Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 16 июня 2015 г. N 56
Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2015 года г. Хабаровск
В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - <_>по доверенности,
ООО "Примполимер" - <_> по доверенности,
рассмотрев дело N 8-01/106 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "Примполимер" с жалобой на действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки труб и соединительных деталей ПЭ на объект строительства Космодром "Восточный" (извещение N 31502164007).
Из обращения следует, что закупочной комиссией заявка общества отклонена необоснованно, поскольку обеспечить соответствие поставляемого товара ТУ 2248-001-50049230-2007 не представляется возможным, закупка товара конкретного производителя неосновательна, ограничивает конкуренцию.
Приказом Хабаровского УФАС России от 14.05.2015 N310 возбуждено дело N8-01/106 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неустановлении в закупочной документации требований к качеству, техническим и иным характеристикам товара (позиции 2, 6-8,22-25, 53-61 приложения N1 части II информационной карты) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки труб и соединительных деталей ПЭ на объект строительства Космодром "Восточный" (извещение N 31502164007).
Предприятие в представленном отзыве, поддержанном его представителем в заседании комиссии, с нарушением антимонопольного законодательства не согласилось, пояснив, что заказчиком установлены требования к наименованию и характеристикам закупаемого товара в приложении N1 к информационной карте и проектно-сметной документации "Космодром Восточный". Технический комплекс, которая в составе конкурсной документации размещена на официальном сайте. Заявка заявителя отклонена, поскольку товар не соответствует ТУ, а по некоторым позициям не указаны документы на основании которых изготавливается предложенный товар.
Представитель ООО "Примполимер" пояснил, что предложенный обществом товар по техническим характеристикам соответствует установленным в документации требованиям, ТУ и СТО не могут совпадать с установленными в документации, поскольку они у всех производителей разные.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 10 июня 2015 года.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона N 223-ФЗ).
24.03.2015 ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31502164007 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора поставки труб и соединительных деталей ПЭ на объект строительства Космодром "Восточный", закупочная документация. Срок окончания подачи заявок 01.04.2015. Дата рассмотрения заявок 09.04.2015, подведение итогов 14.04.2015.
Как следует из протокола заседания комиссии от 07.04.2015 N0195 ЗП/2015-1 на участие в запросе предложений поданы заявки: ООО "Примполимер", ООО "Полипластик Сибирь", ООО "Пластпродукт", ЗАО "СК Практика", все заявки отклонены от участия в запросе предложений. Заявка ООО "Примполимер" признана несоответствующей, так как технические характеристики поставляемого товара (пп. 45-52 отвод сварной ПЭ 100 ТУ 2248-001-65452919-2010), не соответствуют требованиям закупочной документации (пп. 45-52 отвод сварной ПЭ 100 ТУ 2248-001-50049230-2007) (несоответствие Приложению N1 части II информационной карты закупочной документации).
Требования к объему содержания извещения о проведении закупки, закупочной документации установлены частями 9, 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ. В частности, в извещении о проведении закупки должен быть отражен предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Непосредственно в закупочной документации отражаются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Положений, допускающих неуказание в закупочной документации поименованных сведений и информации, Закон N 223-ФЗ не содержит, в том числе при закупке товара определенного производителя.
Размещение таких сведений в иных источниках, в том числе в Положении о закупочной деятельности и внутренних документах заказчика не может подменить ее размещение в единой информационной системе в составе закупочной документации. Ссылки в документации на определенные технические условия, которые отсутствуют в публичном доступе, также не могут рассматриваться в качестве надлежащего исполнения заказчиком установленной обязанности по отражению в закупочной документации характеристик товара.
Содержащиеся в документации сведения о закупке должны обеспечить возможность участника однозначно установить потребность заказчика в определенном товаре (работе, услуге), определить перечень предъявляемых к нему требований и необходимых для предоставления в составе заявки документов, последовательность проведения закупочных процедур.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 13, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Положения о закупке ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" установлено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать установленные заказчиком требования к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В приложении N1 части II информационной карты закупочной документации заказчиком установлены характеристики и количество поставляемого товара по наименованиям из 61 позиции.
По позициям NN 1-5, 9-21, 26-30, 32-34, 37-42, 44-52 заказчиком установлены требования к товару, с указанием размера, диаметра и т.д., по позициям NN 6-8, 22-25, 31,35,36,43 не указаны конкретные требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара, по позициям NN 53-61 указана торговая марка "Корсис", конкретные требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара отсутствуют.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
В нарушение приведенных требований Закона N 223-ФЗ, Положения о закупках предприятием при проведении запроса котировок в документации не установлены конкретные требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) необходимого к поставке товара по позициям NN 6-8, 22-25, 31,35,36,43, 53-61, а приведены только ссылки на товарный знак, ТУ конкретного производителя, поиск которого в публичном доступе затруднителен, что исключает возможность претендентов на участие в закупке сформировать свое коммерческое предложение, препятствует доступу к участию в закупке, ограничивает конкуренцию и нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 6 статьи 13 Положения о закупках ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" установлено, что организатор закупки вправе в требованиях к продукции указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя, при этом в требованиях должны быть указаны слова "или аналог" ("или эквивалент") с указанием критериев определения соответствия аналога (эквивалента).
Указание в требованиях к продукции на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя без слов "или аналог" ("или эквивалент") допустимо для закупки продукции, предусмотренной проектно-сметной документацией, разработанной проектным институтом в соответствии с техническим заданием заказчика; в случае если закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми Заказчиком и при этом уже используемые товары несовместимы с товарами других товарных знаков.
Из пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ следует, что закупаемые заказчиком товары, работы, услуги в их качественных, технических и иных характеристиках, прежде всего должны соответствовать потребностям заказчика, и такая потребность законом не ограничена.
На официальном сайте в составе закупочной документации размещена проектно-сметная документация, содержащая сведения о конкретном производителе, в связи с чем закупка товара конкретного производителя Закону N223-ФЗ и Положению о закупках предприятия не противоречит.
Установленные в документации требования в равной мере применяются ко всем лицам, имеющим намерение участвовать в закупке, доступу к участию в закупке не препятствуют, закупаемый товар находится в свободном обращении на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", выразившиеся в неустановлении в закупочной документации открытого запроса предложений на право заключения договора поставки труб и соединительных деталей ПЭ на объект строительства Космодром "Восточный" (извещение N 31502164007) требований к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара по позициям NN 6-8, 22-25, 31,35,36,43, 53-61 приложения N 1 к информационной карте запроса предложений, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 18
"16" июня 2015 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <_>- заместителя руководителя Хабаровского УФАС России - начальника отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- ведущий специалист- эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 16.06.2015 N 56 по делу N 8-01/106 о нарушении ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в срок до 24 июля 2015 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неустановлении в закупочной документации открытого запроса предложений на право заключения договора поставки труб и соединительных деталей ПЭ на объект строительства Космодром "Восточный" (извещение N 31502164007) требований к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара по позициям NN 6-8, 22-25, 31,35,36,43, 53-61 приложения N 1 к информационной карте запроса предложений и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции с целью чего:
- при проведении закупок исключить случаи неустановления в документации требований к техническим, функциональным характеристикам товара,
- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за проведение закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 июня 2015 г. N 56
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016