Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 12 марта 2014 г. N 6-ФАС22-0В/02-14
Резолютивная часть решения оглашена 27.02.2014
В полном объеме решение изготовлено 12.03.2014
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Б <_>
Члены Комиссии:
Г <_>
С <_>
рассмотрев дело N 6-ФАС22-ОВ/02-14 по признакам нарушения администрацией города Новоалтайска Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ходе рассмотрения жалобы гр. Р <_> (далее - Заявитель) (вх. N 11862 от 09.01.2014) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в нормах административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на индивидуальные жилые дома", утвержденного постановлением администрации г.Барнаула от 26.07.2012 N 2129 (далее - Регламент), управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) установлено следующее.
Заявитель сообщил, что является собственником земельного участка площадью 1172 кв.м. по адресу г.Барнаул, п.Бельмесево, ул. <_> с кадастровым номером 22:61:051901:1126, категория земель - земли населенных пунктов для жилищного строительства. С целью реализовать свое право на возведение индивидуального жилого дома необходимо получить разрешение на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)), но для получения разрешения на строительство в орган местного самоуправления предоставляется градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), который этим же органом местного самоуправления и изготавливается. 19.11.2013 Заявитель обратился с заявлением о выдаче ГПЗУ в Администрацию Центрального района г. Барнаула с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок и документов, удостоверяющих личность заявителя. На данное заявление был получен ответ о необходимости предоставления дополнительных документов в соответствии с Регламентом.
Заявитель считает, что требование предоставить какие-либо документы за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица противоречит ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по Алтайскому краю на основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 10.02.2014 N 32 в отношении администрации г.Барнаула возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 6-ФАС22-ОВ/02-14.
На заседании Комиссии Заявитель поддержал доводы жалобы.
В своих пояснениях (вх. N 829 от 05.02.2014) администрация г.Барнаула пояснила, что Регламент разработан в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2012 N 834, постановлением администрации г.Барнаула от 10.05.2011 N 1443 "Об утверждении Порядка разработки, проведения экспертизы и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края".
На заседании Комиссии представитель администрации г.Барнаула поддержал позицию, изложенную в пояснениях (вх. N 829 от 05.02.2014).
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г.Барнаула нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
Постановлением администрации г.Барнаула от 26.07.2012 N 2129 принят административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на индивидуальные жилые дома". Получателем данной услуги являются физические и юридические лица-застройщики, либо их уполномоченные представители (раздел I п. 2 Регламента).
Пунктом 6.2 раздела II Регламента установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению на выдачу ГПЗУ:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (собственника, арендатора, владельца земельного участка на ином праве);
- чертеж градостроительного плана земельного участка;
- правоустанавливающие документы на земельный участок и иные объекты недвижимости, расположенные на земельном участке (права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
- технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- технические условия на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения).
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа. Такими документами являются в том числе:
- документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
- учредительные документы юридического лица;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление градостроительного плана земельного участка урегулированы ГрК РФ.
ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 ГрК РФ). В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, постановлением администрации г.Барнаула от 26.07.2012 N 2129 утвержден административный регламент, которым для хозяйствующих субъектов, желающих получить муниципальную услугу - подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа, установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренные действующим законодательством, а именно: чертежа градостроительного плана земельного участка, технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технических условий на вынос сетей инженерно-технического обеспечения (в случае размещения проектируемого объекта капитального строительства на существующих сетях инженерно-технического обеспечения), что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности, следовательно, противоречит п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Администрацию города Барнаула Алтайского края нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по факту утверждения постановлением администрации г. Барнаула от 26.07.2012 N 2129 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков на индивидуальные жилые дома", в котором установлены необоснованные требования о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством: пп. 6.2.2, 6.2.4, 6.2.5 п. 6.2 раздела II Регламента.
2. Выдать администрации города Барнаула Алтайского края Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 12 марта 2014 г. N 6-ФАС22-0В/02-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016