Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 18 июня 2015 г. N 02-10/2015-002
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 18 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <>
рассмотрев дело N 02-10/2015-002 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Каскад", далее - ООО "Каскад" (153031, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, офис 194, ИНН: 3702559726) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило обращение ООО "Русское Общество Содействия КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "РОСКОНСАЛТИНГ", Заявитель) от 20.10.2014 N 20/10-2014 (вх. N 3907 от 21.10.2014), в котором содержится жалоба на нарушение ООО "Каскад" (далее - Ответчик, Общество) требований антимонопольного законодательства.
По мнению Заявителя, действия ООО "Каскад", выразившиеся в уклонении сетевой организации от выдачи документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, сооружение 2, неправомерны.
Заявитель указал, что 29.07.2014 ЗАО "Инста-лайт" (арендодатель) и ООО "Русское Общество Содействия КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "РОСКОНСАЛТИНГ") заключили договор аренды N 29/07, предметом которого является предоставление Арендодателем за плату и во временное пользование Арендатору недвижимого имущества:
- Здание компрессорной станции нежилого назначения, 1-этажное, общей площадью 419,6 кв.м., литер А48, кадастровый (условный) номер: 37:24:04:0902:0016:002:000316250:0148, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 23-Линия, д. 13, стр. 9 (право собственности Арендодателя на здание подтверждается свидетельством от 05.05.2010 серии 37-АА N 531788);
- Инструментальный цех нежилого назначения, 2-этажный, общей площадью 418,5 кв.м., литеры А117, А118, А119, кадастровый (условный) номер: 37:24:040902:0016:002:000316250:0217, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. 23-Линия, д. 13 (право собственности Арендодателя на здание подтверждается свидетельством от 21.01.2009 серии 37-АА N 387236);
- Трансформаторная подстанция - 1 нежилого назначения, 1-этажная, общей площадью 166,4 кв.м., литер А31, кадастровый (условный) номер: 37:24:040902:0016:002:000316250:0131, расположенная по адресу: г. Иваново, ул. 23-Линия, д. 13, стр. 3 (право собственности Арендодателя на здание подтверждается свидетельством от 28.07.2009 серии 37-АА N 425334);
- Трансформаторный пункт N 3 нежилого назначения, 1-этажная, общей площадью 251,5 кв.м., литеры А73, А74, кадастровый (условный) номер: 37:24:040902:0016:002:000316250:0173, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. 23-Линия, д. 13, стр. 2 (право собственности Арендодателя на здание подтверждается свидетельством от 09.09.2009 серии 37-АА N 458166).
Энергопринимающие устройства указанные в договора аренды от 29.07.2014 N29/07 ранее были присоединены к объектам электросетевого хозяйства ООО "Каскад".
30.07.2014 ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" уведомило ООО "Каскад" (сетевую организацию) о переходе права владения энергопринимающими устройствами, расположенными по адресам: г. Иваново, ул. 23-Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9 к ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" и просило переоформить документы о технологическом присоединении. Приложив к уведомлению надлежаще заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, являющихся предметом договора и копию договора аренды от 29.07.2014 N 29/07.
15.09.2014 ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" повторно обратилось в ООО "Каскад" (территориальную сетевую организацию) с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении, направив акты разграничения, и балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
На момент обращения в Ивановское УФАС России в адрес ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" от ООО "Каскад" ответов не поступало, документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9 не представлено.
Данные действия ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" расценены как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмом от 28.10.2014 N 02-23/3845 запрошены объяснения ООО "Каскад".
В ответе ООО "Каскад" от 18.11.2014 N б/н на запрос Ивановского УФАС России по существу обращения ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" сообщило, что 20.08.2014 ООО "Каскад" направило уведомление в адрес конкурсного управляющего ЗАО "Инста-лайт", где просило сообщить о заключении договора аренды между ЗАО "Инста-лайт" и ООО "РОСКОНСАЛТИНГ", а также просило направить в адрес сетевой организации надлежаще заверенную копию заключенного договора аренды.
17.09.2014 ООО "Каскад" повторно направило уведомление в адрес ЗАО "Инста-лайт", где просило сообщить о заключении договора аренды между ЗАО "Инста-лайт" и ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13 с приложением надлежаще заверенной копии заключенного договора аренды.
17.09.2014 ООО "Каскад" сообщило ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" о том, что сетевой организацией 20.08.2014 был сделан запрос в адрес ЗАО "Инста-лайт" для подтверждения информации о заключении договора аренды между ЗАО "Инста-лайт" и ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" на объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13. Данный запрос был получен представителем ЗАО "Инста-лайт" 28.08.2014. Ответ на запрос в адрес ООО "Каскад" не поступал.
16.09.2014 в адрес ООО "Каскад" поступил ответ от конкурсного управляющего ЗАО "Инста-лайт" (исх. NИНСТ-127) где указывалось, что действительно между ЗАО "Инста-лайт" и ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" был заключен договор аренды от 29.07.2014 на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13. Копию указанного договора конкурсный управляющий ЗАО "Инста-лайт" не представил, в виду конфиденциальности условий данного соглашения.
07.10.2014 ООО "Каскад" направило уведомление в адрес ЗАО "Инста-лайт", где просило сообщить какие именно объекты по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13 (с указанием наименований объектов, литеров и других идентифицирующих объекты недвижимости данных) были сданы в аренду ООО "РОСКОНСАЛТИНГ". До настоящего времени ответа от ЗАО "Инста-лайт" в адрес ООО "Каскад" не поступало.
Указанные запросы в адрес конкурсного управляющего ЗАО "Инста-лайт" были сделаны для уточнения информации, поступившей от ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" и недопущения ущемления интересов ООО "Каскад" и ЗАО "Инста-лайт" (являющегося собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, сооружение 2).
До настоящего времени информации, о том какие именно объекты недвижимости были переданы в аренду ООО "РОСКОНСАЛТИНГ", ООО "Каскад" не располагает.
Приказом Ивановского УФАС России от 20.01.2015 N 004 возбуждено дело N 02-10/2015-002 по признакам нарушения ООО "Каскад" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением председателя Комиссии от 20.01.2015 дело N 02-10/2015-002 назначено к рассмотрению на 18.03.2015.
На заседании Комиссии 18.03.2015 лица, участвующие в деле, пояснили следующее:
- представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в обращении на действия ООО "Каскад" по факту уклонения сетевой организации в переоформлении документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, а именно в составлении актов разграничения и балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, а также расчета величины максимальной мощности;
- представитель Ответчика поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 18.11.2014. Одновременно пояснил, что объектами, переданными в аренду ООО "РОСКОНСАЛТИНГ", владеет и ООО "Каскад" в силу договора аренды от 01.01.2013 N б/н, заключенного между ООО "Гермес" и ООО "Каскад". В свою очередь у ООО "Гермес" и ООО "Полис" был заключен договор субаренды от 01.02.2012 N 02-12, предметом аренды выступали указанные объекты недвижимости. У ЗАО "Инста-лайт" был заключен договор аренды с ООО "Полис" от 01.11.2011 N б/н на объекты недвижимости, являющиеся предметом субаренды между ООО "Гермес" и ООО "Каскад". Договора были заключены на неопределенный срок. Информации о том, что договор аренды от 01.11.2011 N б/н был расторгнут в ООО "Каскад" не поступало. Никто из представителей ЗАО "Инста-лайт" и ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" в ООО "Каскад" не обращался по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств.
ООО "Каскад" спрашивало у ЗАО "Инста-лайт", какие именно объекты сданы ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" в аренду, чтобы удостовериться, что это не те же объекты, которые арендует ООО "Каскад".
Определением Комиссии от 18.03.2015 рассмотрение дела N 02-10/2015-002 было отложено до 20.05.2015.
На заседании Комиссии 20.05.2015: поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела N 02-10/2015-002 на более поздний срок от ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" (14.05.2015) и от ООО "Каскад" (08.05.2015). Рассмотрев поступившие ходатайства, Комиссия пришла к выводу об удовлетворении данных ходатайств.
Определением Комиссии от 20.05.2015 срок рассмотрения дела N 02-10/2015-002 продлен до 20.10.2015.
Определением Комиссии от 20.05.2015 рассмотрение дела N 02-10/2015-002 было отложено до 17.06.2015.
Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление ВАС N 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение монополистической деятельности установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьями 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС N 30).
Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние: обладало признаком хозяйствующего субъекта; занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке; результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза их наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", не требуется проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре хозяйствующих субъектов.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Региональной службы по тарифам Ивановской области (далее - РСТ Ивановской области) от 19.12.2013 N 589-э/5 на территории Ивановской области деятельность в качестве территориальных сетевых организаций в 2014 году осуществляли 54 сетевых организаций.
ООО "Каскад" является территориальной сетевой организацией согласно Приложению N 1 к Постановлению РСТ Ивановской области от 19.12.2013 N 589-э/5.
Услуги по передаче электрической энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии
Следовательно, ООО "Каскад" является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, и, в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение, и на общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о доминирующем положении ООО "Каскад" на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ООО "Каскад", в ходе рассмотрения дела N 02-10/2015-002, не представлено доказательств того, что его положение не может быть признано доминирующим.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-техническому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (утвержден Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 N 130), далее - Правила технологического присоединения N 861, регламентирована процедура восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.
Восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов) (пункт 57 Правил технологического присоединения N 861).
Согласно пункту 50 Правил технологического присоединения N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии) (пункт 61 Правил технологического присоединения N 861).
Сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств (пункт 67 Правил технологического присоединения N 861).
При отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):
а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов (пункт 72 Правил технологического присоединения N 861).
В случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя (пункт 73 Правил технологического присоединения N 861).
В случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении, а также в случае, если в таких документах не указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в рамках границ балансовой принадлежности с указанием величины максимальной мощности для каждой точки присоединения в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании потребителю, а если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, то величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств. В отношении таких лиц сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов:
а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня;
б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке:
при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений;
при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета (пункт 77 Правил технологического присоединения).
Следовательно, законодательно установлено, что обратиться в территориальную сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении, может собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств, в рассматриваемом случае ООО "РОСКОНСАЛТИНГ".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" правомерно обратилось в ООО "Каскад" с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам:: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9.
В соответствии с пунктом 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) гарантирующий поставщик обязан заключить в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим и юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, ряд указанных в пункте документов, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа).
Документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (абзац 1 пункта 36 Основных положений N 442).
Заявитель, в случае если сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых подано заявление о заключении договора, отказывается или уклоняется от составления и предоставления заявителя документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении договора с приложением к нему документов, имеющихся у заявителя на дату направления заявления, а также документов, подтверждающих факт обращения заявителя к сетевой организации или иному владельцу объектов электросетевого хозяйства в целях получения таких документов. При отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к электрическим сетям энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, и (или) разграничение балансовой принадлежности, гарантирующий поставщик не вправе отказать заявителю в заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и вправе самостоятельно запрашивать и безвозмездно получать недостающие документы и информацию у сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены указанные энергопринимающие устройства.
ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" могло обратиться к гарантирующему поставщику с заявлением о заключении договора энергоснабжения, однако данное волеизъявление является правом собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств, а не обязанностью.
Таким образом, действия ООО "Каскад" привели к ущемлению интересов ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" при осуществлении хозяйственной деятельности путем уклонения сетевой организации от переоформления (составления) документов для ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9, что является нарушением запрета, установленного части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что сомнения о праве владения имуществом, переданным Заявителю, могли возникнуть у ООО "Каскад" только в отношении Трансформаторной подстанции - 1 нежилого назначения, 1-этажная, общей площадью 166,4 кв.м., литер А31, кадастровый (условный) номер: 37:24:040902:0016:002:000316250:0131, расположенная по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3 и Трансформаторного пункта N 3 нежилого назначения, 1-этажная, общей площадью 251,5 кв.м., литеры А73, А74, кадастровый (условный) номер: 37:24:040902:0016:002:000316250:0173, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2.
Именно данные объекты находятся в пользовании и владении у Ответчика.
В отношении иных объектов, переданных ЗАО "Инста-Лайт" Заявителю: здание компрессорной станции нежилого назначения, 1-этажное, общей площадью 419,6 кв.м., литер А48, кадастровый (условный) номер: 37:24:04:0902:0016:002:000316250:0148, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9 и инструментальный цех нежилого назначения, 2-этажный, общей площадью 418,5 кв.м., литеры А117, А118, А119, кадастровый (условный) номер: 37:24:040902:0016:002:000316250:0217, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, вопросов о принадлежности имущества (праве владения и пользования) возникнуть не должно. Указанные объекты по договору аренды Ответчику не передавались.
Несмотря на это, действия по переоформлению документов о технологическом присоединении Ответчиком не были произведены даже в отношении объектов, которые ему не передавались во владение или пользование.
Таким образом, ООО "Каскад" обязано было переоформит документы о технологическом присоединении, о которых просило ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" в порядке и сроки, установленные Разделом VIII Правил технологического присоединения N861.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия считает необходимым выдать ООО "Каскад" предписание, которым обязать Ответчика переоформить (составить) документы для ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9, в соответствии с Разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 02-10/2015-002 в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.
Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства у Комиссии нет.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать доминирующее положение ООО "Каскад" (153031, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, офис 194, ИНН: 3702559726) на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии: услуги по передаче электрической энергии.
Признать действия ООО "Каскад" (153031, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, офис 194, ИНН: 3702559726) нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в уклонении сетевой организации от переоформления документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9, в соответствии с Разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Основания для прекращения дела N 02-10/2015-002 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Выдать ООО "Каскад" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 17.08.2015: осуществить переоформление (составление) документов для ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9, в соответствии с Разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-10/2015-002
18 июня 2015 года г. Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "18" июня 2015 года по делу N 02-10/2015-002 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Каскад", далее - ООО "Каскад" (153031, Ивановская область, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, ИНН: 3702559726) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Каскад", далее - ООО "Каскад" (153031, Ивановская область, г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, ИНН: 3702559726) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в уклонении сетевой организации от переоформления (составления) документов для ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9, для чего в срок до 17.08.2015 осуществить переоформление (составление) документов для ООО "РОСКОНСАЛТИНГ" о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 2; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 3; г. Иваново, ул. 23-я Линия, д. 13, стр. 9, в соответствии с Разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
2. ООО "Каскад" о выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Подписи членов Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 июня 2015 г. N 02-10/2015-002
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016