Резолютивная часть решения оглашена "19" февраля 2014 г. г. Кемерово
В полном объеме решение изготовлено "24" февраля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Председателя комиссии: |
Кухарской Н.Е. - руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии |
Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта, связи; |
|
Давыдовой А.М. - начальника отдела топливно-энергетического комплекса; |
|
Лисиной А.С. - начальника отдела судебной и правовой работы; |
|
Кондратьевой С.В. - начальника отдела социальной сферы и финансовых рынков; |
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13, жалобу ООО "Мемориал" и материалы жалобы N 10/05-18.1-2014, установила:
14.02.2014 Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО "Мемориал" на действия заказчика Филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Кемеровский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - филиал РТРС "Кемеровский ОРТПЦ") о нарушении порядка оценки и сопоставлении заявок участников открытого запроса предложений: ЛОТ N 1 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Кемерово", ЛОТ N 2 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Ленинск-Кузнецкий".
По мнению ООО "Мемориал", заказчиком филиалом РТРС "Кемеровский ОРТПЦ" неправомерно рассмотрена форма 5.5 заявки "Опыт выполненных работ", аналогичных предмету запроса предложений, стоимостью более 500 000 руб., завершенных в период 2011-2013 годов, неправомерно принята заявка ООО "Вертикаль-97", находящегося в стадии реорганизации, что противоречит п.п. 5.1.2, 5.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС в ред. N 1 (с учетом изменений от 06.09.2013 года приказ N 116).
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 14.02.2014 г. N 05/1180 рассмотрение жалобы N 10/05-18.1-2014 было назначено на 19.02.2014 г. на 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено электронной почтой в адрес ООО "Мемориал", факсимильной связью в адрес филиала РТРС "Кемеровский ОРТПЦ".
19.02.2014 г. на рассмотрение жалобы N 10/05-18.1-2014 явились представители филиала РТРС "Кемеровский ОРТПЦ" - <_> и <_>
19.02.2014 г. ООО "Мемориал" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы N 10/05-18.1-2014 в отсутствие представителей ООО "Мемориал". Ходатайство ООО "Мемориал" было удовлетворено Комиссией.
На заседании Комиссии представитель филиала РТРС "Кемеровский ОРТПЦ" пояснил следующее:
Документация открытого запроса предложений ЛОТ N 1 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Кемерово", ЛОТ N 2 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Ленинск-Кузнецкий" (далее - Документация) разработана в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС (с учетом изменений от 06.09.2013 года приказ N 116).
Оценка допущенных к участию в торгах заявок была произведена в соответствии с требованиями документации открытого запроса предложений по следующим критериям:
Цена договора - 30 баллов;
Квалификация участника - 40 баллов;
Срок выполнения работ - 30 баллов.
Пунктом 3.8.4 документации открытого запроса предложений установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника".
Под "Квалификацией Участника" Заказчик понимает опыт выполнения аналогичных работ. Комиссия оценивает этот показатель с учетом количества выполненных Участником аналогичных договоров стоимостью не менее 500 000 руб. (строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий). К учету принимаются договоры, завершенные в период 2011-2013 годы.
40 баллов присуждается заявке Участника, имеющего наибольшее количество таких договоров.
Информация по данному подкртитерию подается по форме п. 5.5 раздела V "Формы документов" Документации, с приложением копий актов о приемке выполненных работ или иных подтверждающих исполнение договоров документов.
Таким образом, к учету по данному критерию приняты исполненные в 2011-2013 годах договоры, по которым представлены документы, подтверждающие их исполнение.
В заявке ООО "Мемориал" содержатся сведения о квалификации по форме 5.5 документации "Опыт работы". Перечень содержал 28 договоров, в качестве приложения представлено 19 договоров, в подтверждение выполнения данных договоров представлено 9 документов (справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ), из них подтверждающими завершенные работы в 2013 являются только 5 документов.
Таким образом, при определении победителя, Заказчик строго руководствовался требованиями документации о закупке.
Изучив имеющиеся материалы жалобы N 10/05-18.1-2014 и заслушав пояснения участвующих лиц, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Приказом филиала РТРС "Кемеровский ОРТПЦ" от 10.04.2012 N 63 "О создании закупочной комиссии филиала" создана постоянно действующая закупочная комиссия филиала РТРС "Кемеровский ОРТПЦ".
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС в ред. N 1 (с учетом изменений от 06.09.2013 года приказ N 116), утверждено федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - Положение).
Документация разработана в соответствии с Положением, утверждена филиалом РТРС "Кемеровский ОРТПЦ".
22.01.2014 г. заказчиком - филиалом РТРС "Кемеровский ОРТПЦ" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении торгов, включающая в себя: извещение о проведении открытого запроса предложений: ЛОТ N 1 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Кемерово", ЛОТ N 2 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Ленинск-Кузнецкий", документацию открытого запроса предложений (далее - документация), проект договора.
Дата и время окончания подачи заявок - 01.02.2014- 11 ч. 00 (МСК+3).
Дата и время рассмотрения заявок - 03.02.2014 - 14 ч. 00 (МСК+3).
Дата и время подведения итогов - 04.02.2014 - 14 ч. 00 (МСК+3).
03.02.2014 г. в соответствии с документацией открытого запроса предложений было произведено вскрытие конвертов участников закупки, составлен протокол (по лотам N 1 подано 6 заявок, по лоту N 2 - 8 заявок), который был размещенн на официальном сайте 05.02.2014.
04.02.2014 комиссией было произведено рассмотрение и оценка заявок. По результатам рассмотрения принято решение о допуске к участию в торгах:
По лоту N 1 - 4 участников, в т.ч. ООО "Мемориал" и ООО "Вертикаль-97";
По лоту N 2 - 6 участников, в т.ч. ООО "Мемориал" и ООО "Вертикаль-97".
В заявке ООО "Мемориал" содержались сведения о квалификации по форме 5.5. раздела V "Формы документов", перечень содержал 28 договоров, в качестве приложения представлено 19, в подтверждение выполнения данных договоров представлены 9 документов (справки о стоимости работ, акты о приемке выполненных работ).
Из них только 5 документов являются подтверждающими выполнение работ в период 2011-2013 г.г.
Исходя из произведенных расчетов, рейтинг по данному критерию "Квалификация Участника" заявки ООО "Мемориал" составил:
5/1140=18,18 баллов, где
5 - показатель квалификации ООО "Мемориал";
11- максимальный показатель по данному критерию иных участников,
40- значение критерия "Квалификация", в соответствии с документацией.
05.02.2014 Протокол рассмотрения и оценки заявок был размещен на официальном сайте.
По результатам открытого запроса предложений победителем по лотам N 1 и N 2 признано ООО "Вертикаль-97".
07.02.2014 с победителем заключены договоры на проведение реконструкции.
Начало выполнения работ с 09.02.2014 г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.01.2014 ООО "Вертикаль-97" находится в процессе реорганизации юридического лица в форме присоединения, о чем 02.10.2012 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Сведений о процессе ликвидации юридического лица в выписке из ЕГРЮЛ не содержится.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
Согласно пунктам 7.4.3 и 7.4.8 Положения о закупке товаров, работ услуг для нужд РТРС (с учетом изменений от 06.09.2013 года приказ N 116) (далее - Положение) информация о проведении запроса предложений, включая извещение о проведении запроса предложений, документацию о запросе предложений, проект договора размещается Заказчиком на официальном сайте не менее чем за десять дней до установленного в документации о запросе предложений дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.
Закупочная комиссия в день и в месте, указанные в извещении, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений. Заявки рассматриваются в порядке, установленном пунктом 7.2.4.
Согласно пункту 3.8.4 Документации критерии оценки Заявок на участие в открытом запросе предложений содержит, в том числе критерий "Квалификация Участника", под которым понимается опыт выполнения аналогичных работ. Комиссия оценивает этот показатель с учетом количества выполненных Участником аналогичных договоров стоимостью не менее 500 000 руб. (строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий). К учету принимаются договоры, исполненные в период 2011-2013 годов.
Информация по данному подкритерию подается по форме п. 5.5 раздела V "Формы документов", с приложением копий актов о приемке выполненных работ или иных подтверждающих исполнение договоров документов.
Оценка заявок следующих участников запроса предложений рассчитывается исходя из пропорционального соотношения к заявке получившей наибольший балл по данному критерию.
Таким образом, довод ООО "Мемориал" о неправомерном рассмотрении формы 5.5 заявки "Опыт выполненных работ", аналогичных предмету запроса предложений, стоимостью более 500 000 руб., завершенных в период 2011-2013 годы (комиссией засчитан опыт выполнения работ аналогичных предмету запроса предложений только 5 из 28 представленных) является необоснованным.
Довод ООО "Мемориал" о неправомерном принятии Заказчиком заявки ООО "Вертикаль-97", находящегося в стадии реорганизации, является необоснованным исходя из следующего:
Согласно ст. 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ).
В соответствии с Положением о закупке товаров, работ услуг для нужд РТРС, заказчик имеет право отстранить участника, находящегося в процессе ликвидации, от участия в закупке на любом этапе ее проведения. Право по отстранению от участия в закупке участника, находящегося в процессе реорганизации, у заказчика отсутствует.
Между тем, Комиссией установлены несоответствия Документации действующему законодательству.
Пунктом 2.1.3 Документации определено, что Заказчик имеет право отказать Участнику закупки в участии в запросе предложений в случае несоответствия Участника требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.1.2 настоящей Документации.
Согласно пункту 2.1.2 Участник запроса предложений должен соответствовать требованиям, предъявляемым Заказчиком к Участникам закупки, а именно: ежегодная выручка Участника закупки на протяжении каждого из двух последних лет должна составлять не менее чем 10 % от начальной цены Договора.
Таким образом, Комиссия вправе отказать Участникам, подавшим заявки на участии в запросе предложений, в случае не предоставления ими вышеуказанных сведений.
Включив данное требование в документацию, Заказчик может ограничить круг потенциальных участников, так как хозяйствующие субъекты, не имеющие опыта работ, вновь созданные, могут быть не допущены.
Согласно пункту 3.9.2 Документации договор с победителем по результатам проведения процедуры закупки должен быть заключен Заказчиком не позднее указанного в разделе IV "Информационная карта" срока после завершения процедуры и подписания итогового протокола.
Пунктом 18 Информационной карты предусмотрен срок заключения договора не более 5 дней после подписания протокола сопоставления и оценки Заявок.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов.
Следовательно, действиями по сокращению срока заключения договора с победителем торгов, заказчик лишает участников возможности обжаловать действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а комиссию антимонопольного органа лишает возможности применения мер антимонопольного реагирования.
Таким образом, заключение договора ранее 10 дней, предусмотренных законодательством, недопустимо.
В связи с тем, что Документация разработана филиалом РТРС "Кемеровский ОРТПЦ" в соответствии с Положением, утвержденным федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", то данное Положение также содержит пункты, несоответствующие действующему законодательству.
Пунктом 7.4.5 Положения установлено, что заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 7.2.2.2 Положения о закупке.
Приложения к заявке на участие в конкурсе должны содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, установленные требованиями и условиями допуска к участию в конкурсе, в том числе рекомендательные письма (не мене 3-х) с обязательным указанием объемов закупок за последние 2 года, предшествующих подаче заявки на участие в конкурсе (абз. 6, подпункт 4 пункт 7.2.2.2).
Согласно пункту 8.2 Положения договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее в данном разделе - участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения процедур закупки должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после их завершения и подписания итогового протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, вышеуказанные пункты Положения и Документации нарушают принципы равноправия и справедливости, создают дискриминационные условия участникам торгов, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценивая вышеизложенное, руководствуясь Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденном Приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13, статьей 17, статьей 18.1, Федеральной закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Мемориал" на действия заказчика - Филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Кемеровский областной радиотелевизионный передающий центр" о нарушении оценки и сопоставлении заявок участников в открытом запросе предложений: ЛОТ N 1 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Кемерово", ЛОТ N 2 "Проведение реконструкции помещений для размещения оборудования ЦТВ в техническом здании Цех Ленинск-Кузнецкий" необоснованной.
2. Признать заказчика - Филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Кемеровский областной радиотелевизионный передающий центр" нарушившим требования ст. 3 Федерального закона от 18.06.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Председатель комиссии: |
Н.Е. Кухарская |
Члены комиссии |
В.В. Наумова |
|
А.М. Давыдова |
|
А.С. Лисина С.В. Кондратьева |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 24 февраля 2014 г. N 10/05-18.1-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016