Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 24 апреля 2012 г. N 24
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Сапунов Д.Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены комиссии:
Яковлев Д.В. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;
Воблов Д.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Волошина О.В. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Лазебный А.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства;
Рассмотрев дело N24 возбужденное по признакам нарушения администрацией Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края (356300, с. Александровское, ул. <***>) ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
22 декабря 2011 года Инспекцией Ставропольского УФАС России была проведена плановая проверка органов местного самоуправления Александровского сельсовета на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, по итогам которой был составлен Акт проверки N642 и установлено следующее.
Постановлением администрации Александровского сельсовета от 16.05.2011 N184 утверждено Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета (далее - Положение).
Пунктом 8 указанного Положения установлены требования к содержанию информационного сообщения о проведении конкурса. Из содержания указанного пункта следует, что в информационном сообщении указываются дата, место и время проведения всех этапов конкурса, наименование и адрес организатора торгов, информация о лотах, а также место, где можно ознакомиться с перечнем документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе и требованиями их оформления, а также способ и условия представления претендентам и участникам конкурса дополнительной информации.
Таким образом, перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, а также критерии и порядок оценки заявок участников конкурса в соответствии с пунктом 8 Положения, в информационном сообщении не публикуются. В связи, с чем для получения этих сведений и документов каждый из претендентов вынужден обращаться к организатору конкурса, который, в свою очередь, получает возможность не допускать к участию в конкурсе нежелательных претендентов, не представляя им информацию, необходимую для подготовки заявки.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Анализ Положения показал, что в силу утвержденного порядка информационного обеспечения открытого конкурса у организатора торгов в данном случае имеется возможность ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе.
Таким образом, в действиях администрации Александровского сельсовета усматриваются признаки нарушения ст.15 и ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" - в связи с утверждением Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета, условия которого могут привести к ограничению, устранению конкуренции путем ограничения доступа к участию в торгах, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В связи с чем, в отношении администрации Александровского сельсовета было возбуждено дело N24, по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 11 апреля 2012 г. рассмотрение дела N24 было назначено на 24 апреля 2012 г.
Представитель администрации Александровского сельсовета Нещадимов Александр Иванович (доверенность б/н от 10.01.2012 года) на рассмотрении дела огласил представленные письменные пояснения, дополнительных пояснений не представил, по существу поставленных членами комиссии вопросов не смог дать пояснений. В ходе заседания комиссии дополнительно пояснил следующее, что права граждан не затронуты, закон "О защите конкуренции" не нарушается, потому что вся информация и документация, которая должна быть приложена к заявке, доступна для ознакомления граждан.
Поддержал доводы, отраженные в представленных пояснениях по делу.
Из письменных пояснений, за подписью главы администрации Александровского сельсовета Кононенко И.И., следует, что согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в частности относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В рамках исполнения данного полномочия администрация Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края вправе, принимать соответствующие нормативные правовые акты регулирующие данные правоотношения.
16.05.2011 г., администрацией Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края принято постановление N184 "Об осуществлении пассажирских перевозок на территории Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края".
Постановление разработано в целях урегулирования, пассажирских перевозок общественного транспорта, улучшения качества обслуживания и отбора наиболее квалифицированных перевозчиков.
Утвержденное постановлением администрации Александровского сельсовета Положение определяет порядок организации и проведения открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края.
В соответствии с утвержденным положением, в п. 8 извещение о проведении конкурса должно содержать следующую информацию, а именно место, где можно ознакомиться с перечнем документов, представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе (далее - заявка), и требования к их оформлению. В п. 11 данного положения указаны документы необходимые для предоставления вместе с заявкой на участия в конкурсе.
Конкретного закона или иного нормативного правового акта содержащего нормы о том, что в извещении о проведении открытого конкурса обязательно должен быть указан перечень документов предоставляемых с заявкой для участия в конкурсе, нет.
Извещение о проведении конкурса было опубликовано в газете "Александровская жизнь" следовательно, и ознакомиться с данным извещением мог любой гражданин желающий принять участие в конкурсе.
Постановление администрации Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края от 16 мая 2011 года- N184 "Об осуществлении пассажирских перевозок на территории Александровского сельсовета" вместе с утвержденным Положением было обнародовано в МУК "Александровская межпоселенческая районная библиотека" как на бумажном так и электронном носителе, где были указаны все положения и информация о предоставлении необходимой документации прилагаемой к заявке для участия в конкурсе.
Частью V вышеуказанного Положения определены критерии оценки участников конкурса, которые не ограничивают возможности, а обеспечивают соблюдение перевозчиком законодательства, регулирующего деятельность в сфере транспорта, лицензионных требований и Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом по автобусным маршрутам на территории Александровского сельсовета.
На основании вышеизложенного считает, что в действиях администрации Александровского сельсовета Александровского района Ставропольского края не усматриваются признаки нарушения Федерального закона "О защите конкуренции", так как сведения о конкурсе и всей касающейся конкурса информации были доступны любому гражданину проживающему на территории Александровского сельсовета и не понятно какие конкретно права лиц желающих учувствовать в конкурсе ущемлены или нарушены.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации Александровского сельсовета нарушения требований ст. 15 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом Комиссия исходила из следующего:
Администрацией Александровского сельсовета было принято Постановление от 16.05.2011 N184 "Об осуществлении пассажирских перевозок на территории Александровского сельсовета" действующее в настоящее время, утверждающее положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета (далее - Положение), которое регулирует правоотношения, возникающие при организации и проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета.
Положением, установлены основные понятия претендента на участие в конкурсе и перевозчика, в соответствии с которыми заявки на участие в конкурсе могут подавать юридические лица или индивидуальные предприниматели, для осуществления регулярных перевозок. Предмет конкурса - право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам Александровского сельсовета.
Требования к перечню документов представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе и требования их оформления определены частью II Положения.
Оценка представленных участниками конкурса документов и автобусов, заявленных для участия в конкурсе, осуществляется конкурсной комиссией по бальной системе в соответствии с критериями оценки участников конкурса определенных частью V Положения.
В виду того, что требования установленные Положением являются обязательными для исполнения именно организатором торгов в ходе организации и проведения открытого конкурса, так как этот нормативный правовой акт создан только для достижения этих целей. Требования, установленные Положением, также используются и претендентами на участие в конкурсе, так как требования устанавливаются организатором торгов в извещении и конкурсной документации, при их составлении, с учетом требований Положения. Следовательно, извещение и конкурсная документация, составленная организатором торгов, будет являться обязательными для исполнения претендентами на участие в конкурсе, именно при составлении и подачи заявки, а также регулирующими правоотношения на каждый конкретный конкурс между организатором торгов и претендентами на участие в конкурсе.
Пунктом 8 Положения установлены требования к содержанию информационного сообщения о проведении конкурса. Из содержания указанного пункта следует, что в информационном сообщении указываются дата, место и время проведения всех этапов конкурса, наименование и адрес организатора торгов, информация о лотах, а также место, где можно ознакомиться с перечнем документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе и требованиями их оформления, а также способ и условия представления претендентам и участникам конкурса дополнительной информации.
Таким образом, перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, а также критерии и порядок оценки заявок участников конкурса в соответствии с пунктом 8 Положения, в информационном сообщении не публикуются. В связи, с чем для получения этих сведений и документов каждый из претендентов вынужден обращаться к организатору конкурса, который, в свою очередь в ходе проведения конкурса, получает возможность не допускать к участию в конкурсе нежелательных претендентов, не представляя им информацию, необходимую для подготовки заявки или предоставляя не полную информацию.
Кроме того, пунктом 5 Положения установлены основные задачи конкурса, одной из которых является создание равных условий и возможностей для участников конкурса, в противоречие которому в пункте 8 Положения установлен перечень, содержащий неполный объем информации, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса, в связи, с чем создаются возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих требований и критериев для участия в открытом конкурсе, поэтому уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценки участников конкурса. Однако эти условия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Следовательно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), прежде всего, должны быть направлены на реализацию положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями указанного федерального закона являются, в том числе обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Вместе с тем, анализ Положения показал, что в силу утвержденного порядка информационного обеспечения открытого конкурса у организатора торгов в данном случае имеется возможность ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе, а, следовательно, к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В силу части 1 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, если организаторами или заказчиками торгов являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с вышеизложенным, администрацией Александровского сельсовета были нарушены нормы антимонопольного законодательства, а именно ч.1 ст.15 и п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в утверждении Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета (утв. постановлением администрации Александровского сельсовета от 16.05.2011 N184), содержащего в п. 8 перечень обязательной для включения в извещение о проведении открытого конкурса информации, которая не содержит перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе формы этих документов и требования их оформления, а также критерии и порядок оценки заявок участников конкурса, что создает возможности ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе, нарушающих запрет принимать органами государственной власти субъекта РФ акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Закрепленный приведенными нормами запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия властных структур в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать администрацию Александровского сельсовета нарушившей ч.1 ст. 15 и п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в утверждении Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета (утв. постановлением администрации Александровского сельсовета от 16.05.2011 N184), содержащего в п. 8 перечень обязательной для включения в извещение о проведении открытого конкурса информации, которая не содержит перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе форма заявки и формы других необходимых документов, требования к их оформлению, а также критерии оценки участников конкурса, что создает условия для ограничения, устранения конкуренции при проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, путем ограничения доступа к участию в указанном открытом конкурсе.
2. Выдать администрации Александровского сельсовета предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства:
администрации Александровского сельсовета в двух месячный срок по делу N24 прекратить нарушение требований ч.1 ст. 15 и п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
привести Постановление администрации Александровского сельсовета от 16.05.2011 N184 утверждающее Положение о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам Александровского сельсовета в соответствии с требованиями действующего антимонопольного законодательства, а именно:
исключив условия установленные абзацем 6 пункта 8 Положения - место, где можно ознакомиться с перечнем документов, представляемых вместе с письменной заявкой на участие в конкурсе (далее - заявка), и требования к их оформлению,
включить в пункт 8 Положения информацию, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса - перечень документов, представляемых с письменной заявкой на участие в конкурсе, в том числе форма заявки и формы других необходимых документов, требования к их оформлению, а также критерии оценки участников конкурса.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 апреля 2012 г. N 24
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016