Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 10 июня 2015 г. N 02/13896
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Организатор закупки) и ООО "Метролюкссервис" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N11921 от 02.06.2015) ООО "Метролюкссервис" на действия организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
20 мая 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение
N31502375214 о проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс", включая документацию о запросе предложений (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров (работ, услуг) СПб ГУП "Пассажиравтотранс" с изменениями от 31.03.2015 г. (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 500 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.05.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
03.06.2015 в 09:30 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
10.06.2015 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр. д. 39 каб. 320 |
2. В жалобе Заявитель указывает на нарушения, допущенные со стороны СПб ГУП "Пассажиравтотранс" выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в составе Закупочной документации требований, не имеющих отношения к предмету Закупки.
Заявитель в жалобе сообщает, что, согласно требованиям пп. "ж" п. 3.2.2.1. Закупочной документации и поступившему в адрес Заявителя от Организатора закупки ответу на запрос Заявителя о разъяснении указанного подпункта Закупочной документации, Организатором закупки установлено требование, обязывающее участника Закупки представить в составе заявки на участие в Закупке сведения о количестве имеющихся у него в штате квалифицированных специалистов для работы в ночное время, прошедших специальную подготовку и имеющих сертификат специалиста, получивших высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Также Заявитель в жалобе указывает, что, следуя требованиям пп. "з" п. 3.2.2.1. Закупочной документации и поступившему в адрес Заявителя от Организатора закупки ответу на запрос Заявителя о разъяснении указанного подпункта Закупочной документации, Организатором закупки установлено требование, обязывающее участника Закупки представить в составе заявки на участие в Закупке сведения о наличии у него в штате специалиста-эксперта, аттестованного в области "Организация и проведение исследований, испытаний по дезинфектологии, контролю качества проведения испытаний в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" (Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N И 103.1-09 от 09.09.2009 г. с изменениями от 14.01.2011 г.).
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N02/Т-512 от 03 июня 2015 года, были представлены Организатором закупки в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
СПб ГУП "Пассажиравтотранс" относится к государственным унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 3.1.3. Закупочной документации любой из потенциальных участников может подать запрос на разъяснение Закупочной документации. Разъяснения положений Закупочной документации направляются в письменной форме или в форме электронного документа по адресу, указанному в запросе, в течение одного рабочего дня с момента получения запроса, и размещаются на официальном сайте не позднее чем в течение одного рабочего дня со дня предоставления указанных разъяснений. Запросы о разъяснении положений Закупочной документации о запросе предложений, поступившие позднее, чем за два рабочих дня до окончания срока приема предложений, указанного в документации о запросе предложений, не рассматриваются.
Согласно п. 3.2.2.1 Закупочной документации заявка на участие в Закупке должна содержать, в том числе:
ж) сведения о количестве квалифицированных специалистов (по предмету процедуры) для работы в ночное время, прошедших специальную подготовку и имеющих сертификат специалиста;
з) сведения о наличии в штате Участника специалиста-эксперта, аттестованного в области "Организация и проведение исследований, испытаний по дезинфектологии, контролю качества проведения испытаний в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" (Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N И 103.1-09 от 09.09.2009 г. с изменениями от 14.01.2011 г.);
Заявителем 29.05.2015 г. был направлен запрос N264-4-МЛС на контактные электронные адреса Организатора закупки, указанные в Извещении о закупке, на разъяснение положений подпунктов "ж" и "з" пункта 3.2.2.1 Закупочной документации в части конкретизации понятия "сертификат специалиста", а именно, формы сертификата и органа, его выдавшего.
Организатор закупки 01.06.2015 г. в ответе на запрос N264-4-МЛС сообщил Заявителю, что участник Закупки обязан представить в составе заявки на участие в Закупке сведения о количестве имеющихся у него в штате квалифицированных специалистов для работы в ночное время, прошедших специальную подготовку и имеющих сертификат специалиста, получивших высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, мотивировав данное условие требованием ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Также 01.06.2015 г. в ответе на запрос N264-4-МЛС Организатор закупки сообщил, что требование подпункта "з" пункта 3.2.2.1 Закупочной документации установлено в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с п.3 Информационной карты в составе Закупочной документации предметом Закупки является право заключения договора на оказание услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс".
В соответствии с информацией о лоте N31502375214, размещенной на Официальном сайте в сети Интернет, предмет договора, заключаемого по результатам Закупки, в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг соответствует по ОКДП N 7400000 "УСЛУГИ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЧЕЙ", по ОКВЭД - 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств".
Таким образом, проведение дезинфекции подвижного состава не является осуществлением медицинской деятельности и не требует наличия сертификата специалиста в соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем, статья 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на которую ссылается Организатор закупки в тексте разъяснений, не содержит требований, указанных Организатором закупки согласно подпункту "з" пункта 3.2.2.1 Закупочной документации.
Исходя из изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки нарушений п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в установлении необоснованных ограничений в виде требований к участникам Закупки согласно подпунктам "ж" и "з" пункта 3.2.2.1 Закупочной документации.
Также, в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО "Метролюкссервис" установлено следующее:
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона N223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации.
Согласно ч.11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ разъяснения положений Закупочной документации размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.
Пунктом 12.4. Положения о закупках Организатором закупки установлен порядок разъяснения положений конкурсной документации, а именно:
"12.4.1. Любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснение положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил Предприятию не позднее, чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
12.4.2. В течение одного рабочего дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу заинтересованного лица такое разъяснение должно быть размещено Предприятием на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием предмета запроса, но без указания сведений о заинтересованном лице, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть".
Однако, информация о поступившем в адрес Организатора закупки запросе на разъяснение требований Закупочной документации от 29.05.2015 г., а также разъяснения Организатора закупки, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Организатором закупки размещены не были.
Исходя из изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки нарушений ч.ч.5,11 ст.4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в неразмещении разъяснений положений Закупочной документации в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Кроме этого, согласно действующей электронной версии Извещения о закупке в составе Закупочной документации, размещенной и опубликованной Организатором закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.05.2015 16:00 (МСК), процедура вскрытия заявок участников состоялась в 10 часов 00 мин "08" апреля 2015 г., что не соответствует сведениям, указанным в разделе "Общая информация" закупки N31502375214 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также сведениям согласно оригиналу Извещения о закупке в составе Закупочной документации, представленному для обозрения на заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России представителем Организатора закупки.
Исходя из изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора закупки нарушения принципа информационной открытости закупки, закрепленного п.1 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося в размещении на официальном сайте www.zakupki.gov.ru электронной версии недостоверного Извещения о закупке в составе Закупочной документации.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N11921 от 02.06.2015) ООО "Метролюкссервис" на действия организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" нарушения п.п.1,2 ч.1 ст.3, ч.ч.5,11 ст.4 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу (вх.N11921 от 02.06.2015) ООО "Метролюкссервис" на действия организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214) нарушения:
- п. 1 ч. 1 ст.3 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении принципа информационной открытости закупки по отношению к участникам закупки при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214).
- п. 2 ч. 1 ст.3 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в нарушении принципа отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214).
- ч.ч.5,11 ст.4 Федерального Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в неразмещении разъяснений положений Закупочной документации в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214)
3. Организатору торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214).
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
10 июня 2015 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 10.06.2015 по жалобе N Т02-250/15 на действия организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" при организации и проведении запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Организатору торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении процедуры N31502375214, путем аннулирования запроса предложений по отбору организации для оказания услуг по проведению дезинфекции подвижного состава для нужд СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (извещение N31502375214).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 24 июня 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июня 2015 г. N 02/13896
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016