Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 16 июня 2015 г. N 02-04 3517
Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2015.
Решение изготовлено в полном объёме 16.06.2015.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель |
- |
Цакулов Ю.Г. |
- зам. руководителя Архангельского УФАС России, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Спирина Т.А. |
- зам. начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России; |
Член комиссии |
- |
Воробьева Е.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России. |
в присутствии представителей: ОАО "Архангельская сбытовая компания" - <> (<>); ОАО "МРСК Северо-Запада": <> (<>), ООО "Призма" - <> (<>), рассмотрев дело N 18-15, возбужденное в отношении:
ООО "Призма"
Юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 17
Почтовый адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 63
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Архангельского УФАС России поступило заявление от 04.03.2015 N 01-05/2159 от ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала Общества "Архэнерго" на действия ООО "Призма" по незаконному ограничению режима потребления в отношении ответвления на КТП N 265 "д. Рикасиха".
13.03.2015 в Управление обратилось ОАО "Архангельская сбытовая компания" с заявлением на действия ООО "Призма" и ОАО "МРСК Северо-Запада" по введению 17.02.2015 ограничения режима потребления фидера ВЛ-10 кВ ф. 36-13 "д. Рикасиха". По информации заявителя ограничение режима потребления было осуществлено без разработки и реализации организационно-технических мер, обеспечивающих поставку электрической энергии потребителям д. Рикасиха (в том числе потребителям-гражданам).
ООО "Призма" и ОАО "МРСК Северо-Запада" - смежные сетевые организации, деятельность которых регулируется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа). Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа ОАО "МРСК Северо-Запада" не препятствует перетоку электроэнергии.
Между сетевыми организациями заключен договор N 3-1/13 взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013, согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства в пределах величины максимальной мощности и оплачивать эти услуги на условиях договора.
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон N 07/33 от 27.04.2007 трансформаторная подстанция 10-0,4 кВ N 265, от которой осуществляется электроснабжение потребителей д. Рикасиха, состоит на балансе филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" ""Архэнерго"" (далее - "Архэнерго"). Данная трансформаторная подстанция, в свою очередь, получает электроэнергию от воздушной линии электропередачи 10 кВ, состоящей на балансе ООО "Призма". Граница балансовой принадлежности между сетевыми организациями располагается на опоре N 26 воздушной линии электропередачи 10 кВ фидер 36-13.
ООО "Призма" направило в адрес "Архэнерго" (с копией в адрес ОАО "Архангельская сбытовая компания") предварительное уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления N 18 от 04.02.2015, согласно которому ограничение режима потребления в отношении ответвления на КТП N 265 "д. Рикасиха" планируется в связи с возникновением задолженности по оплате услуг по передаче электроэнергии, соответсвующей одному периоду между установленными договором сроками платежа. Размер указанной задолженности составляет 1 587 831,21 руб.
06.02.2015 в адрес "Архэнерго" (с копией в адрес ОАО "Архангельская сбытовая компания") от ООО "Призма" поступило уведомление N 21 о необходимости введения со стороны "Архэнерго" с 17.02.2015 самостоятельного частичного ограничения режима потребления путем прекращения подачи электроэнергии на трансформаторную подстанцию N 265 ежедневно с понедельника по пятницу с 9-00 до 16-00.
Письмом от 13.02.2015 N 01-05/1651 ОАО "МРСК Северо-Запада" сообщило ООО "Призма", что основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения). Согласно п. 1 Правил ограничения режим потребления электроэнергии ограничивается в отношении потребителей электроэнергии. Возможность введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении сетевой организации законодательством РФ не предусмотрена. На основании изложенного, "Архэнерго" оставило уведомление от 06.02.2015 N 21 без исполнения.
17.02.2015 в 11.00 в присутствии сотрудников "Архэнерго" персоналом ООО "Призма" на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, на опоре N 26 ВЛ-10 кВ 36-13, эксплуатируемой ООО "Призма", было произведено отключение КТП-265 "Рикасиха", эксплуатируемой "Архэнерго", путем отсоединения кабеля 10 кВ от проводов ВС-10 кВ, вследствие чего без напряжения остались потребители д. Рикасиха.
Об отключении КТП-265 "Рикасиха" сотрудниками "Архэнерго" составлен Акт от 17.02.2015 N 02.
В этот же день Администрация МО "Приморское" обратилась в адрес Приморской межрайонной прокуратуры с заявлением N 03-8/1/168 об отключении электроэнергии. Потребители электрической энергии в д. Рикасиха и Администрация МО "Приморское" не были уведомлены об отключении и причинах ограничения подачи электроэнергии. В частном секторе проживает около 100 человек, в том числе дети и престарелые люди. Жители имеют договорные отношения с Северодвинским филиалом ОАО "Архангельская сбытовая компания", задолженности по оплате за электрическую энергию нет.
17.02.2015 в 17.20 введенное ограничение подачи электрической энергии было приостановлено в связи с устной гарантией руководителя филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" Котенко И.М. погасить задолженность за услуги по передаче электроэнергии 20.02.2015. Данное обстоятельство зафиксировано в соответствующем Акте.
Режим потребления электроэнергии возобновлен 19.02.2015 в 17.00 после оплаты задолженности, о чем составлен Акт.
Приказом от 20.04.2015 N 189 Архангельским УФАС России в отношении ООО "Призма" возбуждено дело N 18-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в незаконном введении 17.02.2015 ограничения режима потребления электроэнергии фидера ВЛ-10 кВ ф. 36-13 КТП "Рикасиха", находящегося на балансе ОАО "МРСК Северо-Запада", что привело к прекращению подачи электроэнергии конечным потребителям ОАО "Архангельская сбытовая компания" в п. Рикасиха.
Письмом от 27.03.2015 N 81, от 08.05.2015 N 133, 134, 135, 136, от 22.05.2015 N 158 в адрес Управления ООО "Призма" представила пояснения.
По договору о взаимном оказании услуг по передаче электроэнергии N 3-1/13 ООО "Призма" в декабре 2014 года оказало услуги по передаче электрической энергии "Архэнерго" на сумму 1 587 831,21 руб. со сроком оплаты до 15.01.2015. В установленный договором срок "Архэнерго" оплату не произвело, в связи с чем за ним образовалась задолженность.
В связи с чем, ООО "Призма" инициировало введение ограничения режима потребления, руководствуясь Правилами ограничения.
Общество также пояснило, что не получало от "Архэнерго" и ОАО "Архангельская сбытовая компания" уведомления о том, что к ответвлению на КТП "Рикасиха" присоединены потребители, не имеющие задолженности, и что ограничение подачи электроэнергии "Архэнерго" приведет к прекращению подачи электроэнергии таким потребителям.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
ОАО "МРСК Северо-Запада" является коммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством РФ, зарегистрировано межрайонной ИФНС по г. Архангельску (ОГРН 1022901004873).
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 15.05.2012 N 319-э ООО "Призма", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 29.1.31
Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Призма" является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства от 04.05.2012.N 442 (далее Правила ограничения).
Пунктом 2 Постановления Правительства N 442 установлено, что указанное постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Согласно пункту 1 Правил ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии вводится в отношении потребителей электрической энергии.
Потребителями электрической энергии в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
"Архэнерго" в рассматриваемой ситуации не является потребителем электрической энергии, а является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Следовательно, к отношениям между ООО "Призма" и ОАО "МРСК Северо-Запада" не применимы положения Правил ограничения в части возможности введения одной стороной в отношении другой стороны ограничения режима потребления электроэнергии.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления отклоняет доводы ООО "Призма" о правомерности прекращения подачи электроэнергии на КТП-265 "Рикасиха", как основанные на неверном толковании норм Правил ограничения.
В соответствии с п. 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил N 861.
В соответствии с указанными положениями между Обществами заключен договор N 3-1/13 взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013, согласно которому стороны обязуются осуществлять взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства в пределах величины максимальной мощности и оплачивать эти услуги на условиях договора.
При этом с учетом положений п. 41 Правил N 861 при исполнении указанного договора обе сетевые организации являются потребителями услуг по передачи электроэнергии.
В п. 8.3 Договора N 3-1/13 стороны определили, что все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего договора, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и действительностью, подлежат разрешению путем переговоров в соответствии с действующим законодательством РФ, а при не достижении согласия - в Арбитражном суде Архангельской области.
Таким образом, ни действующим законодательством, ни договором не предусмотрена возможность прекращения передачи электроэнергии между смежными сетевыми организациями.
Вопросы и споры, возникающие между контрагентами при исполнении ими договора межсетевого взаимодействия от 01.01.2013 N 3-1/13, должны решаться без ущерба законных прав и интересов третьих лиц.
При рассмотрении дела ООО "Призма" подтвердило, что оно не обращалось письменно в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада" для урегулирования вопроса возникшей задолженности со стороны "Архэнерго".
По информации ОАО "Архангельская сбытовая компания" (письмом от 04.06.2015 N 16-08/18-6) вследствие прекращения подачи электроэнергии на КТП-265 "Рикасиха" обесточено оказалось 150 объектов потребления, в отношении энергоснабжения которых у Общества имеются договорные обязательства. Кроме того, все потребители добросовестно исполняют обязанность по оплате электроэнергии.
Ограничение режима потребления привело к прекращению подачи электроэнергии потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства перед гарантирующим поставщиком по оплате за потребленную электроэнергию. Действиями ООО "Призма" нарушены законные права и интересы потребителей электрической энергии, а также гарантирующего поставщика - ОАО "Архангельская сбытовая компания".
Вместе с тем, Комиссия принимает во внимание, что на момент принятия решения подача электрической энергии в д. Рикасиха возобновлена.
В связи с чем, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий со стороны Ответчика в процессе рассмотрения дела N 18-15.
Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 18-15 решила:
1. Признать со стороны ООО "Призма" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в незаконном введении 17.02.2015 ограничения режима потребления электроэнергии фидера ВЛ-10 кВ ф. 36-13 КТП "Рикасиха", находящегося на балансе ОАО "МРСК Северо-Запада", что привело к прекращению подачи электроэнергии конечных потребителей ОАО "Архангельская сбытовая компания" в п. Рикасиха;
2. Рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий;
5. Передать материалы дела N 18-15 должностному лицу Архангельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
Ю.Г. Цакулов |
Член комиссии |
|
Т.А. Спирина |
Член комиссии |
|
Е.Н. Воробьева |
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 июня 2015 г. N 02-04 3517
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016