Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 10 июня 2015 г. N ЭА - 434/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в отсутствие представителя ООО "ЮгСпецСтрой", в присутствии представителя ФГБУ "Краснодарское водохранилище" Рымарь Л.И. (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Краснодарское водохранилище" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Реконструкция и улучшение технического состояния Краснодарского водохранилища, Краснодарский край и Республика Адыгея. 2-й блок. Сооружения инженерных защит. Этап 6. Инженерная защита долины р. Псекупс. Оградительная плотина с системой дренажа. Реконструкция вертикального дренажа в нижнем бьефе оградительной плотины. (1 этап)" (извещение N 0318100019515000036) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчиком нарушены положения ст.31 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации не установлены требования к опыту работы, связанного с предметом контракта. Также, считает, что по позициям 10, 14 описания объекта закупки Заказчиком установлены нестандартные показатели; по позициям 26, 28, 29, 37, 38, 39 описания объекта закупки Заказчиком установлены нестандартные единицы измерения; по позиции 6 установлено требование не позволяющее идентифицировать значение показателя; по позиции 1 Заказчиком установлены значения показателей не соответствующие ГОСТ; по позициям 30, 31, 32 Заказчиком установлены нестандартные значения показателя.
Представитель Заказчика с доводами жалобы согласился. Пояснил, что изменения в аукционную документацию не удалось внести по причине недоступности функций Официального сайта www.zakupki.gov.ru.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУ "Краснодарское водохранилище" проводился электронный аукцион "Реконструкция и улучшение технического состояния Краснодарского водохранилища, Краснодарский край и Республика Адыгея. 2-й блок. Сооружения инженерных защит. Этап 6. Инженерная защита долины р. Псекупс. Оградительная плотина с системой дренажа. Реконструкция вертикального дренажа в нижнем бьефе оградительной плотины. (1 этап)" (извещение N 0318100019515000036).
Начальная (максимальная) цена контракта - 65 058 000,00 руб.
В силу п.6) ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.3) ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании п.2) Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года) устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлен код по ОКПД - 45.34.32.120.
Начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.
Требования к наличию опыта исполнения контракта, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года, в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации Заказчиком не установлены, что противоречит Закону о контрактной системе.
В соответствии с п.1), п.2), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров (материалов), используемых в ходе выполнения работ установлены в Приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации.
По позиции 1 Приложения N1 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлено требование: "В хризотиле группы 6 не должно быть частиц сопутствующих пород размером более 0,4 мм". Согласно п. 2.1.1 ГОСТ 12871-93. "Асбест хризотиловый - хризотил. Общие технические условия" в хризотиле групп 0-2 не должно быть частиц сопутствующих пород размером более 0,4 мм, в хризотиле групп 3-7 - размером более 4,8 мм. Таким образом, Заказчиком установлено значение не соответствующее действующим государственным стандартам.
По позиции 6 Заказчиком для показателя "Номинальная линейная плотность каболки (пряжи), ктекс" установлено значение "не мение 2,2 не более 2,6". Инструкцией по заполнению заявки не предусмотрен порядок заполнения заявки для показателей с значением "не мение".
По позициям 10 и 14 Заказчиком установлены нестандартные показатели: "Марка по дробимлсти" (в ГОСТ 8267-93 указана характеристика "Марка по дробимости"), "Нахначение", "Материалл", что не позволет участникам закупки корректно сформировать предложение о товаре.
По позициям 26, 28, 29 Заказчиком установлен показатель "Предел прочности, МПа (кгс/см) при изгибе в возрасте 28 сут". Согласно Таблице 2 п. 1.7 ГОСТ 10178-85. "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" указан показатель "Предел прочности, МПа (кгс/см2)".
По позициям 37, 38, 39 Заказчиком для обозначения температуры в качестве единицы измерения указаны нестандартные символы "оС". В соответствии с п. 22 Приложения N 1 "Производные единицы Международной системы единиц (СИ)" к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации") температура Цельсия измеряется в градусах Цельсия и обозначается
символом "°C".
Таким образом, Заказчиком использованы нестандартные единицы измерения.
По позициям 30, 31, 32 Заказчиком установлен показатель "Морозостойкость" и значение "F50/Пк3". На основании п. 4.11 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200. Пунктом 4.2.1 ГОСТ 28013-98 установлено одним из основных свойств растворных смесей является подвижность. В соответствии с п.4.3 в зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют на следующие марки по подвижности: Пк1, Пк2, Пк3, Пк4.
Таким образом, Заказчиком по позициям 30, 31, 32 установлены нестандартные значения для показателя "Морозостойкость".
Вышеуказанные нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ФГБУ "Краснодарское водохранилище" нарушение ч.2 ст. 31, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. ФГБУ "Краснодарское водохранилище" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N127
по делу NЭА-434/2015 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
10 июня 2015 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в отсутствие представителя ООО "ЮгСпецСтрой", в присутствии представителя ФГБУ "Краснодарское водохранилище" Рымарь Л.И. (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ЮгСпецСтрой" на действия ФГБУ "Краснодарское водохранилище" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Реконструкция и улучшение технического состояния Краснодарского водохранилища, Краснодарский край и Республика Адыгея. 2-й блок. Сооружения инженерных защит. Этап 6. Инженерная защита долины р. Псекупс. Оградительная плотина с системой дренажа. Реконструкция вертикального дренажа в нижнем бьефе оградительной плотины. (1 этап)" (извещение N 0318100019515000036) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании своего решения от 10.06.2015 г. по делу NЭА-434/2015, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
Заказчику - ФГБУ "Краснодарское водохранилище" устранить нарушение ч.2 ст. 31, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, путем отмены протоколов, составленных в ходе размещения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318100019515000036).
Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании аукциона в электронной форме. Отменить протокол проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 10.07.2015 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о закупках вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 июня 2015 г. N ЭА - 434/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016