Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 04-34/1-2014 (опубликовано 17 марта 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2014
Решение в полном объеме изготовлено 17.03.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии <_> - руководителя управления, членов Комиссии: <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-34/1-2014 по признакам нарушения администрацией МО "Иволгинский район" (далее - Администрация) (671050, Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Иволгинск, ул. Ленина, 30) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
представителя Администрации <_> доверенность от 09.01.2014 N6, директора МАОУ ДОД "Иволгинская детско-юношеская спортивная школа" (далее - МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ", Учреждение) <_> установила:
Прокуратурой Иволгинского района (далее - прокуратура) в адрес Бурятского УФАС России направлены материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (статьи 15 Закона о защите конкуренции) в действиях администрации МО "Иволгинский район" в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг (выполнения работ) по строительству объектов недвижимости путем выдачи и утверждения муниципального задания МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на строительство спортивного комплекса.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что распоряжениями Администрации от 07.08.2013 N 887-р и от 05.12.2013 N 1333-р утверждены муниципальные задания МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на строительство спортивного комплекса в с. Иволгинск Иволгинского района на сумму 8 117 708, 952 руб. и на сумму 9 339 000,0 руб.
Прокуратура указывает на то, что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.
Выделение субсидий на оказание работ (услуг) для муниципального образования муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях), ни Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения должно было осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственным и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действовавшим до 31.12.2013.
В части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов содержится понятие государственного и муниципального заказчика. Автономное учреждение не наделено полномочиями муниципального заказчика.
Строительство спортивного комплекса в с. Иволгинск не является муниципальной услугой, оказываемой МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ", так как не соответствует основным характеристикам, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах), а является потребностью МО "Иволгинский район" в работах (услугах) необходимых для решения вопросов местного значения, в связи с чем должно было осуществляться в виде размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг) для нужд заказчика в целях заключения муниципального контракта по результатам торгов.
20.01.2014 Бурятским УФАС России возбуждено дело N 04-34/1-2014 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в утверждении муниципального задания МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на строительство спортивного комплекса на сумму: 8 117 708,952 руб. и 9 339 000,0 руб. и привлечение МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" для выполнения этого задания других хозяйствующих субъектов без проведения процедуры размещения заказа, в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
При рассмотрении дела представитель ответчика по делу пояснила, что в действиях Администрации отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях муниципальное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Распоряжениями Администрации от 07.08.2013 N 887-р и от 05.12.2013 N 1333 утверждены муниципальные задания МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на строительство спортивного комплекса в с. Иволгинск. МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" заключены договоры N ФОК N2 от 05.09.2013, N ФОК N3 от 05.12.2013 с ООО "Атлант" на выполнение указанных работ.
Администрация действовала в соответствии с Законом об автономных учреждениях. Заключение контракта МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" без проведения процедуры размещения заказа с ООО "Атлант" не противоречит действующему законодательству, т.к. действие Закона о размещении заказов распространялось на государственных и муниципальных заказчиков. Действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" распространяется на автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями с 01.01.2014.
Законный представитель МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" поддержал позицию Администрации.
Комиссия, выслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:
Распоряжениями Администрации от 07.08.2013 N 887-р и от 05.12.2013 N 1333-р утверждены муниципальные задания МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на строительство спортивного комплекса в с. Иволгинск Иволгинского района на сумму 8 117 708, 952 руб. и на сумму 9 339 000,0 руб.
05.09.2013 между МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" и ООО "Атлант" заключен договор ФОК N2 по строительству спортивного комплекса для нужд МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на сумму 8 117 708 руб. 65 коп. Срок выполнения работ - до 15.09.2013.
16.09.2013 подписан Акт о приемке выполненных работ за отчетный период с 01.09.2013 по 21.09.2013 на общую стоимость 869,602 тыс. руб.
19.09.2013 подписан Акт о приемке выполненных работ за отчетный период с 01.09.2013 по 19.09.2013 на общую стоимость 7248,106 тыс. руб.
05.12.2013 между МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" и ООО "Атлант" заключен договор ФОК N3 по строительству спортивного комплекса МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на сумму 9 339 000 руб. Срок выполнения работ - до 10.12.2013.
06.12.2013 подписан Акт о приемке выполненных работ на общую стоимость 9339,000 тыс. руб.
МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" создано на основании распоряжения Администрации от 10.06.2010 N 242-р в целях организации предоставления услуг дополнительного образования.
Согласно Уставу МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ", утвержденному постановлением Администрации от 27.06.2013 N 864, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления МО "Иволгинский район" Республики Бурятия в сфере дополнительного образования, физической культуры и спорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается коммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образование для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах деятельности.
Автономное учреждение осуществляет деятельность, ради которой оно создано в соответствии с заданиями учредителя.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона об автономных учреждениях учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложнения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Таким образом, автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим или физическим лицам. Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг) для муниципального образования Законом об автономных учреждениях не предусмотрено. Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действовавшим до 31.12.2013.
Согласно положениям статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Так, согласно Уставу муниципального образования "Иволгинский район" Республики Бурятия к вопросам местного значения относится, в том числе, обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
Таким образом, строительство спортивного комплекса в с. Иволгинск с финансированием на сумму: 8 117 708, 952 руб. и 9 339 000,0 руб. является муниципальной нуждой МО "Иволгинский район" в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, в связи с чем, выбор подрядной организации для строительства спортивного комплекса должен осуществляться с применением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В нарушение требований Закона о размещении заказов процедуры размещения муниципального заказа не проводились.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Администрация, игнорируя требования Закона о размещении заказов и не разместив муниципальный заказ, неправомерно утвердила муниципальные задания МАОУ ДОД "Иволгинская ДЮСШ" на строительство спортивного комплекса на сумму: 8 117 708,952 руб. и 9 339 000,0 руб., которое впоследствии привлекло для выполнения этого задания конкретного хозяйствующего субъекта, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать Администрацию МО "Иволгинский район" нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в непроведении процедуры размещения муниципального заказа в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов и в неправомерном утверждении муниципального задания МАОУ ДОД "Иволгинская детско-юношеская спортивная школа" на строительство спортивного комплекса на сумму: 8 117 708,952 руб. и 9 339 000,0 руб., которое привлекло для выполнения этого задания конкретного хозяйствующего субъекта, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. В связи с выполнением работ по строительству спортивного комплекса в с. Иволгинск Иволгинского района выдача предписания не целесообразна.
3. Передать материалы дела N 04-34/1-2014 для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 04-34/1-2014 (опубликовано 17 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016