Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 15 июня 2015 г. N 49-04-18.1/15
Резолютивная часть решения оглашена 11 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - <> - руководитель Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: -<> - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
-<> - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
рассмотрев жалобу N 49-04-18.1/15 ООО "САНАС" на действия (бездействие) ФГУП ПО "Маяк" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке помещений и территорий подразделений ФГУП ПО "Маяк" (извещение N 31502393788), в присутствии представителей ООО "САНАС", ФГУП ПО "Маяк", установила:
26.05.2015 ФГУП ПО "Маяк" опубликовало на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг www.zakupki.gov.ru N 31502393788, а также на официальном сайте по закупкам атомной отрасли Госкорпорации "Росатом" http://zakupki.rosatom.ru (N 150526/0491/596) извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке помещений и территорий подразделений ФГУП ПО "Маяк" с начальной (максимальной) ценой 3 715 147, 00 рублей.
Запрос предложений проводится на электронной торговой площадке в сети "Интернет" по адресу: http://a-k-d.ru (далее - АКД) в порядке, установленном регламентом данной электронной торговой площадки.
Дата и время окончания подачи заявок - 08.06.2015 в 09:00 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения заявок - 22.06.2015 в 23:59 (МСК+2).
Дата и время подведения итогов - 30.06.2015 в 23:59 (МСК+2).
Место рассмотрения заявок: 456780, Россия, Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, д. 31.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам от 08.06.2015 N R027127-1 на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений на электронную торговую площадку АКД подано 3 заявки: ООО "Предприятие "Дезцентр", ООО "НПО "Лесное озеро" и ООО ГК "Абсолютные системы".
Проведение открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке помещений и территорий подразделений ФГУП ПО "Маяк" приостановлено, договор не заключен.
Из материалов жалобы от 04.06.2015 вх. N 8366 и пояснений представителя ООО "САНАС" следует, что подпунктом 1.5 пункта 2.1.1 раздела 2 части 1 документации по запросу предложений предусмотрено, что участник должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемы для выполнения договора, право на заключение которого является предметом указанной закупки, а именно: лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности").
ООО "САНАС" считает, что данное требование является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 258 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.
Условия организации и осуществления дезинфекционной деятельности (в том числе дезинсекции и дератизации как ее раздела) оцениваются в порядке проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в ходе которого устанавливается соответствие деятельности требованиям:
СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности";
СП 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинфекционной мероприятий против санантропных членистоногих";
СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
Кроме того, заявитель на заседании Комиссии сослался на доклад ФАС России о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в котором, по его мнению, указано, что лицензия на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ не требуется.
Представитель ФГУП ПО "Маяк" на заседании Комиссии и в письменных пояснениях пояснил, что не согласен с доводом заявителя, изложенным в жалобе по следующим основания.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323) как профилактика инфекционных заболеваний.
Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Законом о лицензировании, является лицензируемой.
Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным.
Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения представителей ООО "САНАС", представителя ФГУП ПО "Маяк", Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2. ФГУП ПО "Маяк" в подпункте 1.5 пункта 2.1.1 раздела 2 части 1 документации по запросу предложений указало, что участник должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемы для выполнения договора, право на заключение которого является предметом указанной закупки, а именно: лицензию, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ (Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности"), с которым ООО "САНАС" не согласно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о лицензировании под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Законом.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в соответствии с которым медицинская деятельность включает в себя работы (услуги) в том числе по дезинфектологии, в соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 3.1. СЭП СП 3.5.1378-03 (3.5. Дезинфектология.), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 (далее - Правила) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
В соответствии с общепринятой терминологией, понятие "дезинфекция" включает в себя удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды и рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Минздрав России в письме от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592 "О необходимости лицензирования оказания услуги по дезинфектологии" указывает, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие медицинская деятельность.
Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ должна рассматриваться в понятиях Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а в понятиях Федерального закона N 323 как профилактика инфекционных заболеваний.
Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, рассматривается как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Законом о лицензировании является лицензируемой, что также подтверждается судебной практикой N А33-9869/2014.
На основании изложенного, следует, что наличие лицензии на проведение дезинсекционных и фезинфекционных работ в соответствии с действующим законодательством РФ является обязательным требованием при проведении соответствующих запросов предложений.
Таким образом, установленное в подпункте 1.5 пункта 2.1.1 раздела 2 части 1 документации по запросу предложений требование о наличии лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ является правомерным и не противоречит принципам, изложенным в Законе о закупках.
Комиссия также отмечает, что приведенный заявителем доклад ФАС России о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности содержит лишь проблематику по вопросу лицензирования дезинсекционных и дезинфекционных работ, обозначены пробелы в действующем законодательстве. Кроме того, в докладе ФАС России указано, что деятельность по дезинфектологии является лизензируемой.
В соответствии с Законом о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Само по себе указание в конкурсной документации требования о наличии лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ не запрещено действующим законодательством и не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупки, нарушать права и законные интересы потенциальных участников закупки не может, поскольку в данной закупке могут принять участие другие организации, которые имеют соответствующую лицензию, которая является значимым требованием, учитывая специфику предмета договора, а именно - оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке территории ФГУП ПО "Маяк".
Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением положений Закона о закупках, что подтверждено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11017/10 от 28.12.2010, а также судебными актами по делам N А71-11453/12, А60-8616/13, А07-6377/13.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что установленное заказчиком требование в документации по запросу предложений о наличии у участников лицензии на проведение дезинсекционных и дезинфекционных работ является правомерным и не противоречит принципам, изложенным в Законе о закупках.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ОО "САНАС" на действия (бездействие) ФГУП ПО "Маяк" (далее - заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и противоклещевой обработке помещений и территорий подразделений ФГУП ПО "Маяк" (извещение N 31502393788) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2015 г. N 49-04-18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016