Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 22 февраля 2012 г. N 03-03/140-11
(решение изготовлено в полном объеме 07.03.2012)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В. главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., с участием:
от ООО "Энергосервис" <>,
рассмотрев 22 февраля 2012 года дело N 03-03/140-11 о нарушении ООО "Энергосервис" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Далее также антимонопольный орган) поступило заявление ООО "ТК Альянс" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО "Энергосервис" (далее также - ООО "Энергосервис"), выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном выставлении платы за поставку холодной воды при отсутствии утвержденного тарифа.
ООО "Энергосервис" нарушения антимонопольного законодательства не признало, указало на законность собственных действий в связи с тем, что, по мнению Общества, указанная деятельность не подлежит тарифицированию.
Принимая решение о признании ООО "Энергосервис" нарушившим антимонопольное законодательство, антимонопольный орган исходит из следующего.
В соответствии с подписанным между ООО "ТК Альянс" и ООО "Энергосервис" актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.09.2010 г., ООО "ТК Альянс" присоединен непосредственно к сетям ООО "Энергосервис". Иных присоединений к водопроводам холодного водоснабжения у ООО "ТК Альянс" не имеется.
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.
В соответствии с п.1 указанных Правил "абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. "Субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящих Правил, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Между МУП "Водоканал" и ООО "Энергосервис" заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод (N20 от 01.08.2010 г.), таким образом ООО "Энергосервис" является абонентом. В то же время ООО "ТК Альянс" приобретает воду с сбрасывает стоки по договору N42-И-704-2010 от 01.09.2010 г., заключенному с ООО "Энергосервис", следовательно является субабонентом.
На отношения между абонентом и субабонентом распространяются те же правила, что и на отношения между организацией водопроводно-коммунального хозяйства и абонентом. Иных сетей посредством которых ООО "ТК Альянс" имел бы возможность получать холодную воду и осуществлять сброс стоков не имеется.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Исходя из изложенного ООО "Энергосервис" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению (в том числе включающему в себя передачу воды) в границах г. Углич в границах присоединенных сетей.
В соответствии с изложенной выше схемой взаимоотношений, МУП "Водоканал" отпускал ООО "Энергосервис" ресурс по тарифу 10,95 руб. + НДС за питьевую воду, 9,48 руб. +НДС за сточные воды.
В то же время ООО "Энергосервис" в адрес ООО "ТК Альянс" взимал плату в размере 31 руб. за поставку воды и 20 за прием стоков (п. 3.1.1. Договора на оказание услуг от 01.09.2010 г. N42-И-704-2010), 34 руб. за поставку воды и 22 рубля за прием стоков с 01.07.2011 г. (Дополнительное соглашение 01.07.2011 г.).
Таким образом, указанный субъект самостоятельно устанавливал плату за поставку воды и прием сточных вод (в материалы дела представлена калькуляция от 24.06.2011 г. в которой приведен порядок расчета указанных цен, из которой следует, что помимо тарифа водоканала в стоимость также входили дополнительные расходы на заработную плату, электроэнергию, накладные расходы, прибыль).
Антимонопольным органом установлено, что аналогичная ситуация имелась в отношении иных хозяйствующих субъектов, а именно ООО "Интехмет", ООО "Радиал", ООО "Станкотех", ООО "УК Чайка", ООО "Энерго", ОАО "Сбербанк", ООО "Станкопрофи", ООО "Полиарт", ООО "Северный рынок", ООО "ЗСО", ООО "Химпромимпекс" ООО "УК Чайка 2", ООО "Павис Плюс", ООО Чайка" ООО "Точприбор", осуществляющих деятельность на площадке бывшего завода Чайка, присоединенных к сетям ООО "Энергосервис".
В то же время в соответствии со ст. 1, 2, 8 ФЗ "Об основах регулирования тарифов" тарифы на водоснабжение (в том числе передачу воды) являются регулируемыми, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 22, 24 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" при установлении тарифа организациям коммунального комплекса при установлении тарифов учитывается сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения). В том числе при установлении тарифов учитываются материальные затраты и амортизация основных средств.
Из изложенного следует, что затраты, связанные с ремонтом и обслуживанием основных средств (водопровода), в том числе, оплата труда работников иные затраты учитываются при установлении тарифа регулирующим органом, являются его составной частью и не могут устанавливаться произвольно.
В соответствии с Федеральным законом N135-ФЗ "О защите конкуренции" Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Действия субъекта, занимающего доминирующее положение (ООО "Энергосервис"), по неправомерному взиманию платы за поставляемую воду и принимаемые сточные воды, в отсутствие установленного тарифа, образуют состав нарушения п. 10 части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом из представленных документов установлено, что в результате ООО "Энергосервис" получил доход в размере, обосновываемом в таблице 1.
Таблица 1
|
вода |
водоотведение и очистка |
итого |
Интехмет |
1148,16 |
603,2 |
1 751,36 |
Радиал |
10 026,44 |
5 165,84 |
15 192,28 |
Станкотех |
103 135,22 |
54297,04 |
157 432,26 |
УК Чайка |
|
|
0,00 |
Энерго |
240 644,89 |
62 938,37 |
303 583,26 |
Сбербанк |
5 237,00 |
2 689,36 |
7 926,36 |
Станкопрофи |
10 158,05 |
5 249,96 |
15 408,01 |
Полиарт |
2 605,44 |
1 368,80 |
3 974,24 |
Северный рынок |
19 431,20 |
10 066,33 |
29 497,53 |
Точприбор |
45 677,15 |
23 656,29 |
69 333,44 |
Химпромимпекс |
312 266,85 |
59 408,76 |
371 675,61 |
УК Чайка 2 |
4 625,95 |
2 391,08 |
7 017,03 |
Павис Плюс |
13 582,58 |
8 281,30 |
21 863,88 |
ООО Чайка |
372 842,42 |
192 425,84 |
565 268,26 |
ЗСО |
8 817,28 |
4 557,84 |
13 375,12 |
ООО ТК Альянс |
|
|
63041,2 |
Итого |
1150198,63 |
433100,01 |
1 646 339,84 |
Общий размер незаконно полученного дохода составил 1 646 339,84 руб.
Указанная сумма подлежит изъятию в бюджет РФ как, полученная вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, а антимонопольном органе не имеется информации относительно того, что порядок расчетов за поставляемые ресурсы был приведен в соответствие с требованиями законодательства в связи с чем в этой части Комиссия считает целесообразным выдать предписание, предусмотренное пп. "ж" п. 2 части 1 ст. 23 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
1. Признать ООО "Энергосервис" нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать ООО "Энергосервис" предписание о перечислении в доход бюджета 1 646 339,84 руб.;
3. Выдать ООО "Энергосервис" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.Ф. Завьялов
М.В. Гаев
Предписание
по делу N 03-03/140-11
22 февраля 2012 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 07.02.2012)
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф.,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22.02.2012 по делу N 03-03/140-11 о нарушении ООО "Энергосервис" п. 10 части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). предписывает
Обществу с ограниченной ответственностью "Энергосервис" в срок до 10 апреля 2012 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 1 646 339,84 руб. (один миллион шестьсот сорок шесть тысяч триста тридцать девять рублей, восемьдесят четыре копейки) на следующие реквизиты:
получатель Ярославское УФАС России БИК 047888001 кор. счет 30101810600000000715, счет 40101810700000010 ОКАТО 78401000000, КБК 16111602010010000140, ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области, ИНН 7604009440, КПП 760401001.
В срок до 26 марта 2012 г. привести в соответствии с законом порядок оплаты поставляемой холодной воды и принимаемы сточных вод, исключить выставление счетов не в соответствии с установленными в законном порядке тарифами.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 30 июня 2011 года с приложением необходимых документов и доказательств.
.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии М.В. Гаев
М.Ф. Завьялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 февраля 2012 г. N 03-03/140-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016