Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 6 марта 2014 г. N 3-01/08-2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/08-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Фирма "Экспресс" (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) рекламного слогана "Радио Экспресс - главное радио города" с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - генерального директора ООО "Фирма "Экспресс" <_> установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио "Экспресс" распространялся рекламный слоган "Радио Экспресс - главное радио города".
Пензенским УФАС России определением от 12.02.2014 по факту распространения рекламного слогана "Радио Экспресс - главное радио города" на частоте 105.2 FM радио "Экспресс", возбуждено дело N 3-01/08-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Фирма "Экспресс".
В письменных пояснениях ООО "Фирма "Экспресс" (вх. от 20.02.2014 N 559), а также на рассмотрении дела 04.02.2014 представителем ООО "Фирма "Экспресс" пояснено, что радио "Экспресс" - самый интерактивный радио ресурс, т.к. на первом месте в Пензе по количеству программ в прямом эфире за сутки (среди информационно-развлекательных радиостанций). Радио имеет ряд вариантов обратной связи со слушателями. Ярко освещает городские культурные и музыкальные события. Изготовление эфирного оформления осуществляется ежемесячно. Бывают привязки к времени года, радио находится на одной волне с постоянными слушателями, проживает с ними единую жизнь. Именно для слушателей радио "Экспресс" - является главным. Музыкальный джингл с использованием фразы "Главное радио города" является одним из двухсот используемых элементов оформления эфира. Он звучит на волне радио "Экспресс" около 3 месяцев.
На заседании Комиссии генеральный директор ООО "Фирма "Экспресс" факт нарушения рекламного законодательства признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения "Радио Экспресс - главное радио города".
ООО "Фирма "Экспресс" представило копии следующих документов: копию устава, копию свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио "Экспресс" распространялась информация со слоганом "Радио Экспресс - главное радио города".
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация со слоганом "Радио Экспресс - главное радио города", распространяющаяся на частоте 105.2 FM радио "Экспресс", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц (потенциальным слушателям радио "Экспресс"); преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на частоте 105.2 FM радио "Экспресс" размещен рекламный слоган: "Радио Экспресс - главное радио города".
Согласно словарям слово "главный" имеет следующее значение: 1) Главный, -ая, -ое. Самый важный, основной (Словарь Ожегова); 2) главный, -ая, -ое; главнейший. Самый важный, основной, центральный (Большой толковый словарь справочно-информационного портала "Русский язык" созданного при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям); 3) главный -ая, -ое. Самый важный, существенный среди других; основной (Малый академический словарь).
Опираясь на значение слова "главный", рекламный слоган радио "Экспресс" можно толковать как "Радио "Экспресс" - самое важное радио города", "Радио "Экспресс" - основное радио города".
Сообщение неопределенному кругу лиц о том, что радио "Экспресс" - главное радио города, направлено на восприятие ими информации о радио "Экспресс" как самом главном, по отношению к другим радио.
Утверждение "радио Экспресс - главное радио города", свидетельствует о превосходстве "Радио Экспресс" над другими организациями, оказывающими подобные услуги, а также о сравнении с такими организациями, в основе которых лежит предоставление услуг радиовещания.
Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли радио "Экспресс" главным радио города. В отсутствие указания критериев сравнения создается впечатление, что рекламируемое радио обладает заявленным преимуществом по всем показателям.
В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке существует несколько радиостанций.
Использование слогана "Радио Экспресс - главное радио города" показывает преимущество ООО "Фирма "Экспресс" по сравнению с другими организациями, работающими на том же рынке
Для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела Пензенским УФАС России были сделаны запросы в другие радиовещательные компании города Пензы для получения информации об истинности утверждения в рекламе "радио Экспресс - главное радио города".
В результате ответов была получена следующая информация.
Согласно исследованиям, которые проводил холдинг "ROMIR Monitoring" в 2012-2013 годах, радио "Экспресс" не занимает лидирующие позиции в ТОПе радиослушателей, уступая сразу нескольким пензенским радиостанциям.
Рейтинг радиослушания. Топ радиослушания, в % от всех опрошенных (вопрос "Скажите, пожалуйста, какие местные или центральные радиостанции из этого списка вы слушали хотя бы раз за последнюю неделю")
|
радиостанция |
автомобилис Ты (2013) |
% (2013) |
автомобилис Ты (2012) |
% (2012) |
место в рейтинге в период март-апрель 2012 |
динамика (2013 по сравнению С 2012), % |
1 |
Европа плюс |
151 |
50.3% |
168 |
56.0% |
1 |
-5.7% |
2 |
Радио 101.8 |
144 |
48.0% |
163 |
54.3% |
2 |
-6.3% |
3 |
Русское радио |
109 |
36.3% |
152 |
50.7% |
3 |
-14.4% |
4 |
Авторадио |
108 |
36.0% |
110 |
36.7% |
4 |
-0.7% |
5 |
Золотое FM |
77 |
25.7% |
47 |
15.7% |
6 |
+10% |
6 |
МОСТ радио |
70 |
23.3% |
81 |
27.0% |
5 |
-3.7% |
7 |
Радио Экспресс |
54 |
18.0% |
36 |
12.0% |
8 |
+6% |
8 |
Эхо Москвы |
48 |
16.0% |
38 |
12.7% |
7 |
+3.3% |
9 |
Серебряный дождь |
34 |
11.3% |
12 |
4.0% |
9 |
+7.3% |
10 |
другая |
25 |
8.3% |
7 |
2.3% |
10 |
+6% |
Кроме того, установлено, что старейшей телерадиовещательной компанией Пензенской области является ГТРК "Пенза" (радио России), которая начала осуществлять радиовещание на территории Пензенской области с ноября 1927 г.
Все полученные в ходе рассмотрения дела документы свидетельствуют о том, что рынок, на котором осуществляет свою деятельность ООО "Фирма "Экспресс", является конкурентным, и утверждение: "Радио "Экспресс" - главное радио города" носит недостоверный характер.
При этом информация "Радио "Экспресс" - главное радио города" в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "Фирма "Экспресс" (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Фирма "Экспресс" нарушило требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" ООО "Фирма "Экспресс" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: "Радио "Экспресс" - главное радио города", распространяемую ООО "Фирма "Экспресс" в городе Пензе в январе-феврале 2014 года на частоте 105.2 FM радио "Экспресс", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Фирма "Экспресс" (г. Пенза, ул. Маркина, 1; ИНН 5837002926) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 6 марта 2014 г. N 3-01/08-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016