Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 18 июня 2015 г. N А-107/10-15
Резолютивная часть решения оглашена 08.06.2015
В полном объеме решение изготовлено 18.06.2015 г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<_> - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
Члены комиссии:
<_> - начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан;
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
в присутствии:
представителя ответчика - МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - <_> (доверенность от 29.01.2014 N01/18471),
рассмотрев дело N А-107/10-15 по признакам нарушения МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В соответствии с письмом Прокуратуры Республики Башкортостан от 13.03.2015 N э/л-4-2015 Прокуратурой города Уфы с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП "Уфаводоканал").
В ходе проведения проверки установлено следующее.
26.05.2014 ООО "Старый Кремль" письмом вх.N 8765 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий.
Согласно п. 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в п. 8 Правил N83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В ответ на указанный запрос ООО "Старый Кремль" МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/209 от 26.06.2014 - через 21 рабочий день со дня получения запроса, то есть с нарушением срока, установленного п. 9 Правил N 83.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела в отношении МУП "Уфаводоканал" (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии 08.06.2015 представитель МУП "Уфаводоканал" пояснила, что МУП "Уфаводоканал" при направлении технических условий N13-14/209 от 26.06.2014 был нарушен срок, установленный п. 9 Правил N 83, в связи с тем, что ООО "Старый Кремль" был представлен неполный пакет документов, а также в связи с необходимостью получения необходимой информации.
Изучив материалы дела, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами N 83.
Правила N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с п. 6 Правил N 83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
26.05.2014 ООО "Старый Кремль" письмом вх.N 8765 обратилось в адрес МУП "Уфаводоканал" с запросом о предоставлении технических условий для проектирования объекта "Общественно-деловой центр по ул. Октябрьской революции, 78 в Кировском районе г. Уфы", срок ввода в эксплуатацию -ориентировочно в 2017 г. Указанный запрос принят МУП "Уфаводоканал" 26.05.2014, о чем свидетельствует штамп входящей почты МУП "Уфаводоканал".
Согласно п. 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в п. 8 Правил N 83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 10 Правил N 83 (в редакции, действующей на момент поступления запроса ООО "Старый Кремль" и выдачи технических условий) технические условия должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.
Таким образом, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного запроса определяет и предоставляет технические условия, содержащие сведения, указанные в п. 10 Правил N 83, или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставляет мотивированный отказ в выдаче указанных условий.
Правила N 83 не предусматривают возможность совершения организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, иных действий в случае получения запроса о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе, не предусматривают возможность организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, направлять иные, не предусмотренные п. 9 Правил N 83, документы, а также самостоятельно изменять сроки направления в адрес заявителя технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо мотивированного отказа в выдаче указанных условий.
Как следует из материалов дела, приняв запрос ООО "Старый Кремль", МУП "Уфаводоканал" обязано было в течение 14 рабочих дней предоставить ООО "Старый Кремль" документы, предусмотренные п. 9 Правил N 83.
Указанные выводы в части обязанности предоставить заявителю документы, предусмотренные п. 9 Правил N 83, в случае принятия запроса заявителя подтверждается также судебными решениями по делу N А71-9227/2014.
Вместе с тем, в ответ на указанный запрос ООО "Старый Кремль" о предоставлении технических условий от 26.05.2014 вх.N 8765 МУП "Уфаводоканал" предоставило технические условия N 13-14/209 от 26.06.2014, то есть через 21 рабочий день со дня получения запроса.
Иных документов в ответ на запрос ООО "Старый Кремль" о предоставлении технических условий от 26.05.2014 вх.N 8765 со стороны МУП "Уфаводоканал" в адрес ООО "Старый Кремль" не направлялось.
Таким образом, в ответ на запрос ООО "Старый Кремль" о предоставлении технических условий от 26.05.2014 вх.N 8765 технические условия, содержащие сведения, предусмотренные п. 10 Правил N83, либо мотивированный отказ в выдаче указанных условий в срок, предусмотренный п.9 Правил N 83, в адрес ООО "Старый Кремль" не направлялись.
Кроме того, запрос ООО "Старый Кремль" о предоставлении технических условий от 26.05.2014 вх.N 8765 содержит сведения о сроке ввода объекта в эксплуатацию, вместе с тем, в технических условиях N 13-14/209 от 26.06.2014 отсутствует информация о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
МУП "Уфаводоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона "О естественных монополиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Причинение действиями субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем рынке, реального ущерба для установления нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не требуется. Указанная норма устанавливает запрет на осуществление действий, которые могут повлечь такие последствия, призвана предотвратить их.
Несоблюдение МУП "Уфаводоканал" требований, установленных Правилами N 83, накладывает на ООО "Старый Кремль" неразумные ограничения возможности получения документов, предусмотренных п. 9 Правил N 83 и соответствующих требованиям Правил N 83, в срок, установленный для предоставления таких документов.
Действия МУП "Уфаводоканал", выразившиеся в нарушении срока - 14 рабочих дней, предусмотренного Правилами N 83 для определения и предоставления технических условий либо мотивированного отказа в выдаче указанных условий, направление технических условий без указания срока подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения являются действиями занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых явилось ущемление интересов ООО "Старый Кремль", налагают на ООО "Старый Кремль" неразумные ограничения и ставятся необоснованные условия реализации своих прав на получение технических условий, соответствующих требованиям Правил N83 в установленный Правилами N 83 срок, что является нарушением ч. 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России, решила:
1. Признать МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Российская, 157/2) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в нарушении срока - 14 рабочих дней, установленного Правилами N 83 для определения и предоставления технических условий, соответствующих требованиям Правил N 83, либо мотивированного отказа в выдаче указанных условий, направлении технических условий без указания срока подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в адрес ООО "Старый Кремль", результатом которых явилось ущемление интересов ООО "Старый Кремль".
2. Выдать МУП по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
<_>
<_>
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа влечет за собой ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 июня 2015 г. N А-107/10-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016