Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 15 июня 2015 г. N РХ-08/9082
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
<>
рассмотрев дело N 08-95/2015 возбужденное по признакам пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О Рекламе", в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -представителя ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" (117546, Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8) <> установила:
В Управление поступило обращение гражданина (вх. N282/ж от 18.02.2015 г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации по факту размещения в каталоге магазина "Media Markt" (г. Казань) под названием "ПРЕСТУПНО НИЗКИЕ ЦЕНЫ" с текстом: "количество товара ограничено_цены действительны с 29.01.2015 г. по 04.02.2015 г_ смартфон NOKIA ASHA 501 DUAL SIM за 999 рублей", однако приобрести данный товар с в магазинах не удалось, в связи с его отсутствием, содержащей признаки нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращения гражданина, Татарстанским УФАС России был направлен запрос в адрес ООО "Медиа-Маркт-Сатурн".
В ответ ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" представило свои письменные пояснения, из которых следует, что рекламная листовка, действовавшая в период с 29.01.2015 г. по 04.02.2015 г., в которой была размещена реклама смартфона NOKIA ASHA 501 DUAL SIM (далее - Товар), распространялась в городах Казань, Нижний Новгород, Набережные Челны, Чебоксары, Иваново, Ярославль, Ульяновск, Рязань, Брянск, Йошкар-Ола. Всего в указанных городах находится 12 магазинов Медиа Маркт.
В началу акции, с 29.01.2015 г. в рамках которой продавался смартфон в филиале "Медиа Маркт Казань 3", в который обратился заявитель, не было ни одного смартфона NOKIA ASHA 501 DUAL SIM, также в течении акции дополнительных поставок товара ни в один из филиалов не осуществлялось.
На основании вышеизложенного Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N 08-95/2015 в отношении ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" по признакам нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
На рассмотрении настоящего дела присутствовал представитель ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" <>которая пояснила, что при обращении гражданина в магазин "Media Markt" за смартфоном NOKIA ASHA 501 DUAL SIM по цене 999 рублей, рекламируемого товара действительно не было в наличии. В связи с чем, в убыток магазину, гражданину был предложен другой смартфон, схожий по всем параметрам со смартфоном NOKIA ASHA 501 DUAL SIM по цене, заявленной в рекламе. Однако гражданин отказался от данного предложения.
ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" полностью согласно с вменяемым правонарушением и признает свою вину, а также готово оказывать полное содействие при рассмотрении настоящего дела.
Согласно п.п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, содержащаяся в буклетах, распространяемых на кассах торговой площади сети магазинов Медиа Марк, представленных заявителем, обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:
- распространяется в буклетах (листовках) о проведении акции;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования "ПРЕСТУПНО НИЗКИЕ ЦЕНЫ количество товара ограничено_цены действительны с 29.01.2015 г. по 04.02.2015 г_ смартфон NOKIA ASHA 501 DUAL SIM за 999 рублей";
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. N АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, правоотношения, возникающие при распространении вышеуказанной рекламной информации подпадают под действие Федерального закона "О рекламе" и регулируются им.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 ФЗ "О рекламе", в которой предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Филиалу "Медиа Маркт Казань 3" не удалось обеспечить наличие Товара к началу акции в связи с тем, что модель снята с производства и отсутствует в наличии у поставщиков.
Таким образом, по мнению ООО "Медиа-Маркт-Сатурн", указав, что количество товара ограничено, внимание покупателя привлекалось к тому факту, что товара к моменту намечаемой покупки может и не быть.
Вследствие чего ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" намеренно ввел потребителей рекламы в заблуждение, заявляя о том, что нужно поспешить с приобретением товара, поскольку предложение ограниченно.
Татарстанское УФАС России, оценив рассматриваемую рекламу с точки зрения потребителя (в том числе Заявителя) пришла к выводу, что рассматриваемая реклама "ПРЕСТУПНО НИЗКИЕ ЦЕНЫ количество товара ограничено_цены действительны с 29.01.2015 г. по 04.02.2015 г_ смартфон NOKIA ASHA 501 DUAL SIM за 999 рублей" является ненадлежащей в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку содержит недостоверные сведения о возможности приобретения определенных товаров по акционной цене в течение определенного в рекламе срока.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.
Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. N 38-ФЗ "О рекламе" несет ответственность рекламодатель, ООО "Медиа-Маркт-Сатурн".
Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу в каталоге магазина "Media Markt" (г. Казань) под названием "ПРЕСТУПНО НИЗКИЕ ЦЕНЫ" с текстом: "количество товара ограничено_цены действительны с 29.01.2015 г. по 04.02.2015 г_ смартфон NOKIA ASHA 501 DUAL SIM за 999 рублей", поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Предписание не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения Федерального закона от 13.03.06 г. N38-ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 июня 2015 г. N РХ-08/9082
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016