Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области
от 24 апреля 2015 г. N К-178-02/2015
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 апреля 2015 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:
(----------) - председателя Комиссии Владимирского УФАС России, заместителя руководителя управления;
(--------) - члена Комиссии Владимирского УФАС России, начальника отдела;
(--------) - члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора,
в присутствии представителей: от Счетной палаты Владимирской области -(---------) по доверенности от 14.05.2014 N02-382 сроком действия три года; (-----------) по удостоверению;
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района - (-------) по паспорту, (-----------) по доверенности от 15.04.2015;
от Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области - представители не явились, надлежащим образом извещены;
рассмотрев дело N К-178-02/2015 по признакам нарушения Управлением экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило обращение Счетной палаты Владимирской области (вх. 1291 от 11.03.2015) на действия Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
По мнению представителей Счетной палаты Владимирской области, Управлением экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области проведены аукционы (извещения N 0328300126014000189, N0328300126014000191) предметом которых явились работы по реконструкции муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино, ул.Школьная. д.59б. При этом фактически предметом аукционов явились поставка оборудования и малых и архитектурных форм для реконструируемого детского сада.
В обоснование своих доводов Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области указало, что в соответствии с Постановлением администрации Ковровского района от 28.01.2014 N71 "О мерах реализации Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оно является уполномоченным органом на осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для заказчиков Ковровского района. Постановлением администрации Ковровского района от 31.12.2013 N1359 утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Ковровского района. В соответствии с данным положением исключительно только заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе, самостоятельно определяет предмет закупки, описывает объект закупки, определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, определяет сроки выполнения работ, заключает контракты по итогам закупкам и следит за исполнением этих контрактов. Заказчиком по указанным выше аукционам является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района.
Определением от 31.03.2015 в качестве ответчика привлечено муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района пояснили, что в соответствии с Постановлением администрации Владимирской области от 01.07.2014 N675 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 N289 "О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" денежные средства выделялись именно на реконструкцию учреждения. В связи с этим проведение аукциона исключительно на поставку оборудования не представляется возможным. Кроме этого, включение в состав лота и работы и поставку оборудования привело бы к нарушению части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Владимирского УФАС России, исследовав все представленные материалы, установила следующее.
19.11.2014 заведующей (----------) издан приказ N177 об утверждении документации электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района.
На Интернет-сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона N0328300126014000189.
Объектом закупки является реконструкция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино, ул.Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Заказчиком выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района.
Организация, осуществляющая закупку - Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района.
Дата и время начала подачи заявок 25.11.2014
Дата и время окончания подачи заявок 03.12.2014.
Дата проведения аукциона 08.12.2014
В информационной карте электронного аукциона также установлено, что объектом закупки является реконструкция муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино. ул. Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Однако, в приложении N3 к информационной карте электронного аукциона указаны показатели товара (малые архитектурные формы), используемые при выполнении работ, а именно: песочница в форме пожарной машины, песочница с декоративными элементами соснового бора, качалка на пружине в форме машинки, столик с навесом в форме гриба, беседка, качалка на пружине в форме петушка, скамья в форме самолета, домик с крышей, скамья в форме гусеницы.
22.12.2014 между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района и обществом с ограниченной ответственностью "ЭЛТИК" заключен контракт N8.
Вместе с этим, 24.11.2014 заведующей (----------) также издан приказ N178 об утверждении документации электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района.
На Интернет-сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона N0328300126014000191.
Согласно указанному выше извещению объектом закупки является реконструкция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино, ул.Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Заказчиком выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района.
Организация, осуществляющая закупку - Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района.
Дата и время начала подачи заявок 03.12.2014
Дата и время окончания подачи заявок 11.12.2014.
Дата проведения аукциона 15.12.2014
В информационной карте электронного аукциона также установлено, что объектом закупки является реконструкция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино. ул. Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Однако, в приложении N3 к информационной карте электронного аукциона указаны показатели товара, используемые при выполнении работ, а именно: кровать детская односпальная, стол письменный, стул, двухместный стол-парта с изменяющимся наклоном крышки, стул детский, стол однотумбовый письменный, шкаф для белья, стеллаж для игрушек, диван игровой, шкаф для пособий, шкаф для индивидуальных комплектов одежды, шкаф детский 5-ти секционный, напольная 5-местная вешалка для полотенец с индивидуальными ячейками для предметов личной гигиены, шкаф металлический для уборочного инвентаря, стол производственный с решеткой и бортом, полка настенная для тарелок, скамья, напольная конвектор-скамейка в виде завалинки, стеллаж для игрушек, шкаф сушильный для одежды, шкаф для одежды, шкаф для одежды, стол для проведения совещания, стол компьютерный с полками, кресло поворотное, шкаф книжный полузакрытый, шкаф полузакрытый для пособий, стеллаж для пособий, методической литературы, стеллаж для картин и пособий, стеллаж для картин и репродукций, стойка для выставочного материала, стол журнальный, мольберт настольный, стенд, стол с подсветкой для рисования по песку, полотенцедержатель с тремя крючками, шкаф пенал для изо материалов, стол компьютерный угловой с полками, мольберт напольный, полочки открытые для оформления изостудии, съемные деревянные решетки на радиаторы, тумба приставная с замком на верхнем ящике, шифоньер двухстворчатый, дидактический стол с набором игрушек, облучатель воздуха закрытого типа, термометр-психрометр настенный, доска передвижная поворотная, персональный компьютер с жидкокристаллическим дисплеем, принтер, жалюзи на окна с затемнением, интерактивная доска, мультимедийная установка с экраном, кулер для воды, ноутбук, флипчарт, музыкальный центр, видеокамера, электрополотенце, доска передвижная магнитная, принтер цветной, мультимедийный проектор, экран для проектора с потолочным креплением, DVD плеер, стол-тумба, стенд для выставки детских работ, воздушно-пузырьковая трубка с мягким основанием подвесной фибероптический модуль -солнечный домик, подвесной фибероптический ковер-звездочет, напольный фибероптический модуль - волшебный фонтан, зеркальный шар с мотором, настенное интерактивное панно- бесконечность, тактильно-фибероптическая настенная панель, световой стол для рисования песком (напольный), ультрафиолетовый светильник сухой интерактивный бассейн, пуфик-кресло с гранулами, прозрачный мольберт, сенсорное панно - геометрические фигуры, пучок фибероптических волокон с боковым свечением (с источником света к фибероптическому волокну) тактильные квадраты, светильник - пламя, шар - молния, генератор запахов, набор масел, DVD для релаксации, CD набор музыкальных дисков для релаксации, маты напольные, тактильные панели с различным наполнением, мягкие модули, пособие сухой дождь, ионизатор воздуха - горная свежесть, профессиональный генератор музыки и запахов, магические жезлы, комплект штор, зеркало.
Проанализировав документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть совокупности действий, осуществляемых заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
На основании статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым относится и аукцион - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе и:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, в извещениях N0328300126014000189, N0328300126014000191 и в информационных картах электронных аукционов предметом закупки являются работы по реконструкции, а в приложениях к документациям содержатся сведения о поставке оборудования. Кроме этого, из локальных сметных расчетов, также не следует, что будут выполнены работы по реконструкции детского сада.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Статья 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Этой же статьей установлены признаки ограничения конкуренции.
К признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в частности, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В данном случае в извещении необходимо в качестве предмета аукциона также указать и поставку необходимого оборудования.
Не указав в извещениях, а также в документациях электронных аукционов поставку оборудования в предмете закупки, заказчик нарушил статью 33 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, установление заказчиком в документации в качестве предмета закупки работы по реконструкции без указания на приобретение оборудования ограничивает круг потенциальных участников.
При таких обстоятельствах муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района были проведены электронные аукционы (извещения N0328300126014000189, N0328300126014000191) в нарушении норм антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что документации по указанным выше электронным аукционам утверждены муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района в действиях Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области не содержится нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Владимирского УФАС России решила:
1. Признать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" Нарушение выразилось в указании в извещениях N0328300126014000189, N0328300126014000191, а также в документациях об электронном аукционе предмета закупки, не соответствующего действительности.
2. Выдать муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детского сада комбинированного вида N11 "Солнышко" Ковровского района предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно, при проведении торгов в извещении, а также в документации аукциона либо конкурса конкретизировать предмет закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии (----------)
Члены комиссии: (-----------)
(----------)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 апреля 2015 г. N К-178-02/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016