Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 19 июня 2015 г. N А-117/10-15
Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2015
В полном объеме решение изготовлено 19.06.2015 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
<_> - начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
в присутствии:
представителя ответчика - МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_> (доверенность от 29.01.2014 N01/18471),
рассмотрев дело N А-117/10-15 по признакам нарушения МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В соответствии с письмом Прокуратуры Республики Башкортостан от 13.03.2015 N э/л-4-2015 Прокуратурой города Уфы с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Уфаводоканал").
В ходе проведения проверки установлено следующее.
03.09.2014 ООО "Домакс" письмом вх.N 13901 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий.
06.06.2014 ИП <_> письмом вх.N 9594 обратился в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий.
09.07.2014 ООО "Спецстройтранс" письмом вх.N 11131 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий.
11.06.2014 ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" письмами вх.N 9790, вх.N 9789, вх.N 9788, вх.N 9791 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросами о предоставлении технических условий.
24.06.2014 Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы МУП "Горзеленхоз" письмом вх.N 10317 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с просьбой заключить договор на подключение и предоставить точку врезки.
18.09.2013 ООО "Уфимский центр Арт-Лайф" письмом вх.N 16488 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий.
21.11.2014 ИП <_> письмом вх.N 17767 обратилась в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий.
В соответствии с п. 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), технические условия должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- срок действия технических условий.
В ответ на указанные запросы МУП "Уфаводоканал" направило в адрес заявителей технические условия N 13-14/347 от 25.09.2014, технические условия N13-14/189 от 16.06.2014, технические условия N 13-14/236 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/231 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/230 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/229 от 09.07.2014, технические условия N13-14/228 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/227 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/363 от 25.09.2013, технические условия N 13-14/435 от 01.12.2014 без указания срока действия технических условий, что не соответствует требованиям п. 10 Правил N 83.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела в отношении МУП "Уфаводоканал" (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии 08.06.2015 представитель МУП "Уфаводоканал" пояснила, что срок действия технических условий не указывался в связи с тем, что имелась возможность сразу осуществить подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом, факт отсутствия срока действия технических условий признала.
Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами N 83.
Правила N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с п. 6 Правил N 83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
03.09.2014 ООО "Домакс" письмом вх.N 13901 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 03.09.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанный запрос МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/347 от 25.09.2014.
06.06.2014 ИП <_> письмом вх.N 9594 обратился в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 06.06.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанный запрос МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/189 от 16.06.2014.
09.07.2014 ООО "Спецстройтранс" письмом вх.N 11131 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 09.07.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанный запрос МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N13-14/236 от 09.07.2014.
11.06.2014 ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" письмами вх.N 9790, вх.N 9789, вх.N 9788, вх.N 9791 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросами о предоставлении технических условий. Указанные запросы приняты МУП "Уфаводоканал" 11.06.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанные запросы МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/231 от 09.07.2014, N 13-14/230 от 09.07.2014, N 13-14/229 от 09.07.2014, N 13-14/228 от 09.07.2014.
24.06.2014 Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы МУП "Горзеленхоз" письмом вх.N 10317 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с просьбой заключить договор на подключение и предоставить точку врезки. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 24.06.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанный запрос МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/227 от 09.07.2014.
18.09.2013 ООО "Уфимский центр Арт-Лайф" письмом вх.N 16488 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 18.09.2013, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанный запрос МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N13-14/363 от 25.09.2013.
21.11.2014 ИП <_> письмом вх.N 17767 обратилась в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 21.11.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал". В ответ на указанный запрос МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N13-14/435 от 01.12.2014.
Согласно п. 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в п. 8 Правил N 83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 10 Правил N 83 технические условия должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- срок действия технических условий.
Таким образом, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определяет и предоставляет технические условия, содержащие сведения, указанные в п. 10 Правил N 83, или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставляет мотивированный отказ в выдаче указанных условий.
Правила N 83 не предусматривают возможность совершения организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, иных действий в случае получения запроса о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе, не предусматривают возможность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, направлять иные, не предусмотренные п. 9 Правил N 83, документы, а также самостоятельно изменять сроки направления в адрес заявителя технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо мотивированного отказа в выдаче указанных условий и не соблюдать требования к содержанию указанных документов, в том числе, требования к содержанию технических условий.
Как следует из материалов дела, приняв запросы ООО "Домакс", ИП <_> ООО "Спецстройтранс", ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы МУП "Горзеленхоз", ООО "Уфимский центр Арт-Лайф", ИП <_> МУП "Уфаводоканал" обязано было в течение 14 рабочих дней предоставить указанным заявителям документы, предусмотренные п. 9 Правилами N 83, соответствующие требованиям Правил N83.
Указанные выводы в части обязанности предоставить заявителю документы, предусмотренные п. 9 Правил N 83, в случае принятия запроса заявителя подтверждается также судебными решениями по делу N А71-9227/2014.
Вместе с тем, в ответ на указанные запросы о предоставлении технических условий МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/347 от 25.09.2014, технические условия N13-14/189 от 16.06.2014, технические условия N 13-14/236 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/231 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/230 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/229 от 09.07.2014, технические условия N13-14/228 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/227 от 09.07.2014, технические условия N 13-14/363 от 25.09.2013, технические условия N 13-14/435 от 01.12.2014 без указания срока действия технических условий.
Иных документов в ответ на указанные запросы ООО "Домакс", ИП <_> ООО "Спецстройтранс", ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы МУП "Горзеленхоз", ООО "Уфимский центр Арт-Лайф", ИП <_> со стороны МУП "Уфаводоканал" в адрес заявителей не направлялось.
Таким образом, в ответ на указанные запросы о предоставлении технических условий технические условия, содержащие сведения, предусмотренные п. 10 Правил N83, либо мотивированный отказ в выдаче указанных условий в срок, предусмотренный п.9 Правил N 83, в адрес заявителей не направлялись.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
МУП "Уфаводоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона "О естественных монополиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Причинение действиями субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем рынке, реального ущерба для установления нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не требуется. Указанная норма устанавливает запрет на осуществление действий, которые могут повлечь такие последствия, призвана предотвратить их.
Несоблюдение МУП "Уфаводоканал" требований, установленных Правилами N 83, накладывает на заявителей неразумные ограничения возможности получения документов, предусмотренных п. 9 Правил N 83 и соответствующих требованиям Правил N 83, в срок, установленный для предоставления таких документов.
Действия МУП "Уфаводоканал", выразившиеся в направлении технических условий без указания срока действия технических условий являются действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых явилось ущемление интересов ООО "Домакс", ИП <_> ООО "Спецстройтранс", ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы МУП "Горзеленхоз", ООО "Уфимский центр Арт-Лайф", ИП <_> налагают на заявителей неразумные ограничения и ставятся необоснованные условия реализации своих прав на получение технических условий, соответствующих требованиям Правил N83 в установленный Правилами N 83 срок, что является нарушением ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России, решила:
1. Признать МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в направлении в адрес ООО "Домакс", ИП <_> ООО "Спецстройтранс", ОАО "Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Уфы МУП "Горзеленхоз", ООО "Уфимский центр Арт-Лайф", ИП <_> технических условий не соответствующих требованиям Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, без указания срока действия технических условий, результатом которых явилось ущемление интересов заявителей.
2. Выдать МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
<_>
<_> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 июня 2015 г. N А-117/10-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016