Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 7 марта 2014 г. N 3-01/09-2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/09-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем Б <_> (г. <_> ул. <_> д. <_> кв. <_> ИНН <_>) рекламного слогана "Городская Похоронная Служба N 1" с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя Б<_> установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля закупок, органов власти и рекламы установлено следующее.
В газете "PRO Город Пенза" от 31.12.2013 N2 (176) стр.16 размещена информация со слоганом: "Городская Похоронная Служба N1" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 13.02.2014 по факту распространения в газете "PRO Город Пенза" рекламного слогана "Городская Похоронная Служба N1", возбуждено дело N 3-01/09-2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 04.03.2014. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен индивидуальный предприниматель Б<_>
На рассмотрении дела 04.02.2014 индивидуальный предприниматель Б<_> устно пояснил, что использование в рекламе слогана "Городская Похоронная Служба N1", подразумевало, что как индивидуальный предприниматель он первым стал оказывать ритуальные услуги, среди других ИП. Факт нарушения признал, согласился, что в рекламе не приведены критерии проведения сравнения "Городская Похоронная Служба N1".
Индивидуальный предприниматель Б<_> представил копии следующих документов: копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копию свидетельства о поставке на учет физического лица в налоговом органе; копию выписки из ЕГРИП.
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В газете "PRO Город Пенза" от 31.12.2013 N2 (176) стр.16 размещена информация следующего содержания: "Городская Похоронная Служба N1. Мы с Вами в трудную минуту! Все виды ритуальных услуг. Хотите достойно проводить в последний путь недорого и без посредников Звоните! Т. 77-11-33 (круглосуточно). Вызов агента на дом - бесплатно!" (с изображением знака Городская Похоронная Служба N1).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Информация: "Городская Похоронная Служба N1. Мы с Вами в трудную минуту! Все виды ритуальных услуг. Хотите достойно проводить в последний путь недорого и без посредников Звоните! Т. 77-11-33 (круглосуточно). Вызов агента на дом - бесплатно!", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является), следовательно, является рекламой.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
С учетом указанных требований, соответствие действительности сведений, содержащихся в рекламе, должно быть документально подтверждено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в рекламе ритуальных услуг, размещенной в газете "PRO Город Пенза" используется термин в превосходной степени "N1", без указания конкретного критерия.
Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Утверждение "N1", свидетельствует о превосходстве "Городской похоронной службы", принадлежащей индивидуальному предпринимателю Б<_> в сравнении с другими компаниями, поскольку "N1" подразумевает, что рекламируемая компания является первой из числа других однородных компаний, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед ними во всех отношениях.
Кроме того, поскольку в рекламе не приведены критерии проведения сравнения, невозможно установить обоснованность того, является ли "Городская Похоронная Служба" первой службой города. В отсутствие указания критерия сравнения создается впечатление, что рекламируемая служба обладает заявленным преимуществом по всем показателям.
В городе Пензе в настоящее время на товарном рынке работает несколько десятков предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей, предлагающих аналогичные услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателем Б<_>
Рынок, на котором осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель Б<_> является конкурентным, и утверждение: "N1" носит недостоверный характер.
При этом информация "Городская похоронная служба N1" в ходе рассмотрения дела документально подтверждена не была, доказательств, свидетельствующих, что данная служба имеет какие либо преимущества перед другими компаниями, Комиссии не представлено.
Следовательно, в рекламе нарушаются требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Б<_> (ИНН 583409247906), что подтверждается договором от 28 октября 2013 года N 1102 на оказание услуг по размещению рекламы в газете "PRO город Пенза" с индивидуальным предпринимателем К<_>
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель Б<_> нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" индивидуальным предпринимателем Б<_> представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу со слоганом: "Городская похоронная служба N1" с утверждением "N1", распространяемую индивидуальным предпринимателем Б<_> в газете "PRO Город Пенза" от 31.12.2013 N2 (176) стр.16, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Б<_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 7 марта 2014 г. N 3-01/09-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016