Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 25 мая 2015 г. N 287-Ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - заместителя руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" (извещение N 0169300032615000349) в присутствии:
- представителей МУ "Управление инженерного обеспечения и строительства Верхнеуральского района", действующих на основании доверенности от 10.04.2015, приказа от 07.11.2011, приказа от 24.11.2007 N 54;
в отсутствие представителя заявителя, представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя (от 25.05.2015 исх.N 25/05/2015-1), установила:
В Челябинское УФАС России 20.05.2015 поступила жалоба ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" (извещение N 0169300032615000349) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 30.04.2015 Управление имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района объявило о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300032615000349 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 105 983 936, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 25.05.2015 17:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт на строительство объекта: "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" не заключен.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены требования к сырью и материалам, используемым при изготовлении таких товаров как бетон тяжелый, раствор-цементно-известковый кладочный, перемычка плитная, воздухоотводы из оцинкованной стали, перемычка брусковая, кабель силовой с медными жилами без защитного покрова, блоки бетонные стен подвалов.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно основам товароведения, качество - это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением. К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров; разработка требований к товарам; качество исходного сырья и материалов; качество конструирования и проектирования; качество изготовления (переработки); контроль готовой продукции.
Соответственно, с целью использования качественного товара при выполнении работ и соблюдения принципа открытости и прозрачности и принципа обеспечения конкуренции заказчиком указаны сведения о номере ГОСТов, которым должен соответствовать товар, используемый при выполнении работ.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из пункта 19 Информационной карты аукциона первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работ должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложение 1 к разделу 7 "Техническое задание" документации об электронном аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товаров (материалов), их безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров (материалов), размере, упаковке и иных сведениях о товарах (материалах), представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе".
Приложение N 1 к Техническому заданию содержит наименование товаров, используемых при выполнении работ, качественные и технические характеристики товаров, а также:
1) позиции 3, 25 "Бетон тяжелый" содержат требования, установленные заказчиком к песку, являющимся мелким заполнителем бетона (модуль крупности, Мк., группа по модулю крупности ), крупному заполнителю (крупность заполнителя, мм, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, %), воде для затворения бетонов (не должна содержать химических соединений и примесей в количествах, которые могут повлиять на сроки схватывания цемента);
2) позиция 4 "Раствор цементно-известковый кладочный" - требования к вяжущему материалу (цемент для строительных растворов), извести (воздушная гидратная), заполнителю (песок для строительных работ);
3) позиции 6-8 "Блоки бетонные стен подвалов" - требования к бетону, арматурной стали, стали монтажной петли;
4) позиции 10,11 "Перемычка брусковая", "Перемычка плитная" - требования к бетону и арматурной стали;
5) позиции 1-3 раздела Электротехнические работы и электрооборудование "Кабель силовой с медными жилами без защитного покрова" - требования к свойствам изоляционного ПВХ-пластика (Относительное удлинение изоляционного ПВХ-пластика при разрыве, %, Прочность изоляционного ПВХ-пластика при разрыве, МПа, Водопоглощение изоляционного ПВХ-пластика, %, Сорт изоляционного ПВХ- пластика, Марка ПВХ пластика оболочки) ПВХ пластиката оболочки;
6) позиции 1,2 раздела Вентиляция "Воздуховоды из оцинкованной стали" - требования к химическому составу стали.
Согласно пункту 6 Технического задания товар (материал) и оборудование, применяемые для производства работ должны соответствовать требованиям, в том числе ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Как следует из содержания ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" в пункте 3.3 указаны характеристики бетона, а в пункте 3.5 - требования к материалам для бетона. При этом, большинство характеристик в пункте 3.5 данного ГОСТа имеют отсылочный характер.
Так, например, пунктом 3.5.3.5 ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" предусмотрено, что вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели сырья, из которого изготавливается указанный товар.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 21 Информационной карты аукциона установлено, что требования к участникам аукциона указаны в пункте 1.6 Раздела I аукционной документации.
Исходя из объекта закупки следует, что заказчик обязан установить требование к участникам закупки, регламентированное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: требование о наличии у участников закупки допуска саморегулируемой организации к соответствующим работам в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"
Вместе с тем, указанные требования в нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе не нашли своего отражения ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в аукционной документации.
Следует отметить, что в извещении о проведении электронного аукциона в графе требования к участникам закупки содержится ссылка на пункт 19 Информационной карты аукциона. Однако, указанный пункт содержит требования к составу и содержанию заявки на участие в электронном аукционе, а не требования к участникам закупки.
2. Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, в том числе путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 14.11 проекта контракта Приложение N 1 является неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 5.2 Приложения N 1 к проекту муниципального контракта установлено, что подрядчик вправе привлекать для выполнения отдельных видов работ иных исполнителей (субподрядчиков). Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения устанавливается в размере 25% от цены контракта.
Однако, в нарушение части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Более того, исходя их положений пункта 5.2 Приложения N 1 к проекту муниципального контракта невозможно определить является ли привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обязанностью генерального подрядчика.
3. В силу части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 5.4.4 проекта контракта подрядчик обязан в течение двух дней с даты заключения контракта разработать и согласовать с заказчиком подробный график производства работ (приложение 3 к настоящему контракту). График производства работ должен содержать наименование основных видов строительно-монтажных работ по каждому этапу строительства, начало и окончание выполнения работ. График должен быть выполнен с указанием конкретных сроков с момента заключения контракта до полного выполнения обязательств подрядчика по выполнению работ.
В соответствии с пунктом 4.3 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" при подготовке к строительству застройщик (заказчик) передает исполнителю работ проектную документацию:
- утверждаемую часть, в том числе проект организации строительства (ПОС);
- рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ.
Пунктом 4.4. СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" предусмотрено, что проект организации строительства с целью обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности содержит, в том числе календарный план строительства с учетом сроков действия сервитутов на временное использование чужих территорий.
Кроме того, следует отметить, что аукционная документация в своем составе содержит календарный план-график выполнения строительно-монтажных работ в 2015-2016 гг. по объекту "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" (Приложение 4 к аукционной документации).
Вместе с тем, заключение контракта не на условиях предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, участника закупки, с которым заключается контракт, может привести к нарушению части 1 статьи 34, частей 2,10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из содержания разъяснений положений документации об электронном аукционе от 20.05.2015 NРД5 при рассмотрении вторых частей заявок при условии наличия у участника закупки СРО п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство, п. 33.5. Объекты теплоснабжения; п. 33.7.Объекты водоснабжения и канализации" наличие лицензия на монтаж пожарной сигнализации рассматриваться не будет.
Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Таким образом, заказчик в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе путем дачи разъяснений положений документации об электронном аукционе от 20.05.2015 NРД5 изменил суть аукционной документации.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 30, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
по делу N 287-ж/2015
25 мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - заместителя руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии:. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 19.05.2015, по итогам рассмотрения жалобы ООО "СИМБИРСК-СТРОЙ-КОНСАЛТ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство объекта: "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" (извещение N 0169300032615000349) (далее - аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1 МУ "Управление инженерного обеспечения и строительства Верхнеуральского района" с даты размещения предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам аукциона;
1.1. в срок до 05.06.2015:
1.1.1. принять решение об отмене аукциона;
1.1.2. передать решение, указанное в пункте 1.1.1 настоящего предписания, уполномоченному органу.
2. Аукционной комиссии в срок до 03.06.2015:
2.1. принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
2.2. передать решение, указанное в пункте 2.1 настоящего предписания, уполномоченному органу.
3. Управлению имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района в срок до 11.06.2015 разместить решения, указанные в пунктах 1.1.1, 2.1 настоящего предписания, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
4. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 28.05.2015 обеспечить исполнение настоящего предписания.
5. Управлению имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района до 26.06.2015 направить в Челябинское УФАС России (с сопроводительным письмом) доказательства исполнения настоящего предписания (решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, решение об отмене аукциона, сведения о размещении указанных решений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2015 г. N 287-Ж/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016