Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 9 июня 2015 г. N 05-04/5237
Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_"
Членов Комиссии:
"."
при участии в деле:
заявителя - "_",
лица, в отношении которого возбуждено производство по делу (ответчика), - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики - "_",
в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела представителя ООО "Теплоэнерго",
рассмотрев дело N 18 /05-АМЗ-2015, возбужденное по признакам нарушения администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в несоблюдении порядка предоставления права пользования и владения муниципальным имуществом ООО "Теплоэнерго" и предоставлении ООО"Теплоэнерго" муниципальной преференции на рынке передачи тепловой энергии в отсутствие согласия антимонопольного органа, установила:
В Чувашское УФАС России 06.03.2015, 25.03.2015 поступили заявления "_" и Общества с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" о неправомерном пользовании Обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (далее - ООО "Теплоэнерго") муниципальным имуществом, находящимся в собственности Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, после истечения срока действия договора аренды муниципальным имуществом от 31.08.2009 N32.
Администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики (далее - администрация, администрация Мариинско-Посадского городского поселения) письмом от 30.03.2015 сообщила, что после прекращения договора аренды муниципального имущества N32 от 31.08.2009 ООО"Теплоэнерго" продолжало пользоваться указанным имуществом. На основании постановления "О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества" от 28.10.2014 N297 администрацией 04.12.2014 проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества, по результатам которого победителем признано ООО"Теплоэнерго".
Заявитель в заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в заявлении.
В заседании Комиссии представитель ответчика сообщил, что по окончании срока аренды арендатором имущество не было возвращено арендодателю, в связи с чем в силу положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок. После истечения срока договора арендатор пользовался имуществом, однако, арендную плату не оплачивал, в связи с чем администрация обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском о взыскании арендной платы и неустойки, по результатам рассмотрения которого решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.05.2015 по делу NА79-9624/2014 исковые требования администрации удовлетворены частично.
Комиссия Чувашского УФАС России, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив документы, имеющиеся в материалах дела, установила следующее.
На основании решения Чувашского УФАС России от 13.07.2009 N06-12/2487 администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики постановлением от 31.08.2009 N570 предоставила ООО "Теплоэнерго" на праве аренды сроком на 5 лет с 31.08.2009 по 30.08.2014 муниципальное имущество, в том числе - котельная "Советская", котельная "Волга", котельная "Коновалово".
Между администрацией Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ООО "Теплоэнерго" заключен договор аренды от 31.08.2009 N32 муниципального имущества - котельная "Советская", котельная "Волга", котельная "Коновалово" сроком на 5 лет с 31.08.2009 по 30.08.2014. Актом приема-передачи от 31.08.2009 вышеуказанное имущество передано арендодателем арендатору.
Решением Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов от 17.05.2012 NС-4/6 из муниципальной собственности Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в муниципальную собственность Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики безвозмездно переданы муниципальное имущество - котельная "Волга" (адрес: г.Мариинский Посад, ул.Чкалова, д.71), котельная "Советская" (адрес: г.Мариинский Посад, ул.Советская, д.4а), котельная "Коновалово" (адрес: г.Мариинский Посад, ул.Котовского, д.37а).
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.08.2012 к договору аренды муниципального имущества N32 от 31.08.2009 права и обязанности арендодателя по договору N32 от 31.08.2009 в отношении котельных "Советская", "Волга", "Коновалово" переданы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики.
Согласно акту приема-передачи котельной "Волга" от 11.09.2013, комиссия, состоящая из представителей администрации и ООО "Теплоэнерго", провела осмотр и приняла переданную в аренду котельную Волга", расположенную по адресу: г.Мариинский Посад, ул.Чкалова, д.71, что свидетельствует о прекращении между администрацией и ООО "Теплоэнерго" арендных отношений по поводу котельной "Волга" до истечения срока действия договора аренды от 31.08.2009 N32.
Как следует из письма администрации Мариинско-Посадского городского поселения от 30.03.2015, после прекращения договора аренды муниципального имущества N32 от 31.08.2009 ООО "Теплоэнерго" продолжало пользоваться котельными "Советская" и "Коновалово".
Согласно договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, заключенному 01.10.2014 между администрацией Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "Теплоэнерго", администрация передала последнему на праве аренды сроком на 30 дней муниципальное имущество - котельная "Советская" и котельная "Коновалово".
При этом решение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды котельных "Советская" и "Коновалово" принято администрацией лишь постановлением от 28.10.2014 N297, то есть по истечении двух месяцев после истечения срока действия договора аренды от 31.08.2009 N32, а договор аренды по результатам указанного открытого конкурса заключен с победителем - ООО "Теплоэнерго" 31.12.2014.
Таким образом, Комиссией установлено, что после прекращения договора аренды муниципального имущества N32 от 31.08.2009 с 31 августа по 30 декабря 2014 года, то есть в течение 4 месяцев (120 дней) ООО "Теплоэнерго" продолжало пользоваться указанным имуществом без проведения конкурентных процедур, что не оспаривается самой администрацией и обществом.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Предоставление ООО "Теплоэнерго" возможности владеть рассматриваемым имуществом на праве аренды осуществлено на срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, в связи с чем рассматриваемое предоставление муниципального имущества не может быть отнесено к исключительным случаям, указанным в пункте 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Доказательств отнесения рассматриваемого предоставления муниципального имущества ООО "Теплоэнерго" к иным исключительным случаям Комиссией не установлено.
При этом факт проведения органом местного самоуправления соответствующих торгов либо обращения в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции при предоставлении вышеуказанного муниципального имущества на праве аренды ООО "Теплоэнерго" на период с 31.08.2014 по 30.12.2014 Комиссией не установлен.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации по заключению с ООО "Теплоэнерго" без проведения торгов договора аренды муниципального имущества от 01.10.2014 нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку заключение указанного договора осуществлено при наличии ранее предоставленного ООО "Теплоэнерго" права пользования муниципальным имуществом с 31.08.2014 по 30.09.2014.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Закона о защите конкуренции. В частности, предоставление муниципальной преференции должно быть согласовано с антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.
Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N67 и направлены на расширение возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передав возможность использования на праве аренды муниципального имущества ООО "Теплоэнерго" без проведения конкурса или аукциона, администрация обеспечила обществу более выгодные условия деятельности на рынке передачи тепловой энергии, чем предоставила ему муниципальную преференцию.
При отсутствии процедуры торгов потенциальные арендаторы не могли знать о возможности получения прав аренды в отношении муниципального имущества на период с 31.08.2014 по 30.12.2014 и заявить свои притязания, в связи с чем действия администрации по предоставлению возможности использования муниципального имущества без проведения публичной процедуры, предусмотренной статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции.
В связи с изложенным, администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, предоставив ООО "Теплоэнерго" возможность использования муниципального имущества на период с 31.08.2014 по 30.12.2014 без проведения торгов на право заключения договора аренды в нарушение норм части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не обеспечила конкуренцию и равный доступ хозяйствующих субъектов к получению права в отношении объектов муниципального имущества, предназначенных для оказания услуг по теплоснабжению.
Не обращалась администрация Мариинско-Посадского городского поселения и в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции путем предоставления ООО "Теплоэнерго" без проведения торгов возможности использования муниципального имущества на период с 31.08.2014 по 30.12.2014.
Данные обстоятельства свидетельствуют о создании администрацией для ООО"Теплоэнерго" возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке передачи тепловой энергии и недопущении конкуренции на данном рынке.
С учётом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к итоговому заключению, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать действия администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики по несоблюдению порядка заключения договора аренды муниципального имущества от 01.10.2014 и предоставлению ООО"Теплоэнерго" муниципальной преференции в отсутствие согласия антимонопольного органа, создающими на рынке передачи тепловой энергии такие условия, которые могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции, то есть нарушающими часть 1 статьи 17.1 и пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно статье 21 Закона о защите конкуренции в случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что муниципальная преференция была предоставлена путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав.
На момент вынесения настоящего решения Комиссией установлено наличие заключенного между администрацией Мариинско-Посадского городского поселения и ООО "Теплоэнерго" по результатам открытого конкурса договора аренды рассматриваемого муниципального имущества от 31.12.2014, в связи с чем необходимость выдачи администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики предписания о принятии мер по возврату муниципального имущества отсутствует.
Руководствуясь статьями 21, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать действия администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики по предоставлению ООО "Теплоэнерго" правапользования и владения муниципальным имуществом - котельная "Советская" и котельная "Коновалово" без проведения торгов и в отсутствие согласия в письменной форме антимонопольного органа нарушением части 1 статьи 17.1 и пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 9 июня 2015 г. N 05-04/5237
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016