Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
N 107-10024-13/8 (опубликовано 7 марта 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 18 февраля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 4 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - ______
Члены Комиссии: _______,
в присутствии представителей:
заявителя по делу - ООО "Бытовая химия".,
ответчика по делу - ООО "МОС групп":.,
заинтересованного лица по делу - ООО "Агрохимснаб":.,
рассмотрев дело N 107-10024-13/8 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "МОС групп" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Бытовая химия" (далее - Заявитель; - ООО "Бытовая химия"), содержащее сведения о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях Общества с ограниченной ответственностью "МОС групп" (далее - Ответчик; - ООО "МОС групп"), выразившихся в введении в заблуждение в отношении производителя средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна", путем незаконного использования упаковки с этикеткой для маркировки своей продукции (средство отбеливающее "Белизна") схожей с упаковкой и этикеткой продукции средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" выпуском и реализацией, которой занимается ООО "Бытовая химия".
Заявитель осуществляет деятельность на товарном рынке по выпуску и реализации средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" (далее - Продукция) на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области с 2005 г.
Данная продукция выпускается в оригинальной упаковке в виде цилиндрической полиэтиленовой бутылки объемом 1 литр, с захватом с двух сторон под пальцы рук на верхней конической части бутылки с оригинальной этикеткой размером 70 мм Х 95 мм, содержащей фирменное наименование "БЕЛИЗНА" и зарегистрированный товарный знак "ЧИСТОДЕЛОФФ", индивидуальный штрих код, назначение продукта, способ применения, графическое изображение символ свежести и чистоты, в красном цветовом оформлении на прозрачной основе этикетки.
Дизайн упаковок с этикетками средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна", представляет собой оригинальную изобразительную композицию красной гаммы на прозрачной основе этикетки, состоящую из геометрического орнамента в виде цветов с тремя лепестками и полосок в виде лент под выполненным крупным шрифтом наименованием изделия "Белизна". Композиция имеет оригинальную стилистику. Дизайн упаковки разработан специально для продукции Заявителя и используется им с 2004 г.
В 2013 г. Заявителем было обнаружено средство бытовой химии отбеливатель "Белизна" производства Ответчика.
При этом по мнению Заявителя, Ответчик использует упаковку с этикеткой, сходную с дизайном упаковки с этикеткой ООО "Бытовая химия", а также в результате такого использования возникает вероятность смешения.
В подтверждение своих доводов Заявитель представил этикетки используемые ООО "Бытовая химия" и ООО "МОС групп", фото упаковок используемых ООО "Бытовая химия" и ООО "МОС групп", а также образцы упаковок используемых ООО "Бытовая химия" и ООО "МОС групп".
В связи с изложенным, Заявитель считает, что в действиях Ответчика содержатся признаки недобросовестной конкуренции, а также что они нарушают пункт 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Ответчик, не согласившись с заявлением Заявителя, представил объяснения в письменном виде, в которых указал следующее.
Дизайн этикетки используемой ООО "МОС групп" был разработан в 2010 г. гр. К.Н.В. по заказу ООО "Агрохимснаб".
В связи с прекращением производства средства отбеливающего - "Белизна" в 2013 г., ООО "Агрохимснаб" продал оборудование с одновременной уступкой прав на дизайн-макет этикетки ООО "МОС групп".
Приступив к изготовлению отбеливающего средства "Белизна" Общество начало самостоятельно изготавливать похожую бутылку на б/у оборудовании, приобретенном у гр. У.С.С.
По мнению ООО "МОС групп", авторские права, в отличие от прав на товарный знак или промышленный образец не зафиксированы в какой-либо базе данных. Достоверно проверить принадлежность кому-либо авторских прав не представляется возможным, и приобретая права на дизайнерскую разработку макета этикетки полагало, что не нарушает ничьих прав.
После получения от ООО "Бытовая химия" претензии, во избежание конфликта, ООО "МОС групп" разработало новый вариант этикетки, а также согласно приказу N 33 от 30.09.2013 г. "Изменение пресс-форм", произвело собственными силами, на собственном участке и за свой счет изменения пресс-форм бутылки для производства средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна", в виде цилиндрической полиэтиленовой бутылки объемом 900 гр. без оригинальных углублений в районе горловины.
На основании пункта 2 части 2 статьи 39, части 12 статьи 44 ФЗ "О защите конкуренции" приказом руководителя Самарского УФАС России N 431 от 09.12.2013 г. возбуждено дело N 107-10024-13/8 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МОС групп" по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дела N 107-10024-13/8 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства, выслушав представителей Заявителя и Ответчика, установила следующие обстоятельства.
Заявитель осуществляет деятельность на товарном рынке по выпуску и реализации средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" (далее - Продукция) на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области с 2005 г., что подтверждается копией приказа N 27 от 29.12.2004 г. о начале производства отбеливателя "Белизна"; копиями договоров поставки товара (N 18 от 03.05.2005 г., N 12/06-08 от 15.12.2006 г., N 12/06-04 от 22.12.2006 г., N 38 от 01.10.2007 г., N 7/08 от 26.03.2008., N 11/08 от 31.07.2008 г., N 3/09 от 01.01.2009 г., N 18/09 от 29.05.2009 г., N 11/10 от 11.02.2010 г., N 20/11 от 10.01.2011 г., N 35/12 от 15.01.2012 г., N 27/11 от 08.02.2011 г.), а также копиями товарных накладных (N 31 от 06.05.2005 г., N 105 от 15.12.2006 г., N 108 от 25.12.2006 г., N 169 от 23.10.2007 г., N 73 от 29.07.2008 г., N 121 от 12.11.2008 г., N 41 от 30.03.2009 г., N 189 от 24.12.2009 г., N 19 от 12.03.52010г., N 35 от 19.07.2012 г., N 25 от 11.03.2013 г., N 25 от 02.07.2012 г.).
Средство бытовой химии отбеливатель "Белизна" Заявителя выпускается в упаковке в виде оригинальной (отличной от других производителей) полиэтиленовой бутылки объемом 1 литр, функционально удобной для применения в быту, с захватом под пальцы рук, удобной для палетирования в упаковку по 12 шт. и складирования упаковок друг на друга, в сочетании с оригинальной (отличной от других производителей) этикеткой, размером 70 мм Х 95 мм, содержащей фирменное наименование, индивидуальный штрих код, назначение продукта, способ применения, графическое изображение - символ свежести и чистоты. Дизайн этикетки средства бытовой химии отбеливателя "Белизна", представляет собой оригинальную изобразительную композицию красной гаммы, на прозрачной основе этикетки состоящую из геометрического орнамента в виде цветов с тремя лепестками и полосок в виде лент под выполненным крупным шрифтом наименованием изделия "Белизна", что подтверждается копией договора авторского заказа N 03/04 от 26.08.2004 г., а также копией акта передачи авторских прав по договору дизайнерских работ N 03/04 от 26.08.2004 г. с приложением.
Выпуск и поставку этикеток ООО "Бытовая химия" осуществляет ООО "Альпринт" в соответствии с условиями заключенных между ООО "Бытовая химия" и ООО "Альпринт" договоров N 01/11 от 08.02.2005 г. и N 10/06 от 10.01.2006 г.
Средство бытовой химии отбеливатель "Белизна" производится Заявителем в соответствии с техническими условиями (ТУ 2382-255-00209645-2002), по оригинальной рецептуре (РЦ 2382-255/1-002209645-2002) являющейся интеллектуальной собственностью НПАО "РОССА" и переданы ООО "МОС групп" в соответствии с условиями договора N 73-03 от 23.07.2003 г.
Ответчик, также осуществляет деятельность на товарном рынке по выпуску и реализации средства бытовой химии - отбеливатель "Белизна" на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области с 2013 г., что подтверждается копиями договоров поставки (N 10 от 14.08.2013 г., N 5 от 05.08.2013 г.), а также копиями товарных накладных (N 15 от 05.08.2013 г., N 21 от 15.08.2013 г.).
Дизайн этикетки используемой Ответчиком был разработан в 2010 г. по заказу ООО "Агрохимснаб", что подтверждается копией договора авторского заказа от 05.03.2010 г.
В связи с прекращением производства средства бытовой химии отбеливателя "Белизна" ООО "Агрохимснаб" продало Ответчику оборудование с одновременной уступкой прав на дизайн - макет этикетки, что подтверждается копией договора уступки прав от 01.03.2013 г.
По примеру ООО "Агрохимснаб", ООО "МОС групп" приобретало у ОАО СПК "РОМАН" бутылку аналогичную бутылке Заявителя, поскольку данное Общество изготавливает и реализовывает тару для фасовки различных непищевых продуктов. Затем ООО "МОС групп" приобрело б/у оборудование у гр. У.С.С. и стало самостоятельно выпускать похожую бутылку на данном оборудовании, что подтверждается копиями расписок от 04.07.2013 г. и от 05.07.2013 г.
02.09.2013 г. ООО "МОС групп" получило от ООО "Бытовая химия" претензию по поводу нарушения их прав.
09.09.2013 г. ООО "МОС групп" заключило договор с гр. К.Н.В. на разработку макета этикетки средства бытовой химии отбеливателя "Белизна".
30.09.2013 г. Ответчиком издан приказ N 33 об изменении пресс-форм бутылки для производства средства бытовой химии отбеливателя "Белизна" в виде цилиндрической полиэтиленовой бутылки объемом 900 гр.
С 05.11.2013 г. Ответчик производит продукцию бытовой химии - средство отбеливающее "Белизна" в новой полиэтиленовой бутылке цилиндрической формы объемом 900 гр., что подтверждается копией приказа N 37 от 05.11.2013 г. "Выпуск продукции".
Таким образом, на основании выше изложенного следует, что Заявитель и Ответчик осуществляют деятельность на одном товарном рынке, рынке по выпуску и реализации средства бытовой химии - отбеливатель "Белизна" на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области и, следовательно, являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.
В рамках рассмотрения дела и на основании соглашения о взаимодействии, заключенного 12.04.2010 г. ФАС России с Роспатентом, Комиссия направила запрос (исх. N 15188/8 от 26.12.2013 г.) в ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности", с целью выяснения вопроса, сходна ли до степени смешения упаковка (бутылка) продукции бытовой химии средства отбеливающего "Белизна" ООО "Бытовая химия" с упаковкой (бутылкой) продукции бытовой химии средства отбеливающего "Белизна" ООО "МОС групп"; сходна ли до степени смешения этикетка продукции бытовой химии средства отбеливающего "Белизна" ООО "Бытовая химия" с этикеткой продукции бытовой химии средства отбеливающего "Белизна" ООО "МОС групп"; имеются ли сходства до степени смешения этикетки Продукции ООО "МОС групп" с товарным знаком, зарегистрированным по свидетельству N 495015 за ООО "Бытовая химия"; возможно, ли в какой-либо базе данных достоверно проверить принадлежность кому-либо авторских прав на дизайнерскую разработку макета упаковки с этикеткой, с приложением фото материалов.
Из справки представленной ФГБУ "ФИПС" (исх. N 41-0380-12 от 11.02.2014 г.) следует, что Роспатент ведет Государственный реестр промышленных образцов РФ, в котором содержатся сведения о патентообладателях и авторах дизайнерских разработок, получивших патентную правовую охрану.
Кроме того, в результате исследования Роспатентом установлено следующее.
1. Этикетка, используемая ООО "МОС групп" до поступления претензии от ООО "Бытовая химия", сходна до степени смешения с этикеткой, используемой ООО "Бытовая химия", поскольку ассоциируется с ней в целом в силу наличия общих тождественных словесных элементов "БЕЛИЗНА", сходных изобразительных элементов (ленты разной ширины, изображение трилистника/стилизованное изображение трех листочков клевера), сходного цветового сочетания и композиционного решения.
2. Этикетка, используемая ООО "МОС групп" после поступления претензии от ООО "Бытовая химия", сходна до степени смешения с этикеткой, используемой ООО "Бытовая химия", поскольку ассоциируется с ней в целом в силу наличия общих фонетически тождественных и графических сходных словесных элементов "БЕЛИЗНА", а также сходного цветового сочетания и композиционного решения.
3. Упаковка (бутылка) с этикеткой, используемая ООО "МОС групп", сходна до степени смешения с упаковкой (бутылкой) с этикеткой, используемой ООО "Бытовая химия", поскольку ассоциируется с последней в целом в силу сходства формы поверхности, наличия сходных углублений овальной формы на боковой поверхности и горизонтальных канавок, а также в силу использования сходных до степени смешения этикеток.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии 18.02.2014 г. поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Ответчика на заседании Комиссии 18.02.2014 г. с доводами, изложенными, в заявлении не согласился, доводы, изложенные в письменных объяснениях, поддержал.
Представитель Заинтересованного лица - ООО "Агрохимснаб" на заседание Комиссии не явился. Дело рассмотрено в отсутствии представителя Заинтересованного лица.
Таким образом, Комиссия пришла к следующим выводам.
Этикетка, используемая ООО "МОС групп" до поступления претензии от ООО "Бытовая химия", сходна до степени смешения с этикеткой, используемой ООО "Бытовая химия".
Этикетка, используемая ООО "МОС групп" после поступления претензии от ООО "Бытовая химия", сходна до степени смешения с этикеткой, используемой ООО "Бытовая химия".
Упаковка (бутылка) с этикеткой, используемая ООО "МОС групп", сходна до степени смешения с упаковкой (бутылкой) с этикеткой, используемой ООО "Бытовая химия".
Упаковка (бутылка) используемая ООО "МОС групп" без этикетки, не сходна до степени смешения с упаковкой (бутылкой) без этикетки используемой ООО "Бытовая химия".
Действия Ответчика по введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" с использованием дизайнерских решений, применяемых Заявителем при оформлении средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна", приводят к смешению продукции разных производителей, что вводит потребителей в заблуждение в отношении производителя средства бытовой химии - отбеливатель "Белизна.
В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Таким образом, признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", присутствуют в действиях Ответчика, а именно:
1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в использовании Ответчиком упаковки с этикеткой Заявителя, приобретшую у потребителей узнаваемость, поскольку продукция выпускается в данной упаковке с этикеткой с 2005 г., за счет чего Ответчик обеспечил спрос и снизил издержки на продвижение выпускаемой им продукции;
2. Противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающему все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
3. Способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что в результате введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области Ответчиком средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" с использованием дизайнерских решений, применяемых ООО "Бытовая химия" при оформлении упаковки с этикеткой средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна", Заявитель лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, что в свою очередь не может не сказаться на их прибыли, а также может повлечь перераспределение спроса на товарном по производству и реализации средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна".
Таким образом, действия Ответчика, выраженные в использовании при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области Ответчиком средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" дизайнерских решений в оформлении продукции, вводящих в заблуждение относительно производителя товара, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат действующему законодательству, а также способны причинить убытки хозяйствующему субъекту - конкуренту.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России решила:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "МОС групп" на товарном рынке по производству и реализации средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" Российской Федерации в том числе Самарской области, связанные с введением в заблуждение в отношении производителя средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна", актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "МОС групп" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 107-10024-13/8 уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МОС групп".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
04 марта 2014 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:______
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 04 февраля 2014 года по делу N107-10024-13/8 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "МОС групп" (ООО "МОС групп") (пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "МОС групп" (ООО "МОС групп") в срок до 01.05.2014 г. прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно прекратить введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе на территории Самарской области средства бытовой химии - отбеливателя "Белизна" с использованием дизайнерских решений в оформлении продукции, вводящих в заблуждение в отношении производителя товара, т.е. прекратить использовать этикетку на упаковке средства бытовой химии отбеливателя "Белизна" схожую до степени смешения с этикеткой не упаковке средства бытовой химии отбеливателя "Белизна" Общества с ограниченной ответственностью "Бытовая химия".
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (с представлением документов выполнения предписания)
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 107-10024-13/8 (опубликовано 7 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016