Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 марта 2014 г. N 7-03-18.1/2014
Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Лупанова Наталья Сергеевна - главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко Светлана Сергеевна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 7-03-18.1/2014 по жалобе ООО "ОПТАН-Челябинск" на действия (бездействие) МУП "ПОВВ":
в присутствии представителя ООО "ОПТАН-Челябинск" по доверенности, представителя МУП "ПОВВ" по доверенности, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "ОПТАН-Челябинск" на действия (бездействие) закупочной комиссии МУП "ПОВВ", выразившиеся в неправомерном определении итогового балла при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку ГСМ через сеть АЗС для нужд МУП "ПОВВ", а также в ограничении конкуренции, путем выставления неправомерного требования по количеству АЗС участников закупки (извещение N 31400885486).
В жалобе (вх. N 2422 от 25.02.2014) указано, что в ходе проведения запроса предложений закупочной комиссией допущены следующие нарушения:
1. В документации запроса предложений к Извещению N31400885486 от 12.02.2014 в пункте 3.3 указано следующее: "Итоговый балл выставляется путем суммирования баллов по двум критериям", а в Протоколе N3 от 21.02.2014 в пункте 1.2 в столбце "Итоговый бал" таблицы указано количество баллов, рассчитанное для определения победителя, соответствует сумме баллов по трем критериям;
2. В Протоколе N3 от 21.02.2014 "Оценки заявок и подведения итогов закупки" указаны значения по критерию "Размер скидки в % от цены на АЗС" и нет указания о значениях поданных участниками по критериям "Срок отсрочки платежа" и "Количество АЗС в черте г. Челябинска" в нарушение пункта 11.10 "Положения о закупках МУП Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" от 22.11.2013 в последнем предложении которого указано следующее "Расчет балльной оценки и результаты ранжирования заявок (в том числе критерии оценки и значения, представленные участниками), а также наименование победителя запроса предложений и участников, занявших второе и последующие места".
3. Так же заявитель считает не обоснованным и ограничивающим конкуренцию требование "Количество АЗС не менее 4(четырех) АЗС в каждом районе и не менее 35 АЗС в черте г. Челябинска". Более того, по мнению заявителя, Закупочная комиссия МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска сознательно увеличила минимальное значение по этому требованию для ограничения участия поставщиков.
Кроме того, представители заявителя на заседании Комиссии Челябинского УФАС России дополнительно заявили о неверном избрании МУП "ПОВВ" способа закупки, по их мнению, в данном случае необходимо было проводить закупку в виде запроса цен.
По названным обстоятельствам ООО "ОПТАН-Челябинск" просит отменить результаты проведенной закупки.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель МУП "ПОВВ" пояснил следующее.
Согласно пункту 16 информационной карты Документации о закупке Заказчиком установлены три Критерия оценки заявок. В Приложении N1 к информационной карте запроса предложений указана методика ранжирования заявок по 3 (трем) критериям, их содержание и значимость. Также, указаны таблицы ранжирования заявок с бальной оценкой по трем критериям.
В пункте 3.3 Приложения N1 к информационной карте допущена опечатка в слове "двум" критериям, тогда как, расчет итогового балла был произведен по трем критериям.
Для осуществления технологического процесса МУП "ПОВВ" (подача питьевой воды и прием сточных вод на территории г. Челябинска и городов спутников) автотранспорт и спецтехника Заказчика (около трехсот пятидесяти единиц), выполняющие плановые и аварийные работы на сетях водоснабжения и водоотведения должны быть круглосуточно обеспечены топливом.
На основании данного факта и с учетом протяженности площади, как отдельных районов, так и города Челябинска в целом, Заказчиком был установлен Критерий о наличии АЗС (не менее 4 АЗС в каждом районе г. Челябинска и не менее 35 АЗС в черте г.Челябинска).
Требования данного критерия были установлены, ориентируясь на количество АЗС используемых для заправки автотранспорта и спецтехники Заказчика по ранее заключенным договорам.
По этой-же причине и был избран способ закупки - запрос предложений. Выбор способа закупок и порядка их проведения является исключительным правом заказчика, установленным в Положении о закупках МУП "ПОВВ". При проведении данной закупки нормы и требования указанного Положения нарушены не были.
В протоколе от 21.02.2014 г. N3 "Оценки заявок и подведения итогов закупки" действительно не отражена информация о выставленных баллах участникам запроса предложений по критериям "Срок отсрочки платеж" и "Количество АЗС в черте г. Челябинска".
Дополнительно представитель МУП "ПОВВ" пояснила, что по результатам проведения рассматриваемой закупки с победителем 24.02.2014 были заключены договоры поставки.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
В силу подпунктов 12 и 13 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При организации и проведении запроса предложений МУП "ПОВВ" руководствовалось Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг МУП "ПОВВ" (далее - Положение).
Предметом запроса предложений в электронной форме, проводимого МУП "ПОВВ", является поставка ГСМ через сеть АЗС для нужд МУП "ПОВВ".
Документация запроса предложений размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг www.zakupki.gov.ru.
В силу пункта 7.2 Положения решение о выборе способа закупки принимается Заказчиком в зависимости от предмета закупки и его спецификации, срочности закупки, объема и стоимости товара, работ, услуг, требований к квалификации поставщиков (исполнителей, подрядчиков), наличия на рынке предложений требуемых товаров (работ, услуг). Иных обстоятельств, при которых совершается закупка.
В соответствии с разделом 11 Положения запрос предложений - конкурентная внеконкурсная закупочная процедура, для определения победителя которой применяется несколько критериев оценки предложений участников, среди которых критерий цены предложения не является определяющим.
Как следует из закупочной документации, а также пояснений представителя МУП "ПОВВ" рассматриваемый способ закупки был избран заказчиком с учетом приоритетности критерия о наличии у участника 4 АЗС в каждом районе города, а также в пределах г. Челябинска - не менее 35 АЗС и срочности закупки товара.
Данные обстоятельства соответствуют Положению в части выбора в качестве способа закупки запроса предложений.
Челябинское УФАС России принимает обоснование МУП "ПОВВ" о приоритетности критерия определения победителя по наличию у участника 4 АЗС в каждом районе города, а также в пределах г. Челябинска - не менее 35 АЗС. При этом обращает внимание на то, что действия заказчика по указанию в документации указанного критерия не противоречат Положению, а также нормам права, регулирующих проведение данной процедуры, данное требование обусловлено внутренними потребностями МУП "ПОВВ".
Проверив правильность расчета итогового балла по критериям оценки заявок, установленным МУП "ПОВВ", Челябинское УФАС России пришло к выводу о том, что расчет итого балла был произведен по трем критериям, как того требует методика ранжирования заявок. Таким образом, ошибка МУП "ПОВВ" в части указания в пункте 3.3 приложения N 1 к информационной карте того, что итоговый бал выставляется путем суммирования баллов по двум критериям, не повлияла на итоги проведения процедуры закупки и выбора победителя.
Комиссия считает заявленный довод об отсутствии в протоколе от 21.02.2014 N3 "Оценки заявок и подведения итогов закупки" информации о значениях поданных участниками по критериям "Срок отсрочки платеж" и "Количество АЗС в черте г. Челябинска" обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11.10 Положения по результатам рассмотрения, оценки и сопоставления заявок оформляются протоколы запроса предложений. В протоколе указывается: Расчет балльной оценки и результаты ранжирования заявок (в том числе критерии оценки и значения, представленные участниками), а также наименование победителя запроса предложений и участников, занявших второе и последующие места.
МУП "ПОВВ" в нарушении пункта 11.10 Положения в протоколе от 21.02.2014 г. N3 не указало информацию о значениях поданных участниками по критериям "Срок отсрочки платежа" и "Количество АЗС в черте г. Челябинска". Однако, указанное обстоятельство не повлияло на итоги проведения процедуры закупки и выбора победителя.
Следовательно, МУП "ПОВВ" при проведении запроса предложений не осуществляло действий, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам запроса предложений.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России также пришла к выводу о необходимости выдать МУП "ПОВВ" предписание об устранении нарушения проведения запроса предложений путем внесения изменений в протокол от 21.02.2014 г. N3.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России N 17/13 от 18.01.2013, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ОПТАН-Челябинск" на действия МУП "ПОВВ" обоснованной в части отсутствии в протоколе от 21.02.2014 N3 "Оценки заявок и подведения итогов закупки" информации о значениях поданных участниками по критериям "Срок отсрочки платеж" и "Количество АЗС в черте г. Челябинска".
2. Признать действия МУП "ПОВВ" нарушением части 1 статьи 3 Федерального закона "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ.
3. Выдать МУП "ПОВВ" предписание об устранении нарушения проведения запроса предложений путем внесения изменений в протокол от 21.02.2014 N3.
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Н.С. Лупанова
С.С. Потапченко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 марта 2014 г. N 7-03-18.1/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016