Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 6 мая 2015 г. N РХ-06/6903
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>рассмотрев дело N06-85/2015 в отношении Исполнительного комитета Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды передачи объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, установила:
На основании обнаружения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело в отношении Исполнительного комитета Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
В целях всестороннего и полного рассмотрения дела, Татарстанским УФАС России в адрес Исполнительного комитета Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан был направлен запрос о представлении информации.
По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Исполнительным комитетом Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" заключен договор аренды от 31.12.2012 года о передаче во временное владение и пользование объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах).
В соответствии с вышеуказанным договором ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" фактически было передано муниципальное имущество - объекты коммунального назначения, а именно системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иное имущество, установленное на указанных объектах на территории соответствующего сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Вместе с тем, торги на право заключения договора по передаче во временное владение и пользование объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) Исполнительным комитетом Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не проводились.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 02.04.2015 г. N02/192-к было возбуждено дело N06-85/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан статьи части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды передачи объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Статья 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определяет основные цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения среди прочих являются:
- создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
-достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
- обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
- открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан является конкурентным. Также имеются потенциальные участники данного рынка, которыми могли бы стать предприятия различных форм собственности (при передаче указанным хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов водоснабжения на территории соответствующих сельских поселений), осуществляющие деятельность на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, а также на территории соседних муниципальных образований.
Каждый участник данного рынка (хозяйствующий субъект) должен находиться в равных условиях перед конкурентами. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды передачи объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Необходимо отметить, что со 2 июля 2008 г. вступили в силу положения ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или пользования) государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
В соответствии со ст.17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции" заключение договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Вместе с тем, торги на право заключения договора по передаче во временное владение и пользование объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) Исполнительным комитетом Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан не проводились.
Необходимо отметить, что ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Во владение и пользование указанного хозяйствующего субъекта, были переданы из муниципальной собственности объекты коммунального назначения, а именно системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иное имущество, установленное на указанных объектах, на территории Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, без проведения конкурентных процедур, что обеспечивает ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке услуг.
Следовательно, муниципальное имущество предоставлено ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" в преимущественном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно договору аренды от 31.12.2012 г. ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" арендные платежи не вносились, объекты коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) использовались на безвозмездной основе.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что предоставление органами местного самоуправления, преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке - представляет собой государственную преференцию.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Заявление о согласовании муниципальной преференции ООО "Коммунальные сети - Круглое поле" в форме передачи муниципального имущества - объектов коммунального назначения, а именно системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иное имущество, установленное на указанных объектах на территории Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в адрес Татарстанского УФАС России не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, действия органа власти по предоставлению преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", являются нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
Необходимо отметить, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2011 года по делу NА66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Таким образом, действия Исполнительного комитета Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, являются нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении преимущества ООО "Комуунальные сети - Круглое поле" путем заключения договора аренды по передаче объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Деятельность органов местного самоуправления не должна приводить к нарушениям действующего законодательства Российской Федерации. Передача прав на объекты коммунального назначения хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Частью 6 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.
Таким образом, в настоящее время специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере водоснабжения, водоотведения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих процедур.
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны осуществлять полномочия по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 37, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Исполнительный комитет Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения договора аренды передачи объектов коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах) без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать Исполнительному комитету Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть договор аренды от 31.12.2012 г., заключенный между Исполнительным комитетом Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и ООО "Коммунальные сети -Круглое поле";
- провести торги на объекты коммунального назначения (системы водоснабжения, канализации, электрооборудования и иного имущества, установленного на указанных объектах);
- направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.
3. Передать материалы дела должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 мая 2015 г. N РХ-06/6903
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016