Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 марта 2014 г. N 12-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, А.П. Пивоварова - главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
рассмотрев дело N 12-2014, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <> (далее - ИП <>) по факту размещения рекламы компании "Фаворит" с использованием непристойного образа полуобнаженной девушки, с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в отсутствие ИП <> надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Администрации города Магнитогорска поступило обращение о проверке рекламы спа-салонов в городе Магнитогорске на предмет её неэтичного содержания.
Одним из фактов распространения такой рекламы в обращении указана реклама компании "Фаворит", размещенная с использованием рекламных конструкций по четырем адресам: г. Магнитогорск, ул. Октябрьская, д. 15 и д. 14, ул. 50-летия Магнитки, д. 40, ул. Калмыкова, д.7.
По данным Администрации города Магнитогорска, владельцем рекламных конструкций является индивидуальный предприниматель <>
Челябинским УФАС России в отношении ИП <> возбуждено дело N 12-2014 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку в рекламе содержался непристойный образ девушки.
ИП <> в объяснениях указал, что 14 января 2014 года им демонтированы рекламные конструкции по адресам: г. Магнитогорск, ул. Октябрьская, 15 и ул. 50 лет Магнитке, д. 40. Считает, что остальные конструкции, расположенные по адресам: ул. Калмыкова, д. 7 и Октябрьская, д. 14, являются вывесками, а не рекламой. Полагает, что вывески магазинов компании "Фаворит" с использованием образа девушки установлены в соответствии с концепцией продвижения компании "Фаворит" на оконном рынке и носят название "Динамика тела". Упор в данном случае сделан на высокохудожественную съемку, продуманные композиции и строгий стиль черно-белых фотографий. Считает, что образ девушки не является непристойным и не оскорбляет принятые в Европейском обществе нормы сексуальной этики и табу. Указывает, что образ девушки был разработан в 2006 году и является собственностью компании ООО "Декенинк Рус" международного концерна Deceuninck, официальным партнером которой является ИП <> что подтверждается сертификатом.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
В г. Магнитогорске по адресам: ул. Октябрьская, д. 15 и д. 14, ул. 50-летия Магнитки, д. 40, ул. Калмыкова, д.7, с использованием рекламных конструкций размещена реклама компании "Фаворит", в которой содержатся сведения: "Фаворит_Окна_", "Фаворит_окна, двери, балконы, зимние сады, жалюзи, роллеты, гаражные ворота www.favorit74.ru.", и присутствует изображение девушки в нижнем белье.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных, оскорбительных образов, сравнений и выражений.
Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "Неприличный" согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, вежливость, благопристойность.
Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Присутствующий в рекламе образ девушки является непристойным, так как демонстрация образа девушки в нижнем белье без верхней одежды в общественных местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения в России и сложившемуся менталитету проживающего в ней населения, иными словами является безнравственным и аморальным. В связи с тем, что в данном случае рекламируются окна, двери, балконы и прочие товары компании "Фаворит", образ девушки в нижнем белье в данной рекламе является неуместным.
Важным обстоятельством является и тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.
Размещение рекламы компании "Фаворит" с использованием непристойного образа девушки нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Доводы ИП <> о том, что конструкции, расположенные по адресам: ул. Калмыкова, д. 7 и Октябрьская, д. 14, являются вывесками, а не рекламой, Комиссией не принимаются, поскольку информация "_www.favorit74.ru.", размещенная на данных конструкциях не относится к обязательной к размещению на вывесках информации, предусмотренной Федеральным законом "О защите прав потребителей" и в целом информация содержит все признаки рекламы, содержащиеся в статье 3 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является индивидуальный предприниматель <> как лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу компании "Фаворит", размещенную с использованием рекламных конструкций, установленных в городе Магнитогорске по адресам: ул. Октябрьская, д. 15 и д. 14, ул. 50-летия Магнитки, д. 40, ул. Калмыкова, д.7, в которой использован непристойный образ полуобнаженной девушки, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП <>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
А.П. Пивоваров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 марта 2014 г. N 12-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016