Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гуткович Анастасия Евгеньевна, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 29.05.2015 г. N 38/з, и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика, <_> Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 УФСИН России по Республике Алтай", <_> установил:
Дело рассматривается в присутствии <_> в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13).
В ходе плановой выездной проверки (Акт N 1 от 07.04.2015 г.) Инспекция УФАС по Республике Алтай в действиях заказчика ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" установила, в том числе нарушение требований ч.1 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно письменным пояснениям <_> (вх. N 1368 от 15.05.15г.), нарушение требований ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, выразившихся в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе, допущено в связи с обновлением состава членов Единой комиссии учреждения по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и разделением полномочий среди сотрудников учреждения по составлению документации о закупке и размещению ее в единой информационной системе.
Фактически, исходя из анализа закупок учреждения за 2014 год, объем закупок в 2014 году у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) составил более 18,4 %.
Данное пояснение УФАС по РА считает необоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
Приказом начальника ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" от 17.11.2014 г. N 369 создана Единая комиссия по размещению заказов путем проведения запроса котировок, открытых конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений и утверждено положение Единой комиссии учреждения, согласно которому члены Единой комиссии осуществляют вскрытие конвертов с заявками участников, их рассмотрение, оценку, сопоставление заявок, определение победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), ведение протоколов вскрытия, рассмотрения заявок участников. Разработка документации о закупке, в том числе размещение извещения о закупке в единой информационной системе в функции членов Единой комиссии не входит.
ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" за 2014 год в соответствии с федеральным законом о контрактной системе осуществлено закупок путем проведения запроса котировок - 25 закупок, путем проведения электронного аукциона - 64 закупки. Однако в нарушение ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе не размещались заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В извещениях о закупке установлены преимущества СМП, однако требование ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системы (установление ограничения в отношении участников закупок) не исполнено, и в проектах государственных контрактов условие о привлечении победителем к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не установлено.
<_> не представлены документы (извещения, проекты государственных контрактов), подтверждающие факт соблюдения ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения подтверждаются материалами плановой выездной проверки (справка начальника ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай"). От заказчика возражений на акт проверки N 1 от 07.04.2015 г в адрес УФАС по РА не поступало, следовательно, заказчик с допущенными нарушениями согласен.
Таким образом, ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" нарушена часть 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
За данное правонарушение предусмотрена ответственность по части 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) - осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лицо, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приказами ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" от 31.12.2013 г. N 410, N 367 от 17.11.2014 г. утверждены положения о контрактной службе учреждения, согласно которым контрактная служба обеспечивает осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, устанавливает требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, ответственный за качество и своевременность выполнения функций, полномочий контрактной службы. Руководитель контрактной службы координирует деятельность по осуществлению закупок.
Согласно приказам ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" от 31.12.2013 г. N 409 и от 17.11.2014 г. N 368 <_> назначен <_>
Таким образом, в бездействиях должностного лица заказчика, <_> Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> содержится состав нарушения ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (непринятие мер по осуществлению в 2014 году закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, установленном в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе).
Факт совершения административного правонарушения <_> ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> подтверждается протоколом по делу N 38/з об административном правонарушении от 29.05.2015 г., а также другими материалами дела.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное должностным лицом, <_> ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> повлекло нарушение установленного государством порядка осуществления закупок. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что допущенное <_> ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> бездействие было выявлено впервые, приняты меры по недопущению впредь подобных нарушений, с учетом материального положения лица, считаю возможным применить положения ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения <_> ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 2.4, 7.30; 23.66; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо заказчика, <_> ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд учреждения у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе (нарушение ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. С учетом ч. 2.2 и ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначить должностному лицу <_> ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Республике Алтай" <_> административное наказание в виде штрафа в размере ________________________________________ рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приказа ФАС России от 24.04.2015 г. N 305/15 "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84615000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), банк получателя: Отделение - НБ Республики Алтай г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, код платежа 16111633010106000140, БИК 048405001, л/с 04771212170. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: (38822) 4-71-39.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения административного дела (Горно-Алтайский городской районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 15 июня 2015 г. N 38/3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016