Резолютивная часть объявлена 11.04.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "25" апреля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: |
Кухарской Н.Е. - руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Поляковой Ю.А. - заместителя начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
Наумовой В.В. - начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Саврасова М.Г. - главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
Александровой Л.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы. |
в отсутствие:
- представителя ответчика муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа", извещенного надлежащим образом;
- заявителя <> извещенного надлежащим образом;
- заявителя <> извещенной надлежащим образом;
- заявителя <> извещенного надлежащим образом;
- заинтересованного лица ОАО "СибНИИстромпроект", извещенного надлежащим образом,
рассмотрев дело N 10/А-17-2012, возбужденное по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В результате рассмотрения заявлений Алясева В.Н., Растокиной Е.С., Качусова В.И. о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 27.01.2012 г. N 18 было возбуждено дело N 10/А-17-2012 по признакам нарушения муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (далее по тексту - МКУ "УМИ КГО") части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившимся в неопубликовании извещения о проведении аукциона по продаже муниципального имущества Калтанского городского округа в официальном печатном издании, сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет".
Определением от 01.02.2012 г. дело N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 14.03.2012 г. на 14 часов 00 минут, в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было привлечено ОАО "СибНИИстромпроект".
В назначенное в определении время заявитель Алясев В.Н., а также представители ответчика МКУ "УМИ КГО, заинтересованного лица ОАО "СибНИИстромпроект", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в Кемеровское УФАС России не явились.
Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело N10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей указанных выше лиц.
На заседании Комиссии, состоявшемся 14.03.2012 г., Растокина Е.С. пояснила, что не смогла принять участие в аукционе по продаже муниципального имущества (лот N 1), а именно: отдельно стоящего административного здания общей площадью 837,0 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 1 531,0 кв.м. пристроенного складского помещения общей площадью 1 148,3 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 4 070,0 кв. м; отдельно стоящего здания кузницы общей площадью 66,0 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 138,0 кв.м.; отдельно стоящего здания проходной общей площадью 9,7 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 49,0 кв.м., в связи с тем, что в сети "Интернет" на сайте www.torgi.gov.ru по указанному аукциону была представлена информация в неполном объеме, а также пояснила, что в ходе проведения аукциона "шаг аукциона" не был увеличен ни разу.
Качусов В.И. согласился с позицией Растокиной Е.С.
14.03.2012 г. определением об отложении рассмотрения дела N 10/А-17-2012 рассмотрение дела N 10/А-17-2012 о нарушении МКУ "УМИ КГО" части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было отложено на 04.04.2012 на 10 часов 00 минут.
В назначенное в определении время заявитель Алясев В.Н., а также представители ответчика МКУ "УМИ КГО, заинтересованного лица ОАО "СибНИИстромпроект", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в Кемеровское УФАС России не явились.
Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей указанных выше лиц.
04.04.2012 г. Комиссией Кемеровского УФАС России был объявлен перерыв в рассмотрении дела N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства до 11.04.2012 г. до 10 часов 15 минут.
11.04.2012 г. на рассмотрение дела N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства заявители Алясев В.Н., Растокина Е.С., Качусова В.И., а также представители ответчика МКУ "УМИ КГО, заинтересованного лица ОАО "СибНИИстромпроект", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в Кемеровское УФАС России не явились.
Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотреть дело N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителей указанных выше лиц.
Изучив материалы дела N 10/А-17-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
16.11.2011 г. директором МКУ "УМИ КГО" была утверждена документация по проведению аукциона по продаже муниципального имущества (далее по тексту - аукционная документация).
16.11.2011 в сети "Интернет" на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона по продаже муниципального имущества (лот N 1), а именно:
- отдельно стоящего административного здания общей площадью 837,0 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 1 531,0 кв.м. с кадастровым N 42:37:0101002:1809;
- пристроенного складского помещения общей площадью 1 148,3 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 4 070,0 кв. м с кадастровым N 42:37:0101002:1810;
- отдельно стоящего здания кузницы общей площадью 66,0 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 138,0 кв.м. с кадастровым N 42:37:0101002:1811;
- отдельно стоящего здания проходной общей площадью 9,7 кв.м., расположенного на земельном участке общей площадью 49,0 кв.м. с кадастровым N 42:37:0101002:1807. Начальная цена аукциона составляет 4 204 500 руб., шаг аукциона составляет 210 225 рублей.
13.12.2011 г. в МКУ "УМИ КГО" для участия в аукционе по продаже указанного муниципального имущества поступила заявка от ОАО "СибНИИстромпроект", 14.12.2011 г. заявка от ООО "Прод-Ко".
13.12.2011 г. и 14.12.2011 г. между МКУ "УМИ КГО" и ОАО "СибНИИстромпроект", ООО "Прод-Ко" были заключены договоры о задатке.
20.12.2011 г. состоялась процедура признания претендентов участниками указанного аукциона.
Согласно протоколу N 1 признания претендентов участниками аукциона по продаже муниципального имущества ОАО "СибНИИстромпроект" и ООО "Прод-Ко" были признаны участниками указанного аукциона.
В соответствии с протоколом N 2 об итогах аукциона по продаже муниципального имущества ОАО "СибНИИстромпроект" было признано победителем по продаже муниципального имущества, как предложившее наибольшую цену.
23.12.2011 г. между МКУ "УМИ КГО" и ОАО "СибНИИстромпроект" был заключен договор купли-продажи указанного выше муниципального имущества.
06.02.2012 г. между МКУ "УМИ КГО" и ОАО "СибНИИстромпроект" было заключено дополнительное соглашение о расторжении договора купли-продажи от 23.12.2011 г.
Указанный аукцион был проведен МКУ "УМИ КГО" в порядке, установленном Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 г. N 67.
Согласно части 1 и пункту 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ), заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) установлено, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Хозяйствующим субъектом является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ).
Частью 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
10.02.2010 Приказом Федеральной антимонопольной службы N 67, утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, (далее по тексту - Правила).
Исходя из вышеизложенного, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям должна осуществляться с использованием публичных процедур (торгов), обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов, порядок проведения которых установлен Правилами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту-ФЗ N 178-ФЗ) установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Следовательно, при приватизации осуществляется продажа государственного и муниципального имущества.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, по договору купли-продажи происходит передача права собственности (владения, пользования и распоряжения своим имуществом в совокупности).
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные указанным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Следовательно, статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" регулирует только порядок заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества.
Таким образом, положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяются на сделки по приватизации государственного и муниципального имущества, которые в соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляются в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ N 178-ФЗ государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Пунктом 2 части 1 статьи 13 ФЗ N 178-ФЗ установлено, что способом приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
В соответствии с частью 1 статьей 3 ФЗ N 178-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 ФЗ N 178-ФЗ установлено, что действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.
Следовательно, при продаже муниципального имущества на аукционе МКУ "УМИ КГО" должно было руководствоваться положениями ФЗ N 178-ФЗ, частью 2 статьи 15 которого установлено, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, а именно должно было обеспечить опубликование информационного сообщения о продаже муниципального имущества в официальном печатном издании, на сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет".
Опубликование соответствующей информации в официальном печатном издании, сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет" при продаже имущества, находящегося в собственности МКУ "УМИ КГО", должно было способствовать поддержанию конкурентной среды на территории Калтанского городского округа, а также созданию благоприятных условий для состязательности хозяйствующих субъектов за право приобретения указанного выше муниципального имущества.
МКУ "УМИ КГО" в нарушение действующего законодательства, а именно: части 2 статьи 15 ФЗ N 178-ФЗ не обеспечило опубликование указанного сообщения в официальном печатном издании, сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет".
Результатом необеспечения заблаговременной публикации в официальном печатном издании, на сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет информации о продаже муниципального имущества явилось нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов - потенциальных покупателей указанного имущества, а также недопущение конкуренции, что выразилось в исключении возможности соперничества (состязательности) за право приобретения указанного выше муниципального имущества.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия МКУ "УМИ КГО" выразившиеся в неопубликовании извещения о проведении аукциона по продаже указанного выше муниципального имущества в официальном печатном издании, на сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет" привели или могли привести к ограничению конкуренции, а именно: к ограничению числа хозяйствующих субъектов, заинтересованных в приобретении указанного муниципального имущества, указанные действия вступают в противоречия с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать МКУ "УМИ КГО" нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части неопубликования извещения о проведении аукциона по продажи муниципального имущества Калтанского городского округа в официальном печатном издании, на сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет".
2. Выдать МКУ "УМИ КГО" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: при проведении нового аукциона по продаже муниципального имущества Калтанского городского округа строго руководствоваться положениями ФЗ N 178-ФЗ с обязательным опубликованием информации о проведении аукциона по продаже муниципального имущества в официальном печатном издании, на сайте продавца муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: М.Г. Саврасов
Л.А. Александрова
Отпуск, Приказ N 49-о от 02.04.2012 г. Ю.А. Полякова
Отпуск, Приказ N 50-о от 03.04.2012 г. В.В. Наумов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 10/А-17-2012 (опубликовано 25 апреля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016