Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 26-14К/03К (опубликовано 11 марта 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства:
председатель Комиссии - <_>
члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N 26-14к/03к по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <_> (далее - ИП <_>) пункта 4 части 1 статьи 14 ФЗ от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее ФЗ "О защите конкуренции"), связанного с осуществлением ИП <_> предпринимательской деятельности по проведению (продвижению на рынке) мероприятия "Новогодняя ночь в Олимпийской деревне", прошедшего 31.12.2013 г. в ночном клубе "Серебро" (г. Воронеж), с незаконным использованием олимпийской символики, а именно, использование наименования "Олимпийская деревня" и эмблемы в виде пяти переплетенных колец одинакового размера, в отсутствие лицензионного договора с правообладателем указанной олимпийской символики (АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи"),
в отсутствие представителя АНО "Оргкомитет "Сочи 2014", представителя ИП <_> (уведомлены надлежащим образом), установила:
24.12.2013 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области установлено распространение на Интернет сайте http://www.serebro-club.ru информации следующего содержания: "Serebro night club. Владимира Невского 46. 235 05 05. 21:00. 31 декабря. Новогодняя ночь в Олимпийской деревне. Новый год - время волшебства! Мы приглашаем Вас разделить с нами самый волнующий, сказочный и удивительный праздник, а также окунуться в атмосферу предстоящих зимних Олимпийских игр. В эту ночь Вас ждет множество невероятных подарков и неожиданных сюрпризов. Уникальное световое 3D-шоу заставит погрузиться в другую реальность! Приглашенные артисты продемонстрируют все многообразие и грацию спортивных дисциплин. Всегда искрометный и в меру азартный ведущий Сергей Борисов устроит зрелищную репетицию предстоящих состязаний. Мы сделаем все, чтобы эта зимняя ночь стала самой жаркой для Вас! Olchevsky. Pashu. Riviera. DMC Borisof. MC Dimabron. Serebro-club.ru" (далее - рассматриваемая информация), о чем <_> Воронежского УФАС России <_> 24.12.2013 г. составлен акт осмотра Интернет сайта http://www.serebro-club.ru, с приложением фотоматериалов (скриншотов). Рассматриваемая информация сопровождается изображением (эмблемой) в виде пяти переплетенных колец одинакового размера.
В соответствии с Приказом Воронежского УФАС России N 21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, Воронежским УФАС России возбуждено дело N 26-14к/03к в отношении ИП <_> по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Определением о назначении дела N 26-14к/03к от 27 января 2014 года, рассмотрение указанного дела назначено на 12 часов 00 минут (мск) 14 февраля 2014 года. Указанным Определением, Комиссией Воронежского УФАС России у ИП <_> были истребованы сведения, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
11 февраля 2014 года от ИП <_> поступили сведения, в том числе правовая позиция указанного лица, истребованные Определением от 27 января 2014 года (вх. N 01-10/98 от 11.02.2014 г.).
Из правовой позиции ИП <_> следует, что: "пять колец, изображенных на афише мероприятия, не являются флагом (олимпийским символом), существенным образом отличаются по цветовой гамме и по способу изображения от пяти олимпийских колец, изображенных на флаге и символизирующих пять континентов, а именно: центральное кольцо верхнего ряда сиреневого цвета, а не черного, все кольца выполнены отдельно нарисованными снежинками, а не единой непрерывной линией, а также не переплетены между собой по цепочке, как на флаге - символе олимпийских игр.
Словосочетание "Олимпийская деревня" было использовано исключительно для информирования о предстоящем проведении в России Олимпийских игр".
14 февраля 2014 года от ИП <_> поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела N 26-14к/03к.
14 февраля 2014 года в ходе заседания Комиссии указанное ходатайство было удовлетворено.
Определением от 14 февраля 2014 года (исх. N 03-16/643 от 18.02.2014 г.) дело N 26-14к/03к назначено к рассмотрению на 05 марта 2014 года в 11 часов 30 минут (мск).
05 февраля 2014 года, Комиссия, ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, сочла возможным признать ИП <_> нарушившим требования пункта 4 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1229 ГК РФ Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01 декабря 2007 г. N 310-ФЗ (далее - ФЗ "Об организации олимпийских игр"), Российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр являются автономная некоммерческая организация "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" (далее - Оргкомитет "Сочи 2014") и созданные федеральным законом организации, которые осуществляют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее - олимпийские объекты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ "Об организации олимпийских игр", для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский" "Олимпиада" "Сочи 2014" "Olympic" "Olympian" "Olympiad" "Olympic Winter Games" "Olympic Games" "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский" "Паралимпиада" "Paralympic" "Paralympian" "Paralympiad" "Paralympic Winter Games" "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.
Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (п. 2 ст. 7. ФЗ "Об организации олимпийских игр").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ФЗ "Об организации олимпийских игр", признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации: продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика.
В силу пункта 1 части 1 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции", целью указанного Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В силу пункта 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 4 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Воронежским УФАС России установлено, что по адресу: г. Воронеж, ул. Вл. Невского д. 46, ночной клуб "Серебро" предпринимательскую деятельность осуществляет ИП <_>
ИП <_> не отрицается, что именно указанное лицо являлось инициатором размещения рассматриваемой информации на Интернет сайте по адресу http://www.serebro-club.ru.
Кроме того, в соответствии информацией, предоставленной в Воронежское УФАС России ИП <_> рассматриваемая информация также была размещена на рекламном щите, расположенном на ограждении по улице Плехановская, д. 14 в городе Воронеже в период с 18 по 31 декабря 2013 года.
Также установлено, что АНО "Оргкомитет "Сочи 2014", являющаяся правообладателем олимпийской символики на территории РФ, не давала ИП <_> согласия на использование олимпийской символики (Письмо АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" от 27.12.2013 г. Исх. N АШ-32629), в том числе, на использование символа Международного олимпийского комитета в виде пяти переплетающихся колец одинакового размера (Международная регистрация N 788585 от 24.09.2002, зарегистрированная Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в отношении товаров и услуг с 1 по 45 классы Международной классификации товаров и услуг) (далее - "Олимпийские кольца").
Таким образом, рассматриваемые действия ИП <_>
1. Направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности (продвижения на рынке мероприятия "Новогодняя ночь в Олимпийской деревне", прошедшего 31.12.2013 г. в ночном клубе "Серебро" (г. Воронеж)) с помощью неправомерных методов и средств, а именно, привлечение потенциальных клиентов за счет использования символики олимпийских игр в качестве наименования проводимого мероприятия.
2. Противоречат действующему законодательству (п. 2 ст. 7. ФЗ "Об организации олимпийских игр"), принципам добропорядочности, разумности и справедливости.
3. Способны причинить убытки конкурентам (хозяйствующим субъектам, организующим развлекательные мероприятия в городе Воронеже и не использующим Олимпийскую символику).
4. Создают представление о принадлежности мероприятия "Новогодняя ночь в Олимпийской деревне", прошедшего 31.12.2013 г. в ночном клубе "Серебро" (г. Воронеж) к Олимпийским играм и Паралимпийским играм за счет использования Олимпийской символики.
Перечисленные выше действия ИП <_> являются формой недобросовестной конкуренции, определенной в пункте 4 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия находит основания для выдачи ИП <_> предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Комиссия отклоняет доводы ИП <_> о том, что пять колец, изображенных на афише мероприятия, не являются олимпийским символом, существенным образом отличаются по цветовой гамме и по способу изображения от пяти олимпийских колец, поскольку, по мнению Комиссии, незначительные отличия в манере исполнения и цветовой гамме пяти переплетенных колец, сопровождающих рассматриваемую информацию, и "Олимпийских колец" не могут являться существенным различительным признаком.
Комиссия отклоняет доводы ИП <_> о том, что словосочетание "Олимпийская деревня", содержащееся в рассматриваемой информации, было использовано исключительно для информирования о предстоящем проведении в России Олимпийских игр, поскольку, по мнению Комиссии, указанное словосочетание ассоциируется у потребителей исключительно с Олимпийскими играми. Кроме того, рассматриваемая информация не содержит сведений о месте и сроках проведения XXII зимних Олимпийских игр, а сообщает о конкретном развлекательном мероприятии, проводимом в городе Воронеже. Таким образом, рассматриваемая информация не может информировать потребителей о предстоящем проведении в России Олимпийских игр.
Также Комиссия считает, что общее восприятие рассматриваемой информации создает у потребителя представление о принадлежности ночного клуба "Серебро" к Олимпийским играм, что не соответствует действительности.
Руководствуясь частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ИП <_> нарушившим требования пункта 4 части 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции" в части осуществления ИП <_> предпринимательской деятельности по проведению (продвижению на рынке) мероприятия "Новогодняя ночь в Олимпийской деревне", прошедшего 31.12.2013 г. в ночном клубе "Серебро" (г. Воронеж), с незаконным использованием олимпийской символики, а именно, использование наименования "Олимпийская деревня" и эмблемы в виде пяти переплетенных колец одинакового размера, в отсутствие лицензионного договора с правообладателем указанной олимпийской символики (АНО "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи").
2. Выдать ИП <_> предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, путем недопущения незаконного использования олимпийской символики, в течение всего периода осуществления ИП <_> предпринимательской деятельности.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 26-14К/03К (опубликовано 11 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016