Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 15 июня 2015 г. N 03-6/1-31-2015
Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2015 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 15 июня 2015 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Киртоакэ И.В. -специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии представителей ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра"), по доверенностям - <***><***>
в отсутствии <***> уведомленного надлежащим образом (определение о назначении дела N 03-6/1-31-2015 к рассмотрению вручено 15.04.2015),
рассмотрев дело N 03-6/1-31-2015 по признакам нарушения ОАО "МРСК Центра" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлению <***> об ущемлении его прав ОАО "МРСК Центра" посредством отказа переоформить документы о технологическом присоединении объекта энергоснабжения, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Конечная, д.<***>
В рамках рассмотрения настоящего дела Тверским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в г.Твери (и на территории ул.Конечная, <***> в частности), в границах зон прилегания сетей ОАО "МРСК Центра" в целях установления доминирующего положения, по результатам которого положение ОАО "МРСК Центра" на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ОАО "МРСК Центра", предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах в г.Твери (и на территории ул.Конечная, <***> в частности) в 2014 году и январе 2015 года являлось доминирующим.
ОАО "МРСК Центра" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. ОАО "МРСК Центра" состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. N 146 ОАО "МРСК Центра" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО "МРСК Центра" с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии в границах в г.Твери (и на территории ул.Конечная, <***> в частности) предоставляется ОАО "МРСК Центра" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В силу части 2 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО "МРСК Центра" в г.Твери (и на территории ул.Конечная, д.<***> в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
<***> обратился в ОАО "МРСК Центра" с заявлением от 16.10.2014 о переоформлении документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств. При этом, <***> просил в соответствии с требованиями раздела VIII "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее Правила технологического присоединения) выдать дубликаты технических условий, акта об осуществлении технологического присоединения, акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон по точке подключения ПС "Золоотвал" ф.7 г.Тверь.
Восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении регламентируется разделом VIII (введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 N 130) Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 57, 59 раздела VIII Правил технологического присоединения восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов) в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств.
Разделом VIII Правил технологического присоединения предусмотрены 2 возможных случая выдачи дубликатов ранее выданных технических условий:
- в период действия договора (пункты 59, 67) (подразумевается договор о технологическом присоединении);
- при получении сетевой организацией заявления о переоформлении документов от лица, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого состоялось после 01.01.2010 (пункт 74).
Заявление <***> от 16.10.2014 не соответствовало ни одному из этих пунктов. Акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон был подписан 01.12.2005. Составление актов разграничения границ балансовой принадлежности сторон и разграничения эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом процедуры технологического присоединения (подпункт "д" пункта 7 Правил технологического присоединения).
Таким образом, на момент подачи заявления технологическое присоединение объектов было осуществлено (т.е. заявление подано не в период действия договора о технологическом присоединении) и технологическое присоединение энергопринимающих устройств состоялось до 01.01.2010.
Согласно представленным ОАО "МРСК-Центра" документам (от 22.01.2015 N МР1-ТВ/1-1/293 и от 17.03.2015 N МР1-ТВ/13/1782)<***> являющийся одним из застройщиков сетей по ул.Конечная, <***> на основании договора купли-продажи от 12.09.2007 продал <***> незавершенный строительный объект 3295,4 кв.м, расположенный по адресу: г.Тверь, ул.Конечная,<***> электроподстанцию КТП 10/0,4кВ и кабельную линию ЛЭП 10кВ, подключенную по схеме от ячейки N 7 ПС 110/10кВ "Золоотвал" до КТП 10/04кВ, расположенной на территории производственной базы. Таким образом, произошла частичная смена собственника электросетевого хозяйства.
Ни Законом "Об электроэнергетике", ни Правилами технологического присоединения (в редакции раздела VIII, введенного Постановлением Правительства РФ от 20.02.2014 N 130) не предусмотрена выдача дубликатов документов при смене собственника (частичной смене собственника электросетевого хозяйства).
Кроме того, <***> не представил истребованные определением о назначении дела N 03-6/1-31-2015 о нарушении антимонопольного законодательства от 19.02.2015 и определением об отложении рассмотрения дела N 03-6/1-31-2015 документы и информацию:
- информацию об основаниях обращения в Филиал МРСК с заявлением о переоформлении документов о техническом присоединении объекта, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Конечная, <***> исходя из предусмотренного пунктом 59 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, исчерпывающего перечня оснований обращения в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов;
- копии документов, указанных в приложении направленного в адрес Филиала МРСК заявления о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов по точке подключения ПС "Золоотвал" ф.7, по адресу: г.Тверь, ул.Конечная, <***> с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств (вх. от 16.10.14 б/н);
- копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект (объекты) капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты электросетевого хозяйства по точке подключения ПС "Золоотвал" ф.7, по адресу: г.Тверь, ул.Конечная,<***>
- информацию о том, каким образом ущемляются права действиями (бездействием) ОАО "МРСК Центра".
Таким образом, Комиссия Тверского УФАС России не располагает документами, подтверждающими права <***> на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г.Тверь, ул.Конечная, <***> Также отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность требования <***> переоформить документы о технологическом присоединении объекта, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Конечная, <***>
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания рассматривать действия (бездействие) ОАО "МРСК Центра" при рассмотрении заявки <***> от 16.10.2014 о переоформлении документов о технологическом присоединении вышеуказанного объекта как носящие признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "МРСК-Центра" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях по отказу переоформления по заявлению <***> документов о технологическом присоединении объекта, расположенного по адресу: г.Тверь, ул.Конечная,<***>
Председатель Комиссии ______________________ Л.В. Посохова
Члены Комиссии: _____________________ С.Е. Иванов
_____________________ И.В.Киртоакэ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 15 июня 2015 г. N 03-6/1-31-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016