенциальным участникам конкурса ознакомиться с информацией, содержащейся в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации и своевременно подготовить документы, необходимые для участия в конкурсе для возможности подать заявки в установленный срок.
2. Действия организатора конкурса при установлении в части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации дополнительных работ по составлению дефектной ведомости, могло привести к уменьшению количества участников аукциона по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе, что противоречит требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Довод представитель ответчика <_> о том, что выполнение работ по составлению дефектной ведомости не является обязательным, что отражено в пункте 8.3 договора по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, не принят во внимание Комиссией Брянского УФАС Росси в виду следующего.
Так, предметом конкурса является право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г.
Согласно пункту 3 части III "Информационная карта конкурса" определено, что предметом договора является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. согласно лотам, указанным в конкурсной документации. Более подробное описание работы представлено в части V "Технической части" конкурсной документации.
В части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации включены и работы по составлению дефектной ведомости.
Информация о том, что выполнение работ по составлению дефектной ведомости не является обязательной, а только в случаях, указанных в пункте 8.3 договора, в части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации не содержится.
3. Действия организатора конкурса по включению в перечень подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения всех работ, указанных в части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому конкретному дому, могло ввести в заблуждении потенциальных участников конкурса относительно объема работ, которые необходимо выполнить и привести к уменьшению количества участников конкурса по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пояснения представителя ответчика <_> о том, что оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения подлежат не все виды работ, указанные в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации, а только в соответствии с видами работ в соответствии с пунктом 26 Извещения о проведении конкурса и приложением N 2 к проекту договора, где определены виды работ по каждому лоту конкурса, не принимается Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего.
Так, в части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" в "Перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения" указано, что оценке технического состояния конструктивных элементов зданий и систем инженерного обеспечения подлежит - капитальный ремонт кровли, несущие и ограждающие конструкции здания (стропильные конструкции кровли, покрытие кровли), ремонт внутридомовых инженерных систем (электрические сети, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация), переустройство крыши, переустройство кровли с плоской на скатную).
Таким образом, организатор конкурса включил в перечень подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения все вышеуказанные работы для всех домов, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому конкретному дому, что могло привести к уменьшению количества участников конкурса по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе.
Часть V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" конкурсной документации не содержит указания на то, что оценку технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения необходимо выполнить по каждому конкретному дому в соответствии с видами работ, указанных в пункте 26 Извещения о проведении конкурса и приложением N 2 к проекту договора.
4. Действия организатора конкурса по установлению в п. 21 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" извещения о проведении конкурса для подтверждения критерия оценки заявок на участие в конкурсе "наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет" требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах, могло привести к ограничению количества участников торгов, которые могли представить документы, подтверждающие выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта зданий, строений, сооружений, не являющихся жилыми многоквартирными жилыми домами, что противоречит требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которому при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пояснения представителя ответчика <_> о том, что Комиссия организатора конкурса принимала на рассмотрение документы, подтверждающие выполнение работ по разработке проектно-сметной документации зданий, многоквартирных домов, административных и промышленных строений, элементы конструкций которых аналогичны тем, которые являются предметом конкурса, не являются основанием для не указания в извещении о проведении конкурса на возможность представления претендентами на участие в конкурсе документов, подтверждающих выполнение работ по разработке проектно-сметной документации не только многоквартирных домов, но и зданий, административных и промышленных строений.
Вместе с тем, информация о том, что возможно представление претендентами на участие в конкурсе документов, подтверждающих выполнение работ по разработке проектно-сметной документации не только многоквартирных домов, но и зданий, административных и промышленных строений, п. 21 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" не содержит.
Действия организатора конкурса, выразившиеся в размещении извещения о проведении конкурса с нарушением сроков, установленных ч. 2 ст. 448 ГК РФ, установлении в конкурсной документации требования о выполнении работ по составлению дефектной ведомости, установлении в перечне подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения всех видов работ для всех домов, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому дому, установлении в извещении о проведении конкурса для подтверждения критерия "наличие опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет" требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах, могли привести к уменьшению количества участников аукциона по причине принятия потенциальными участниками конкурса, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, решения об отказе от участия в конкурсе, что могло привести к ограничению конкуренции, и противоречит требованиям ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия Брянского УФАС России решила:
1. Признать организатора конкурса некоммерческую организацию Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области нарушившей ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" при:
1.1 размещении извещения о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. (номер конкурса 1.ПСР.2014) с нарушением сроков, установленных ч. 2 ст. 448 ГК РФ,
1.2 указании в части V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" работ по составлению дефектной ведомости,
1.3 включении в раздел V "Техническое задание по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта" в "Перечень подлежащих оценке технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения" работ по оценке технического состояния конструктивных элементов зданий и систем инженерного обеспечения, а именно - капитальный ремонт кровли, несущие и ограждающие конструкции здания (стропильные конструкции кровли, покрытие кровли), ремонт внутридомовых инженерных систем (электрические сети, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация), переустройство крыши, переустройство кровли с плоской на скатную), ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт, переустройство крыши, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по каждому конкретному дому.;
1.4 установлении в извещении о проведении конкурса для подтверждения наличия опыта выполнения работ по объектам-аналогам за последние пять лет требования о предоставления документов, подтверждающих проведение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта только в многоквартирных домах, что могло привести к ограничению конкуренции.
2. Не выдавать некоммерческой организации Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку по результатам конкурса заключены договоры по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 22.01.2015 г. N 1.ПСР 2014.1 и от 22.01.2015 г. N 1.ПСР 2014.2, сроки их действия истекли, договоры исполнены, денежные средства за выполнение работ перечислены.
Председатель Комиссии
Брянского УФАС России<_>
Заместитель председателя Комиссии
Брянского УФАС России<_>
Члены Комиссии
Брянского УФАС России:<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 22 июня 2015 г. N 35
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016