Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 20 февраля 2014 г. N Т10-49/14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Яковлев П.В. - |
заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии, |
Козлова О.А. - |
начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии, |
Парунов Ю.Л. - ведущий специалист - эксперт отдела транспорта и связи,
член Комиссии;
с участием представителей:
от ООО "Газэнергоинформ" (далее - Организатор закупки):
-Тюшова Н.Е. - представитель по доверенности N б/н от 02.09.2013,
-Пониматкин Д.В. - представитель по доверенности N б/н от 12.11.2013
в отсутствии представителя ОАО "Таганрогмежрайгаз" (далее - Заказчик) при уведомлении о времени и месте рассмотрении жалобы,
в отсутствии представителя ООО "Промэкспертиза" (далее - Заявитель, Общество) при уведомлении о времени и месте рассмотрении жалобы,
в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Промэкспертиза" (вх. N 2533 от 11.02.2014) на действия Заказчика ОАО "Таганрогмежрайгаз", Организатора закупки ООО "Газэнергоинформ" при проведении открытого запроса предложений на отбор организации для оказания услуг по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности для нужд ОАО "Таганрогмежрайгаз" (далее - Запрос предложений, закупка), заслушав пояснения представителя Организатора закупки, установила:
05 февраля 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано Извещение о проведении открытого запроса предложений на отбор организации для оказания услуг по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности для нужд ОАО "Таганрогмежрайгаз" и документация открытого запроса предложений (далее - Документация).
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Таганрогмежрайгаз", утвержденное решением Совета директоров ОАО "Таганрогмежрайгаз" Протоколом N 5 от 27.12.2013 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки было опубликовано на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение опубликовано под регистрационным номером 1130011256.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика, Организатора:
Установление в Документации требований указанных в п. 1.3.2.1 и п. 1.4.2.2 Документации, по мнению Заявителя указанные в пунктах требования к участникам запроса являются не законными.
Определение рейтинга Заявки на участие в запросе предложений по форме указанной в п. 3.32 Информационной карты запроса предложений: Ri = Rai*Va + Rbi*Vb + Rci*Vc + Rdi*Vd + Rei*Ve+ Rfi*Vf 1, в котором из шести весовых коэффициентов Vi указанны только два.
Не установление в разделе Оценка по критерию "Срок выполненных работ" единицы измерения.
Установление требований в разделе Оценка по критерию "Квалификация участника" Документации о предоставлении информации о количестве исполненных участником договоров, что, по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию.
Установление требований в разделе Оценка по критерию "Квалификация участника" Документации требования о наличие у участника свидетельства об аккредитации в некоммерческом партнерстве "Экспертиза промышленной безопасности в газораспределении" на текущий год, что не предусмотрено законодательством.
Установление в Технического задания Документации ссылки на недействующее законодательство, а именно ПБ 03-246-98 "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" утвержденные Постановлением Госгортехнодзора России от 06.11.1998 N 64, отмененное Приказом от 14.11.2013 N538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".
Организатор закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу (вх. N 2938 от 17.02.2014, N 3104 от 19.02.2014).
Документы и сведения, представленные Организатором и Заявителем для рассмотрения Комиссией жалобы по существу, указывают на следующие обстоятельства.
ОАО "Таганрогмежрайгаз" (Заказчик) относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Заказчик не является государственным или муниципальным заказчиком в понимании Закона N44-ФЗ.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 1.2.12. Положения о закупках установлено, что организатором закупки является, в том числе юридическое лицо, привлеченное Заказчиком на основе гражданско-правового договора для осуществления отдельных функций, связанных с организацией и проведением закупок. К указанному юридическому лицу относится Организатор, который реализует полномочия по организации и проведению закупок на основании заключенного с Заказчиком Агентского договора.
Организатор осуществляет свою деятельность по организации и проведению закупки для нужд Заказчика в соответствии с Законом N223-ФЗ и Положением о закупках Заказчика (далее - Положение).
В соответствии с п.5 ст.3 Закона N223-ФЗ участником закупки может быть лицо, которое соответствует требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупках.
В соответствии с п.6 ст. 3 Закона N223-ФЗ запрещается предъявлять к участникам закупки закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, и осуществлять оценку и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации и закупке.
В соответствии ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п.2 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ);
2) сроки (периоды) выполнения работ, оказания услуг (п.6 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ);
3) требования к участникам закупки и перечень документов, предъявляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п.9 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ);
4) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п.12 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ);
5) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п.13 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ).
В соответствии с п.1.7.4. Положения Заказчик вправе установить к участникам следующие квалификационные требования:
- наличие у участников соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности, а также положительной деловой репутации;
- выполнение участниками закупки работ (услуг) аналогичных работам (услугам), являющихся предметом закупки.
При этом, согласно п.1.7.5. Положения перечень квалификационных требований к участникам закупки не является исчерпывающим.
Согласно п. 3.23 и п.3.24 Документации (Информационной карты) требования к наличию у участника технологического оборудования и аналогичного предмету закупки опыта работ устанавливаются Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью Документации. В Техническом задании к опыту выполнения аналогичных предмету закупки договоров требований, а также о наличии оборудования не установлено.
При этом в Документации не установлено обязательных требований к наличию опыта выполнения аналогичных работ, отсутствие опыта не является основанием для отклонения заявки, в закупке могут принять участие также организации и физические лица, не имеющие опыта указанных работ.
В связи с тем, что работы по договору, который заключает заказчик по результатам закупки, связаны с проведением экспертизы промышленной безопасности газопроводов и иных объектов газораспределения, которые являются объектами повышенной опасности, то наличие опыта, подтвержденного соответствующими договорами, согласно Документации, включено Заказчиком в критерии оценки и сопоставления заявок по критерию "Квалификация участника".
Таким образом, Заказчиком, Организатором к участникам закупки предъявляются квалификационные требования, в том числе, которые указаны в п. 1.3.2.1 и п. 1.4.2.2 Документации, в соответствии с требованиями Положения и Закона N223-ФЗ.
Требование Заказчика о наличии у участника аккредитованной лаборатории для проведении экспертизы промышленной безопасности систем газоснабжения обосновано действующим законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, к которым относятся системы газоснабжения. При этом в Техническом задании не установлено требование о наличии лаборатории в собственности участника, участник должен подтвердить возможность доступа к такой организации, подтверждающий его право осуществлять лабораторные исследования.
Согласно п.3.28 Документации требования к условиям выполнения работ (оказания услуг) установлены в Техническом задании. Срок оказания услуг, в том числе единица измерения в календарных днях, указаны в п.3.1. Технического задания, а именно:
- начало оказания услуг - (в формате "дата" ИЛИ "количество календарных дней с момента подписания Договора сторонами" ИЛИ "количество календарных дней с момента авансового платежа"): в течении двух дней с момента подписания договора сторонами;
- окончание оказание услуг (в формате "количество календарных дней с момента подписания Договора сторонами" ИЛИ "количество календарных дней с момента перечисления авансового платежа"): 31.10.2014 г.
Законом N223-ФЗ и Положением о закупках не содержат норм, ограничивающих право Заказчика по установлению запрета на привлечение к выполнению работ по договору субподрядчиков.
В соответствии с п.3 ст.3 Закона N223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса и аукциона) способы закупки, при этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки иными способами.
Порядок проведения закупки путем проведения открытых запросов предложений установлен в разделе 6 Положения.
В соответствии с п.6.2.3. Положения в целях выявлении степени соответствия заявок на участие в запросе предложений требованиям, установленным в документации о запросе предложений, их предварительного ранжирования по степени предпочтительности для заказчика Организатор для каждой закупки разрабатывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, которые указываются в документации о запросе предложений.
Согласно п.6.6.13 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений проводиться членами комиссии по подведению итогов запроса предложений в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными документацией о запросе предложений и Положением.
В п.6.2.3. Положения содержится перечень критериев, которые могут быть использованы для оценки и сопоставления заявок в запросе предложений. В соответствии с п.6.2.4. Положения в документации о запросе предложений могут быть указаны один или несколько критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений из числа перечисленных в п. 6.2.3 Положения.
Согласно п. 3.32 Документации рейтинг заявок участников определяется по формуле: Ri = Rai*Va + Rbi*Vb + Rci*Vc + Rdi*Vd + Rei*Ve+ Rfi*Vf, где Rai- Rfi - критерии оценки, Va- Va - значимость (весомость) каждого критерия в %. При этом количество слагаемых в формуле определяется набором критериев, используемых для оценки заявок Участников и указанных в п.3.31.
Согласно п.3.31 Документации при проведении запроса предложений N20146 заявки участников оцениваются по следующим критериям: цена закупки - весомость критерия 30%; квалификация участника - весомость критерия 70%.
Таким образом, в Документации в соответствии с требованиями п.12, п.13 ч.10 ст.4 Закона N223-ФЗ и Положением содержится исчерпывающая информация о критериях и порядке оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений N20146.
Требование у участника Свидетельства об аккредитации в некоммерческом партнерстве "Экспертиза промышленной безопасности в газораспределении" (далее - Свидетельство об аккредитации") на текущий год не ограничивает участников принять участие в закупке.
Согласно пояснениям Организатора, наличие Свидетельства об аккредитации подтверждает соответствие услуг участника установленным законом требованиям к порядку проведения экспертизы объектов газовой промышленности.
В подтверждение этому Организатор к отзыву на жалобу представил утвержденные Генеральным директором ОАО "Газпром газораспределение" от 29.04.2013 Требования к документации о проведении закупок для нужд дочерних компаний ОАО "Газпром газораспределение" по виду работ (услуг): "Выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности, включая техническое диагностирование и выдачу заключения экспертизы промышленной безопасности о сроках дальнейшей эксплуатации объектов сетей газораспределения" (далее - Требования).
Указанные Требования являются локальным нормативным актом и обязательны для исполнения всеми дочерними компаниями ОАО "Газпром газораспределение", в том числе Заказчиком.
В пункте 4 Требований содержится перечень критериев оценки заявок участников и их значимость, которые должны быть определены Документацией, а именно: Цена договора - 30% и Квалификация участника - 70%, которая оценивается, в том числе, по наличию у участника Свидетельства об аккредитации.
Согласно п.5 Требования, в котором установлен порядок оценки заявок Участников, наличие у участника Свидетельства об аккредитации оценивается в 30 баллов. При этом в случае непредставления Участником сведений и документов, подтверждающих указанные в Заявке сведения, такой Заявке присваивается "0" баллов.
Установленный в Документации Заказчиком и Организатором рассматриваемой закупки порядок оценки по показателю наличия "Свидетельства об аккредитации" соответствует порядку оценки заявок участников, установленному ОАО "Газпром газораспределение" в Требованиях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Промэкспертиза" (вх. N 2533 от 11.02.2014) на действия Организатора закупки ООО "Газэнергоинформ" при проведении открытого запроса предложений на отбор организации для оказания услуг по проведению обследования и экспертизы промышленной безопасности для нужд ОАО "Таганрогмежрайгаз" не обоснованной.
Председатель Комиссии П.В.Яковлев
Члены Комиссии О.А.Козлова
Ю.Л.Парунов
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 февраля 2014 г. N Т10-49/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016