Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 6 апреля 2012 г. N 3-01/14-2012
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2012 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Бутузова Т.В. - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_> - начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/14-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем Б<_> (<_> ИНН <_>) рекламы: "ЦФП Вопрос - где взять деньги Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: <_> Тел.: <_>", с нарушением части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представитель по доверенности от 03.04.2012 <_> установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" от 01.02.2012 N 05 (160), стр. 14 рекламы: "ЦФП Вопрос - где взять деньги Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: <_> Тел.: <_>", содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемая реклама не содержит наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя Б<_> сообщил, что распространенная реклама займа не подпадает под определение финансовой услуги, следовательно, на нее не распространяются требования статьи 28 ФЗ "О рекламе". В настоящее время в рекламный модуль внесено наименование лица, оказывающего услуги.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" от 01.02.2012 N 05 (160), стр. 14 размещена реклама: "ЦФП Вопрос - где взять деньги Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: <_> Тел.: <_>".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" от 01.02.2012 N 05 (160), стр. 14 с содержанием: "ЦФП Вопрос - где взять деньги Предоставление денежных займов без залога и поручителей_", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением средств юридических и физических лиц.
Из анализа положений статьи 28 ФЗ "О рекламе" (реклама финансовых услуг) следует, что по своей природе и правовой цели услуги по предоставлению займа лицами, не являющимися кредитными организациями, аналогичны финансовым услугам кредитных организаций.
Таким образом, реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, рассматривается как реклама финансовых услуг.
В материалах настоящего дела имеются документы ООО "Центр финансовой поддержки" из которых следует, что организация занимается выдачей денежных займов физическим лицам. Единственный вид деятельности ООО "Центр финансовой поддержки" по ОКВЭД: 67.13 Прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества.
Реклама ООО "Центр финансовой поддержки" о предоставлении займов является рекламой финансовых услуг и должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ "О рекламе", устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
Из системного анализа положений ФЗ "О рекламе" следует, что требование статьи 28 этого Закона корреспондирует с частью 7 статьи 5 Закона.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе ООО "Центр финансовой поддержки" содержится информация о займах, предоставляемых данным лицом, без указания имя лица (фамилия, имя, отчество), оказывающего эти услуги. То есть в рекламе отсутствует полное наименование лица, оказывающего данные услуги, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Потребителю важно знать какое лицо делает предложение о займах. Поэтому в рекламе финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Поскольку в рекламе ООО "Центр финансовой поддержки" указана финансовая услуга - "займы", которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к займу.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Включение ООО "Центр финансовой поддержки" в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой финансовой услуге не может свидетельствовать о соблюдении им требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемой услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Комиссией установлено, что индивидуальный предприниматель Букина И.В. является издателем газеты "Наш город Заречный". Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 58-0121 от 29.04.2011, выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, примерной тематикой и (или) специализацией является - "Информационно-аналитическая. Реклама до 40% от общего объема".
Индивидуальный предприниматель <_> заключила договор от 01.06.2011 N 35 на размещение рекламного объявления с ООО "Центр финансовой поддержки" в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный".
В данном случае индивидуальный предприниматель Б<_>является рекламораспространителем, так как именно она, являясь издателем информационно-аналитического еженедельника "Наш город Заречный", разместила ненадлежащую рекламу.
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель Б<_> нарушила требования части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", которое выразилось в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя отчество).
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ЦФП Вопрос - где взять деньги Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: <_> Тел.: <_>", распространяемую в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" от 01.02.2012 N 05 (160), стр. 14, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Б<_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
06 апреля 2012 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
<_>- начальник отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/14-2012 в отношении индивидуального предпринимателя Б<_> (<_> ИНН <_>) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" от 01.02.2012 N 05 (160), стр. 14,
на основании своего решения от 06 апреля 2012 года по делу N 3-01/14-2012 о признании ненадлежащей рекламы: "ЦФП Вопрос - где взять деньги Предоставление денежных займов без залога и поручителей. Время от момента подачи заявки до выдачи денежных средств составляет 20 минут. Удобный способ погашения: частями или полной суммой сразу по желанию заемщика в кассу без дополнительных комиссий. Для оформления необходимо предоставлять только паспорт, справки с места работы не требуется. Займы предоставляются гражданам РФ в возрасте от 21 до 65 лет. У нас есть ключ к разгадке! Адрес: <_> Тел.: <_>", распространяемую в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" от 01.02.2012 N 05 (160), стр. 14 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Б<_> (<_> ИНН <_>) в срок до 26 апреля 2012 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о предоставлении займа без указания наименования лица, оказывающего финансовые услуги, а именно: в рекламе, размещенной в информационно-аналитическом еженедельнике "Наш город Заречный" и распространяемой иными способами на всей территории Российской Федерации, указывать имя лица, оказывающего предоставление займа, и иные условия оказания финансовых услуг (займа).
2. Индивидуальному предпринимателю Б<_> представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27.04.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 6 апреля 2012 г. N 3-01/14-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016