Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 6 марта 2014 г. N 02-02/02-2014
Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 6 марта 2014 г.
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- >
в присутствии представителя ООО "Медиа-Тула" по доверенности 1/14 от 10.01.2014 г. < --- > рассмотрев дело N 02-02/02-2014 по признакам нарушения ООО "Медиа-Тула" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В журнале "Золотой квадрат. Тула" (издатель - ООО "Медиа-Тула"), февраль, 2014 г., на странице 72 размещена информационная статья "Голодный игры", над заголовком которой изображен символ олимпийских игр, в виде пяти переплетенных колец (синего, желтого, черного, зеленого, красного цвета).
Журнал "Золотой квадрат. Тула" зарегистрирован в качестве средства массовой информации - периодического печатного издания, свидетельство ПИ N ТУ 71-00175 от 01.02.2011 г. выдано Управлением Роскомнадзора по Тульской области.
Основная тема вышеупомянутой статьи - влияние интимных (сексуальных) отношений на результаты спортсменов во время проведения соревнований. Перед наименованием статьи присутствует изображение пяти олимпийских колец, два последних искажены: нижнее (зеленое) изображено в виде символа Венеры, верхнее (красное) - в виде символа Марса (изображения, используемые для обозначения женщин: кольцо, в нижней части которого пересекаются горизонтальная и вертикальная линия, и мужчин: кольцо с диагональной стрелочкой вверх).
Согласно пояснениям ООО "Медиа-Тула", полученным в ходе рассмотрения дела, данная статья является продуктом изготовления журнала (ООО "Медиа-Тула"), носящим информационный характер, направлена на привлечение потенциальных читателей указанного товара- журнала "Золотой квадрат. Тула".
Указанная статья направлена на привлечение внимания потребителей журналу в целом, в частности, она содержит следующие строки:
- "На небе только и разговоров, что об олимпиаде 2014. Где уж нам, грешникам,
торговцам рекламой не податься искушению_";
- "_а нам, лицам "продажного" характера, надо всеобщее внимание привлечь_";
- "_Олимпийские игры наречь отныне - голодными:-)".
Правилом 8 Олимпийской хартии, являющейся сводом основополагающих принципов Олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых Международным олимпийским комитетом (МОК), установлено понятие олимпийский символ - состоящий из пяти переплетенных колец одинакового размера (олимпийские кольца), используемых отдельно, в одном или пяти цветах. При пятицветном использовании это переплетение - слева направо - голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленное внизу. Олимпийский символ символизирует собой деятельность олимпийского движения, союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.
Под олимпийским обозначением понимается любое визуальное или звуковое воспроизведение какой - либо ассоциации или связи с Олимпийскими играми, олимпийским движением и любой его составляющей части (Правило 14 Олимпийской хартии).
Статьей 1 Найробского договора об охране олимпийского символа от 26.09.1981 (Российская Федерация присоединилось к нему 17.04.1986 г.) установлен запрет на использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ.
Настоящее дело возбуждено антимонопольным органом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым установлено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Признаки нарушения ООО "Медиа-Тула" антимонопольного законодательства выявлены при осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательств.
ООО "Медиа-Тула" - издатель журнала "Золотой квадрат" - полагает, что им правомерно использовался олимпийский символ в редакционной авторской статье об истории олимпийский игр и поясняет, что при использовании олимпийской символики в данной статье никак нельзя сделать вывод о принадлежности издания или издателя к Олимпийским или Паралимпийским играм. В обоснование своей позиции ООО "Медиа -Тула" приводит норму пункта 4 статьи 2 Найробского договора, которая устанавливает, что государство - участник указанного Договора не обязано запрещать использование олимпийского символа, если он используется средствами массовой информации в целях информации об олимпийском движении или о деятельности, осуществляемой в рамках этого движения.
Данное обоснование не может быть принято Комиссией во внимание в силу следующего:
Официальными разъяснениями МОК к Правилам 7-14 Олимпийской хартии определено, что при использовании олимпийской эмблемы в любых рекламных, коммерческих целях или для получения прибыли должны выполняться условия, перечисленные в пунктах 4.9., 4.10. Правил.
Так, пунктом 4.10.4 разъяснения определено, что использование олимпийской эмблемы должно способствовать развитию олимпийского движения и не ущемлять его достоинства; любая ассоциация между олимпийской эмблемой и продуктами или услугами запрещена, если такая ассоциация не совместима с основополагающими принципами Олимпизма или ролью Международного олимпийского комитета в Олимпийской хартии.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об олимпийских играх") для целей данной статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский" "Олимпиада" "Сочи 2014" "Olympic" "Olympian" "Olympiad" "Olympic Winter Games" "Olympic Games" "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символы, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (часть 2 статьи 7 Федерального закона "Об олимпийских играх").
Доказательств наличия соглашений на право использования олимпийской символики ООО "Медиа Тула" не представлено.
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением требований части 2 статьи 7 Федерального закона "Об олимпийских играх" признается незаконным (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 8 вышеуказанного закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;
2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определено понятие недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 г. N 3255/11 определено, что норма, установленная частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об олимпийских играх" является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого действия по неправомерному использованию олимпийской символики признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Использование ООО "Медиа-Тула" изображения олимпийских колец недопустимо в соответствии с вышеуказанными нормами (как международного, так и российского законодательства), действия Общества являются недобросовестной конкуренцией, поскольку вышеуказанная статья ООО "Медиа-Тула" не способствует развитию олимпийского движения, не направлена на продвижение олимпийского движения, а наоборот, дискредитирует и порочит олимпийский игры.
В данном случае олимпийская символика используется для привлечения интереса к статье и к журналу в целом, что является недобросовестной конкуренцией.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49-50 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Медиа-Тула" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Медиа-Тула" предписание о недопущении действий, которые могут являться нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ООО "Медиа-Тула" к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
21 февраля 2014 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 21 февраля 2014 года по делу N 02-02/02-2014 о нарушении ООО "Медиа-Тула" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "Медиа-Тула" не допускать действий, которые в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут являться актом недобросовестной конкуренции, а именно: прекратить незаконное использование олимпийской символики в статьях журнала "Золотой квадрат Тула", не способствующих развитию олимпийского движения и ущемляющих его достоинства.
2. О выполнении настоящего предписания ООО "Медиа-Тула" сообщить в Тульское УФАС России в течение десяти дней с момента его получения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 6 марта 2014 г. N 02-02/02-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016